RU KZ
Как в Казахстане поддерживают экспортеров

Как в Казахстане поддерживают экспортеров

19:35 22 Март 2021 2843

Как в Казахстане поддерживают экспортеров

Автор:

Елена Тумашова

Заместитель генерального директора АО «Центр развития торговой политики QazTrade» Асель Егембердиева рассказала inbusiness.kz о нефинансовой поддержке экспортеров, а также о том, в какие страны планируется вывести в этом году участников программы экспортной акселерации и как пандемия повлияла на казахстанский экспорт.

Асель Ериковна, расскажите, пожалуйста, чем занимается центр, как изменилась поддержка экспортеров за последнее время.

– В этом году нашему центру исполняется 15 лет. Когда он создавался, его первоочередной задачей была аналитическая поддержка государственных органов в процессе присоединения Казахстана к ВТО и функционирования ЕАЭС.

К настоящему времени центр стал одним из основных операторов нефинансовых мер государственной поддержки экспортеров. Занимаемся аналитикой и консалтингом, выводом экспортеров на международные электронные торговые площадки, в частности на Alibaba.com, возмещением части затрат экспортерам и многим другим.

В сентябре 2019 года нас наделили функционалом по продвижению несырьевого экспорта отечественных предприятий в формате единого окна.

В 2020 году в рамках поручения главы государства Касым-Жомарта Токаева о необходимости запуска экспортного акселератора мы запустили первую в Казахстане программу экспортной акселерации – QazTrade ACCELRATOR. Первыми участниками стали 35 предприятий пищевой промышленности, они получили необходимые экспортные компетенции и были выведены на рынок Китая.

Таким образом, мы аккумулируем все вопросы, связанные как с внешней, так и с внутренней торговлей, и создаем комфортную экосистему для самих предпринимателей, чтобы они могли обратиться в одну организацию и получить весь комплекс услуг, необходимый для их развития.

– Что нового в поддержке экспортеров появилось за период пандемии?

– В период пандемии мы столкнулись с такой проблемой: многие экспортеры не знают о действующих мерах господдержки, отдельные предприниматели хотят выйти на экспорт, но не знают как. Поэтому мы запустили проект QazTrade ACADEMY – серию обучающих роликов о том, как поэтапно выходить на экспорт, включая подготовку документации, поиск рынков, проведение маркетинговых исследований и получение мер господдержки.

В непростой карантинный 2020 год на базе нашего центра был сформирован оперативный штаб по реагированию на проблемы экспортеров, запущена горячая линия для экспортеров, организован постоянный контакт с экспортерами, в том числе и посредством телеграм-канала @exportgov.

– Если говорить о финансовой стороне, то сколько средств государство выделяет на поддержку экспортеров?

– В 2018 году по поручению Елбасы – первого президента Республики Казахстан на развитие обрабатывающей промышленности было выделено 500 млрд тенге на 2019-2021 годы. Все меры поддержки, направленные на развитие и продвижение экспорта несырьевых товаров и услуг, финансируются в рамках этого бюджета.

Отмечу, что широкий спектр финансовых мер государственной поддержки для экспортеров предоставляет еще один важный институт поддержки экспортеров – АО «ЭСК KazakhExport».

При этом вся информация и возможность подачи заявки на получение тех или иных мер господдержки аккумулируется на базе единого экспортного портала export.gov.kz.

– Центр занимается анализом рынков и консультированием экспортеров. Что было сделано в прошлом году в этих направлениях?

– Для подготовки страновых обзоров мы провели анализ семи приоритетных внешних рынков (Узбекистан, Вьетнам, Турция, Афганистан, Израиль, Италия, Азербайджан) с целью мониторинга конкурентных позиций и изменения потребительского тренда на товарные позиции казахстанского экспорта. На текущий момент сформированы паспорта по отобранным странам, определен экспортный потенциал казахстанских товаров на основе новой методологии, которая включает в себя расчет индексов выявленного сравнительного преимущества для экспортных товаров по каждому рынку и определение экспортного потенциала по отобранным товарным позициям, проведен анализ логистики и транспортировки отечественных товаров до целевых рынков.

Подготовлены отраслевые отчеты по четырем отраслям: химическая промышленность, металлургия, масложировая и мукомольная отрасли, а также по одному виду услуг – строительство и архитектура.

Указанные отрасли и сфера услуг отобраны на основании имеющегося потенциала с учетом их текущих темпов роста и роста производительности в Казахстане, а также наличия экспортного потенциала.

По каждой отдельно взятой отрасли были проведены работы по определению четырех наиболее конкурентоспособных товаров на уровне шести знаков ТН ВЭД, а также для каждого отдельно взятого товара определен приоритетный рынок сбыта, с указанием потенциальных преград, препятствующих доступу.

По итогам подготовленных страновых обзоров для удобства восприятия материалов целевой аудиторией выработан новый формат для интерактивной аналитики, а также сформирован реестр нетарифных барьеров, которые размещены на едином экспортном портале. На этой площадке опубликованы и доступны для широкой публики результаты всех проведенных исследований.

В плане консультирования мы дали рекомендации по улучшению ведения экспортной деятельности 73 предприятиям, еще 68 предприятиям предоставлены консультации по выводу отдельных видов продукции на рынки ЕС, КНР, Швейцарии, Турции, ЕАЭС, Великобритании, стран Ближнего Востока.

Также подготовили 20 дайджестов и информационных бюллетеней по выявлению возможностей и определению рисков для торговли РК.

Каким образом реализован принцип единого окна для экспортеров?

– Функционал единого окна реализован в цифровом формате для удобства бизнесменов на базе единого экспортного портала.

Помимо этого, команда нашего центра находится в постоянном контакте с представителями бизнес-сообщества и оказывает всю необходимую поддержку экспортерам. С 28 апреля 2020 года на телеграм-канал подписались более 1 тыс. активных экспортеров, обработано свыше 700 обращений предприятий по вопросам ведения экспортной деятельности. В частности, это запросы по практическим алгоритмам вывода продукции на внешние рынки, снятию различных барьеров, предоставлению актуальной аналитической информации для планирования вывода своей продукции.

Предполагалось, что через единый экспортный портал импортеры смогут находить для себя партнеров – экспортеров казахстанской продукции. Каковы успехи в этом направлении?

– На экспортном портале размещен реестр казахстанских предприятий-экспортеров с привязкой к регионам и товарной спецификации. С помощью специального фильтра у потенциальных иностранных партнеров есть возможность найти подходящего поставщика с казахстанской стороны.

Вместе с тем в рамках готовых исследований аналитики нашего центра на ежегодной основе готовят региональный и отраслевой обзоры, а также справочник «Экспортная продукция Казахстана». Аналитика содержит подробную информацию обо всех экспортерах страны, специфику региональной и отраслевой специализации предприятий. Эти направления будут и дальше развиваться, чтобы создать максимальную возможность новых b2b-контактов.

– Сколько экспортеров несырьевой продукции сейчас работает в Казахстане?

– На сегодняшний день в нашем реестре собрано более 1 тыс. отечественных экспортеров обработанных товаров из разных баз. Эти предприятия экспортируют товары 121 товарной группы на четырех знаках ТН ВЭД. Если рассматривать товарные группы на шести или десяти знаках ТН ВЭД, то их число вырастет в разы.

– В 2019 году министерство торговли и интеграции запустило программу по выводу казахстанских производителей на площадку Alibaba.com. Каковы результаты этой работы? Сколько экспортеров получили «золотые» аккаунты?

– На сегодняшний день на этой платформе представлено 100 казахстанских предприятий. Первые 50 компаний (их вывод на площадку состоялся в 2019-2020 годах) заключили соглашения на реализацию продукции на сумму $17,4 млн и планируют увеличение этой суммы до $18,3 млн, они получили более 500 запросов на свои товары. Второй пул из 50 компаний (вывод на площадку – в 2020-2021 годах) ожидают экспортную выручку в размере $54,4 млн.

При этом стоимость одного «золотого» аккаунта составляет всего $2999 долларов. Таким образом, можно говорить об эффективности этой меры поддержки.

Необходимо также отметить, что более 4 тыс. казахстанских товаров уже размещены на торговой площадке. Это макаронные и кондитерские изделия, растительные масла, мука, мясо, мед, напитки, мебель, одежда, товары для детей и многое другое.

Реализация программы позволит повысить уровень осведомленности казахстанских организаций о работе с Alibaba.com, увеличить число казахстанских организаций, представленных на этой торговой платформе. Это даст дополнительный импульс в развитии электронной торговли, предоставляя Казахстану высокий потенциал расширения географии сбыта товаров отечественных производителей.

По каким направлениям сегодня наиболее активно развивается экспорт несырьевых товаров и услуг, и как на это повлияла пандемия?

– В 2020 году, несмотря на трудности в международной торговле, возникшие из-за ограничений, введенных на государственных границах с торговыми партнерами, и в связи с сокращением общего объема экспорта, наблюдается рост по отдельно взятым товарным категориям.

Например, поставки легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя от 1,5 л до 3 л принесли отечественным предприятиям экспортную выручку на $100 млн. Также наблюдается рост экспорта в пищевой промышленности. Экспорт пшеничной муки, например, в 2020 году составил $489,4 млн, что на 35,2% больше, чем в 2019 году.

Если говорить об экспорте услуг, то до пандемии Covid-19 рост здесь составил 25,8% за 2015-2019 годы (увеличение – с $6,2 млрд до $7,8 млрд). Однако влияние глобальных мер против распространения коронавируса и ограничения на свободное перемещение людей негативно повлияли на торговлю услугами. В 2020 году экспорт услуг из Казахстана составил $5,2 млрд (снижение – на 33,3% в сравнении с 2019 годом).

По услугам экспортная корзина состоит из транспортных услуг (51%) и поездок (32%). Основными направлениями экспорта услуг из Казахстана являются Китай (30,3%), Россия (17,9%), прочие страны (14,4%), Узбекистан (9,6%).

При этом за 2020 год отмечается увеличение экспорта финансовых услуг – на 51,5% (с $53,5 млн до $81,1 млн), услуг в области страхования и пенсионного обеспечения – на 49,2% (с $73,3 млн до $109,3 млн), телекоммуникационных, компьютерных и информационных услуг – на 11,9% (с $92,1 млн до $103,1 млн).

Замечу, что во время пандемии в мире произошел рост торговли в сфере IT – телекоммуникационными, компьютерными и информационными услугами. Поэтому для поддержки казахстанских экспортеров IT-услуг были внесены изменения в соответствующие нормативно-правовые акты, и часть затрат этих компаний при экспорте будет возмещаться. Также идет работа по разработке и запуску экспортного инкубатора для IT-компаний. В будущем эти меры будут распространяться на другие виды услуг.

Какие направления экспорта в приоритете с точки зрения поддержки?

– С точки зрения эффективной поддержки экспорта, приоритетом обладают экспортеры продукции верхних переделов, так как при экспорте таких товаров большая часть добавленной стоимости остается внутри страны и рост экспортной выручки производителей позитивно влияет на развитие отечественных предприятий обрабатывающей промышленности. Например, при возмещении части затрат экспортерам принимаются во внимание такие критерии, как степень передела продукции и наличие сертификата CT-KZ, подтверждающего степень достаточной переработки на территории Казахстана.

В этом году мы планируем вывести отечественные предприятия в рамках программы экспортной акселерации на рынки КНР, России, ОАЭ и Узбекистана. Также для производителей пищевой продукции перспективными направлениями являются такие страны Ближнего Востока, как Саудовская Аравия, ОАЭ и Катар: потребители из этого региона доверяют казахстанской продукции в плане качества.

Также ведется тесная работа с МИД и казахстанскими загранучреждениями. Когда иностранные импортеры обращаются к ним с заинтересованностью в казахстанской продукции, проводится точечная работа по ведению торговых переговоров между сторонами и консультации отечественных товаропроизводителей по ведению ВЭД.

Какие барьеры для выхода казахстанских экспортеров на внешние рынки сегодня существуют?

– В настоящее время казахстанские экспортеры сталкиваются с рядом проблем в зависимости от страны назначения. Пандемия коронавируса внесла свои коррективы в условия и возможности международной торговли. Страны предъявляют повышенные требования не только к качеству и безопасности продукции, но и к ее упаковке и транспортировке, постоянно меняются правила ввоза импортной продукции. В таких условиях необходим постоянный мониторинг меняющихся условий торговли и своевременное уведомление экспортеров.

Из-за введения карантинных мер во многих странах мира были внесены изменения и в календарь международных выставок, форумов и деловых миссий, где казахстанские производители могли бы представить свою продукцию. Несмотря на действующие ограничения, часть выставок работать будет, однако уже в онлайн-формате.

Снизилась активность проведения переговоров с Китаем в части разрешения на ввоз определенных товаров и вхождения казахстанских предприятий в реестр поставщиков импортной продукции. Без этого этапа предэкспортной подготовки компании, отсутствующие в указанном реестре, не имеют права поставлять свою продукцию на рынок Китая. Помимо этого, главное таможенное управление КНР обновило требования к регистрации перерабатывающих предприятий третьих стран.

Задача нашего центра – сделать то, что максимально поможет отечественным предприятиям снять риски возникновения дополнительных затрат при изменении требований ввоза казахстанской продукции на внешние рынки.

– Асель Ериковна, Вы могли бы привести пример того, как центр помогает экспортерам?

– Да, конечно. Помимо общих проблем экспорта, есть и точечные проблемы, с которыми сталкиваются отдельно взятые предприятия. Надо понимать, что решение некоторых из них может затягиваться на длительный срок в зависимости от сложности вопроса и с учетом обязательств Казахстана по участию в международных интеграционных объединениях.

Одним из последних примеров, где центр оказал содействие экспортеру, стал случай с поставкой товаров в КНР. Согласно коду ТН ВЭД, экспортер заблаговременно подал на выдачу лицензии в соответствующем государственном органе. Компания получила лицензию, однако в ней были обнаружены технические ошибки, и лицензия была отозвана. После этого компания дважды подавала заявку на выдачу новой лицензии, но каждый раз в выдаче лицензии отказывали. И это несмотря на то, что процесс подачи заявки сопровождался представлением всех необходимых документов согласно постановлению правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2015 года № 287 «Об утверждении перечня товаров, экспорт и (или) импорт которых подлежат лицензированию, лицензиаров и государственных органов, которые осуществляют согласование выдачи лицензии».

Экспортер обратился в наш центр с просьбой помочь в получении лицензии. На основании анализа сложившейся ситуации мы составили обращение в министерство торговли и интеграции, в котором указали на несоответствие требования дополнительных документов, не предусмотренных законодательством Республики Казахстан, для выдачи лицензии. Министерство, в свою очередь, подключилось к решению проблемы. Компания получила новую лицензию и произвела отгрузку товара на экспорт.

Примеров на самом деле много, но есть и системные вопросы, которые мы стараемся решать совместно с государственными органами.

Елена Тумашова

Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!