/img/tv1.svg
RU KZ
Как в Актобе предприниматель чуть бизнеса не лишился

Как в Актобе предприниматель чуть бизнеса не лишился

На помощь пришли журналисты редакции.

08:33 18 Август 2020 3422

Как в Актобе предприниматель чуть бизнеса не лишился

Автор:

Семен Данилов

Актюбинского предпринимателя обязали снести рекламные конструкции стоимостью 30 млн тенге, на установку которых чиновники дали в свое время добро.

Речь идет о конструкциях ТОО AdamDecolight CA. Как следует из обращения в РПП, товариществу на основании постановления акимата города в 2019 году предоставлено право временного возмездного землепользования сроком на три года на два земельных участка общей площадью 12 кв. м (5 и 7 кв. м) для размещения реклманых LED-экранов. На основании постановления были заключены типовые договоры на право аренды земельного участка. Предприниматель затратил на установку двух LED-экранов около 30 млн тенге.

Не верь глазам своим

Однако 16 января 2020 года отдел земельных отношений, архитектуры и градостроительства города Актобе выставил ТОО уведомление о необходимости демонтировать вышеуказанные рекламные конструкции в связи с тем, что они находятся вблизи тротуаров.

«Это дорогостоящие рекламные сооружения, причем с использованием современных технологий. У компании есть соответствующий земельный акт, постановление акима Актобе. Но почему-то в январе этого года приходит уведомление о необходимости демонтажа. В компании даже понять не смогли, на каком основании. Мы обратились с письмом в акимат города Актобе. Получили такой ответ: «В отдел земельных отношений, архитектуры поступило письмо от УАП ДП Актюбинской области от 19 декабря 2019 года о нарушении пункта 6.1 СТ РК 1633-2015 «Средства наружной рекламы на автомобильных дорогах и в населенных пунктах»: при размещении средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений и не должны размещаться над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах…

В связи с чем данные рекламные конструкции LED-экранов не соответствуют пунктам 1-2 статьи 11 Закона Республики Казахстан от 19 декабря 2003 года № 508-II «О рекламе», – рассказал inbusiness.kz заместитель директора РПП по правовым вопросам Руслан Куйшинов.

По его словам, по всему городу довольно много подобных рекламных сооружений, как на обочинах дороги, так и над проезжей частью. Почему запрет коснулся именно этой компании?

Контрольный выстрел

«Но на этом местный исполнительный орган в лице городского отдела земельных отношений, архитектуры и градостроительства не остановился и подал иск на ТОО с требованием демонтажа в областной специализированный межрайонный экономический суд. Причем в заявлении указана другая причина: «…в базе данных выдача архитектурно-планировочного задания на установку рекламной конструкции для этой компании не производилась...» На письмо департамента полиции уже нет никакой ссылки.

Но на момент заключения договора об аренде между предпринимателем и отделом земельных отношений 22 февраля 2019 года архитектурно-планировочного задания не требовалось. Новые правила вступили в силу лишь 26 апреля 2019 года, – пояснил Руслан Куйшинов. Непонятно, почему МИО так поступает с бизнесом. Ведь предприниматель потратил большие средства».

Как пояснил спикер, данный вопрос прорабатывался с антикоррупционной службой. Прошли встречи с местными исполнительными органами, с акимом города Актобе. У компании все правоустанавливающие документы в норме, нарушений никаких нет.

«Как нам рассказали в городском акимате, в настоящее время решается вопрос об отзыве иска из областного СМЭС», – подчеркнул замдиректора РПП по правовым вопросам.

P.S. Когда материал редакции помог бизнесу

Когда готовился материал, стало известно, что вопрос все же решился в пользу предпринимателя.

«Кое-кто в городском акимате решил нашу компанию почему-то сделать крайней, а наши рекламные щиты объявили вне закона. Нам пришлось обратиться в РПП «Атамекен» и подключить к решению вопроса антикоррупционную службу и акима города Актобе Асхата Шахарова. Конечно, нервы нам потрепали, но все закончилось благополучно для компании, иск из областного СМЭС акимат отозвал. К нам претензий больше нет. Асхат Шахаров встал на нашу сторону, что в конечном итоге стало решающим фактором при решении вопроса», – пояснил inbusiness.kz представитель компании AdamDecolight CA Аскар Жайлибаев.

Семён Данилов


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Налог на вывеску

В Костанае отдел архитектуры поспешил выполнить предписание ревизионной комиссии и выставил предпринимателям многотысячные счета на оплату налога с наружной рекламы.

25 Сентябрь 2020 07:30 586

Более 1200 предпринимателей Костаная получили счета на оплату налога на наружную рекламу вместе с пеней в июне и августе 2020 года. Разбег сумм от десятка до нескольких сотен тысяч тенге. Многие подчеркивают, что предписаний, предупреждений или визитов контролирующих органов с проверкой никто не видел.

Как рассказала  предпринимательница Татьяна Антонинова, у нее просто арестовали счета, о чем пришло извещение из банка. Девушка, будучи участником госпрограммы, выплачивает кредит и ежемесячно берет справку об отсутствии налоговой заложенности, которую предоставляет в банк.

«26 июня в «Кабинете налогоплательщика» беру справку об отсутствии задолженности. 29 июня мне звонят из банка и говорят, что у меня долг по налогу на рекламу в размере 15 тыс. тенге плюс пеня 1500 тенге. Стала выяснять. Оказалось, что в декабре 2019 года была проверка, налог начислен по ставке 2019 года и с того же периода идет пеня. То есть 26-го числа не было долга ни по одному налогу, а 28-го уже с пеней», – отметила предпринимательница.

Тогда ей пришлось оплатить долг, чтобы разблокировали счета компании. Предпринимательница попыталась разобраться в ситуации, но отдел архитектуры, выставивший долг по налогу на наружную рекламу, не отреагировал на обращение. Письма через портал egov.kz в адрес акимата города, прокуратуры и департамента госслужбы в июле повлекли реакцию в виде формальных, по мнению предпринимательницы, ответов. Разбираться в причине начисления налога на наружную рекламу никто не стал. Татьяна Антонинова рассказала, что вывеску после июньского начисления налога тут же сменила, оставив лишь название и вид деятельности. Однако в сентябре она вновь получила извещение из банка. Счета вновь заблокировали из-за долга по налогу за наружную рекламу. И вновь с пеней. На этот раз заплатить пришлось 50 тыс. тенге.

Подобные извещения в августе и сентябре пришли 1200 предпринимателям Костаная. Некоторым выставили счета по несколько сотен тысяч тенге. На этот раз история получила широкую огласку.

Предприниматели рассказали, что у некоторых из них вывесок нет вовсе. То есть помещение в торговом центре они арендуют, однако на улице никакой информации о своем отделе/салоне не размещают. Есть случаи, когда плату начисляли за размещение не объемных букв, а баннеров с названием и видом деятельности. Также зафиксированы факты начисления налога за чужую рекламу.

Причиной массового начисления налога на наружную рекламу стала проверка ревизионной комиссии, которая состоялась в декабре 2019 года. Тогда контролеры посчитали, что отдел архитектуры недостаточно активно работает по сбору этого вида платежей. Городской отдел архитектуры получил предписания и поспешил устранить эти «нарушения».

Лишь в сентябре, после того как проблема приняла массовый характер и вызвала недовольство сотен предпринимателей, в ситуацию вмешалась Палата предпринимателей Костанайской области. Эксперты НПП подтвердили правоту владельцев вывесок.

«По закону госорганы должны были провести профилактический контроль с посещением объектов, результатом которого должны были стать рекомендации. На основании этих рекомендаций предприниматель мог либо устранить нарушения, либо подать на них возражение. Однако такой возможности субъектам бизнеса не предоставили», – отметили юристы Палаты предпринимателей.

Как получилось?

Эксперт палаты Жибек Сеитова отметила, что в ходе разбирательства появились основания полагать, что профилактический контроль проводился без посещения объектов. Начисление налога произошло только на основании результатов аудита ревизионной комиссии по Костанайской области. То есть в налоговую службу были направлены непроверенные данные, а предпринимателей лишили возможности устранить нарушения.

По закону после профконтроля предпринимателям должны направить рекомендацию в срок не позднее пяти рабочих дней со дня выявления нарушений и вручить лично под роспись. Дальше у предпринимателя есть два варианта: либо направить возражение в течение пяти рабочих дней, либо исполнить рекомендацию за 10 рабочих дней.

Череда встреч специалистов НПП, предпринимателей и акимата привела к тому, что власти приняли решение аннулировать долг по рекламному налогу.

«Принято решение о создании рабочей группы с участием представителей НПП «Атамекен» и уполномоченным органом в сфере размещения визуальной рекламы. Цель данной группы – отработать с каждым предпринимателем, размещающим наружную рекламу/вывеску, на приведение в соответствие с законодательством РК. Принято решение отделу архитектуры и градостроительства отозвать с управления государственных доходов ранее поданные сведения о лицах, разместивших объекты наружной визуальной рекламы, за период с декабря 2019 года по июль 2020 года.  Таким образом, начисление налогов за размещение наружной рекламы будет производиться только после выезда рабочей группы. Акимат города Костаная приносит свои извинения за причиненные неудобства», – прокомментировали ситуацию в администрации областного центра.

В акимате также пообещали, что письма об отзыве налогов на наружную рекламу в управление госдоходов Костаная направят в течение нескольких дней. Предприниматели ожидают, что в графе «долг по налогам» у них появятся нули до 2 октября. Тем, кто уже оплатил налог, чтобы разблокировать счета, необходимо будет написать заявления в налоговые органы на возврат уплаченных средств.

Также стало известно, что в отношении руководителя отдела архитектуры возбудили дисциплинарное дело. Об этом сообщил заместитель руководителя департамента госслужбы Костанайской области Ерлан Салыкбаев.

«Дело было возбуждено по факту нарушения законодательства о госслужбе, выразившемся в явном воспрепятствовании предпринимательской деятельности. В настоящее время проводится служебное расследование. Итоги расследования будут готовы в течение 15 дней. Планируем в первой декаде октября принять окончательное решение на заседании совета по этике», – пояснил Салыкбаев.

В ближайшее время в Костанае создадут рабочую группу, которая будет проводить проверки на бизнес-объектах и фиксировать наличие рекламы. Как оказалось, имеется немало разночтений в трактовке статей Закона «О рекламе» в части определения вывесок и рекламы. Об опасности возникновения разночтений работники сферы наружной рекламы говорили еще полтора года назад, когда изменения в закон только внесли. В акимате решили разработать документ, который позволит избежать повторных ошибок в ходе проверок. Чтобы исключить нарушение прав бизнеса, в рабочую группу по проверке объектов на предмет размещения именно наружной рекламы войдут представители Палаты предпринимателей Костанайской области.

Анализируя ситуацию, можно сказать, что такого развития событий можно было бы избежать. Ведь предприниматели направляли официальные письма в акимат и другие компетентные органы еще летом, однако не получили соответствующей реакции.

Татьяна Шестакова

Подпишитесь на наш канал Telegram! 

Сокращение рекламных бюджетов на мировом рынке

На фоне кризиса и повального банкротства компаний рекламный рынок переживает серьезные изменения. Коронавирус не только привел к сокращению рекламных заказов, но и стимулировал серьезные изменения в индустрии, которые в будущем помогут брендам стать сильнее.

23 Июль 2020 08:00 4051

Немецкий производитель колес BBS и американский холдинг женской одежды Ascena Retail Group на этой неделе присоединились к печально растущему списку обанкротившихся компаний. Коронавирус подкосил глобальную экономику и стал суровым палачом для бизнеса. Даже международные компании не выдерживают испытания пандемией. Среди известных брендов, которым пришлось объявить о банкротстве, есть J. Crew, Neiman Marcus, Hertz, Cirque du Soleil и филиал Victoria's Secret в Великобритании. К сожалению, тенденция не намерена снижаться. Так, согласно Epiq Global, за первое полугодие 2020 года в США количество заявок на объявление себя банкротом среди юридических лиц выросло на 43% по сравнению с идентичным периодом 2019 года. Маркетологи и рекламщики затаили дыхание и ждут два возможных сценария:

  1. Многие предприятия борются за выживание, и маркетинг будет неотъемлемой частью их восстановления.
  2. Многим компаниям придется значительно затянуть пояса, а это означает отказаться от раздутых маркетинговых бюджетов, запланированных рекламных кампаний и PR-продвижения.

Чтобы разобраться в ситуации и предугадать развитие событий, мы собрали исследования и экспертную оценку глобальных маркетинговых фирм.

Неутешительные прогнозы

Influencer marketing hub провел опрос 237 брендов, чтобы узнать, как они справляются с кризисом. Результаты оказались преимущественно печальными. 69% респондентов ожидают снижения расходов на рекламу в 2020 году, что не удивительно, учитывая, что 65% из них уже ощущают снижение доходов. Однако не все индустрии оказались в одинаково плачевном состоянии. Продукты первой необходимости не только не потеряли спрос, но и испытывают серьезный прирост, который еще не могут удовлетворить. Наиболее пострадавшими предприятиями оказались luxury-бренды и фирмы, которые ранее не инвестировали в цифровизацию.

Подобные показатели говорят о снижении активности у рекламодателей. Так, доходы Publicis Group, крупнейшей в мире рекламно-коммуникационной компании, в сравнении с первым полугодием 2019 года в Китае снизились на 15%, а в Европе – на 9%. Несмотря на увеличение спроса на жизненно необходимые продукты, ожидать, что они смогут существенно перекрыть потери от оттока обычных клиентов, не стоит. Поскольку подобные продукты никогда не доминировали и существенно не нуждались в рекламе для создания искусственного интереса у потребителей и диверсификации себя среди конкурентов. Согласно репорту AdAge, самыми крупными рекламодателями в США в 2019 году были телекоммуникационные компании Comcast и AT&T, затем шли Amazon и Procter & Gamble, а замыкал пятерку лидеров General Motors. В 2020 году мы можем с уверенностью сказать, что из этой пятерки точно останется Amazon.

Интернет-реклама

Коронавирус стал катализатором давно неизбежной миграции рекламных бюджетов в онлайн. За время карантина количество зрителей ТВ возросло, но цифровое потребление увеличилось в разы больше: социальные сети, стриминговые сервисы и онлайн-игры испытывают колоссальный прирост пользователей. Реклама всегда быстро адаптировались к поведению потребителей, а это означает, что Интернет еще дальше уйдет от остальных рекламных каналов. Согласно прогнозам WARC, социальные сети могут ожидать 9,8% рост от рекламных доходов, до пандемии прогноз доходил до 20%. В то время как традиционным рекламным каналам прогнозируют повальное падение, особенно кинотеатрам. Им предрекают 35% упадок, печатным журналам – 21,5%, радио – 16,2%, а ТВ – 13,8%. Тем не менее важно отметить, что и онлайн-площадки испытали трудности на фоне пандемии. Исследования Influencer marketing hub показали, что 74% опрошенных брендов в настоящее время меньше делают публикаций в социальных сетях, что означает: меньшее количество денег тратится на продвижение постов. Пострадали и цифровые издательства. Бренды, избегающие ассоциаций с коронавирусом, остерегаются контента про КВИ. Они блокируют ключевые слова на новостных сайтах и снижают свои расходы на рекламу на информационных порталах. Например, журнал The New York Times сообщил о падении доходов от рекламы на 15% за I квартал 2020 года.

Свет в конце тоннеля

Эксперты утверждают, что 2020 год станет самым тяжелым для рекламного рынка в XXI веке. Последствия от коронавируса будут хуже, чем от финансового кризиса 2008 года. Однако также ожидается, что потери будут не долгосрочными и уже в 2021 году начнет происходить восстановление рынка. WARC прогнозирует, что полное возвращение к показателям до пандемии займет меньше времени, чем после кризиса 12-летней давности. Тогда рекламе потребовалось восемь лет до полного восстановления.

Карантин значительно усилил значение онлайн-продаж для всех типов бизнеса. Клиент заходит в поисковик, социальную сеть или на маркетплейс, где из миллионов предложений он выбирает наиболее ему понятный и выгодный вариант. Подобный процесс заключения сделок исключает случайных клиентов, которые могли открыть для себя новый продукт, гуляя по торговому центру. Клиенты также стали более бережно относиться к своему выбору, времени и деньгам. К риску купить плохой товар добавился страх лишний раз пересекаться с посторонними людьми. Новая психология покупок акцентирует особое внимание на узнаваемости бренда. Если о вас не слышали, вас не будут искать в Интернете, где в огромном потоке информации теряются множество компаний. Клиент должен хотеть приобрести ваше предложение еще до входа в «магазин». Тут и становится очевидным, почему реклама не умрет, а коммуникация с клиентом стала еще более важной. Ключевым моментом стала возможность прямого диалога с потенциальным покупателем. Бренды стремятся показать свой товар напрямую человеку, у которого уже есть интерес. Бесспорно, лидером в данном вопросе останется таргетированная реклама. Также можно ожидать спрос у рекламодателей на нативный контент, который поможет брендам оставаться на виду у нужной аудитории, а также повышать доверие и лояльность. Ведь вы скорее купите крем, который посоветовал ваш косметолог, чем крем из очевидно продающего ролика. Содержание рекламных сообщений тоже переживет видоизменение, уходя от продвижения нового продукта и громких лозунгов в сторону формирования целостного имиджа компании. Если клиента заинтересует бренд, необходимый продукт он уже найдет онлайн или в их таргетированной рекламе. Так, согласно IAB, 73% рекламодателей изменили или разработали новые рекламные материалы с начала пандемии, из них 53% предпочли сообщения, подчеркивающие миссию компании.

С уверенностью можно сказать, что маркетологам в эпоху после COVID-19 придется переосмыслить, какие инструменты им действительно нужны. Рекламодатели сфокусируются на рентабельности своих рекламных инвестиций. Однако, несмотря на финансовые потери, маркетинг останется необходимым элементом выживания бизнеса. 41% респондентов Influencer marketing hub намерены сохранить или увеличить свое присутствие в СМИ, так как сейчас сильный бренд диктует спрос.

Асель Тиес


Подпишитесь на наш канал Telegram!