С какими проблемами обращаются по телефону доверия, рассказали inbusiness.kz в Союзе кризисных центров РК. Основной целью телефона доверия является предоставление первой необходимой психологической помощи, люди сюда обращаются в состоянии психологического дискомфорта. Причины обращений могут быть разными, начиная от семейных конфликтов и заканчивая насилием в семье или подростковыми проблемами.
Телефон доверия доступен для обращения всем возрастным группам, но чаще всего звонят люди, которые осознают свои проблемы, а не просто балуются или играют. Возрастной порог абонентов в возрасте от 14-15 лет и старше. Телефон доверия работает круглосуточно и оказывает психологическую помощь всем, кто обращается. За 2022 год на телефон доверия поступило более 80 тыс. звонков, в месяц в среднем поступает от 8 тыс. до 8,5 тыс. звонков.
При этом обращения могут поступать не только от подростков, но и от взрослых и пожилых людей.
"Иногда к нам обращаются граждане, у которых не хватает ресурсов для защиты каких-то определенных прав. Тогда мы стараемся помочь им в этом направлении либо направить с какими-то консультациями к юристам. Мы можем инициировать обращения в государственные органы от лица нашей организации с целью защиты прав какого-то определенного человека", – говорит Алия Джангужина, PR-менеджер Союза кризисных центров РК.
Из взрослого контингента больше обращаются женщины, что, возможно, обусловлено их природой и склонностью говорить о своих проблемах. Причины обращения также могут быть разными, от стрессовых событий в жизни до бытового насилия. В случае если женщина нуждается в защите и убежище, в Союзе кризисных центров имеется много партнеров, которые могут предоставить такую помощь. Если женщина обращается вместе с ребенком, организация может рекомендовать социальные центры, такие как "Дом мамы".
В Союзе кризисных центров сообщили, что все чаще стали обращаться за психологической помощью, консультацией и поддержкой мужчины. Это говорит о том, что люди понимают важность психологического здоровья и готовы получать необходимую помощь.
Бывает, что в центр звонят те, кто пытаются с минуты на минуту покончить жизнь самоубийством.
"У нас был случай, когда мужчина хотел совершить суицид и спрыгнуть с моста. Нашему психологу, что очень радует, удалось держать его какое-то определенное время до того момента, пока соседний оператор не вызвал полицию. Специалисту удалось вызвать мужчину на откровенность и узнать адрес его местонахождения", – поделилась Алия Джангужина.
В таких случаях психолог должен убедительно донести до обращающихся, что есть возможность изменить свою жизнь и помочь им перенаправить свои мысли и эмоции в позитивное русло. Некоторые из наиболее распространенных проблем, с которыми обращаются люди, – это личные проблемы, стрессовые события, семейные конфликты и бытовое насилие. Реакция на эти проблемы может быть разной, включая агрессию к себе или окружающим, а также нежелание жить.
В службе телефона доверия работают только дипломированные психологи с большим опытом работы, которые также регулярно проходят супервизию, чтобы избежать профессионального выгорания и неправильных реакций на звонки. В организации также поделились видением о современном воспитании детей.
По мнению Алии Джангужиной, никакой профессиональный психолог не скажет, каким должен быть идеальный родитель. Каждый из нас прежде всего человек, который был воспитан своими собственными родителями и получил определенные стереотипы воспитания. Однако в настоящее время мир и общество сильно изменились, поэтому нельзя точно определить, какой родитель является правильным. Важно помнить, что ребенок – дорогой и близкий человек, даже в подростковом возрасте, когда взаимоотношения становятся более сложными. Главное – не потерять доверие ребенка, чтобы он не замкнулся в себе и не искал помощи за пределами семьи.
Восприятие у всех иное. Где-то родители считают, что, жестко воспитывая, прививают дисциплину и прочее, а где-то считают, что тем самым наносят психологическую травму.
"Нас воспитывали в ином ключе, а сейчас все поменялось – поменялись устои мира, государства, диалоги. Все эти факторы необходимо учитывать, все схемы воспитания сегодня работают совершенно иначе. Когда обращаются к нам, то боятся или не доверяют быть услышанными в своем близком окружении. Но, когда речь идет о жестоком обращении со стороны семьи, мы максимально инициируем уже вмешательство правовых структур, ювенальной полиции и их силовых организаций", – отметила Алия Джангужина.
Очень важно, чтобы службы доверия могли реально помочь. Для этого необходимо, чтобы подросток сообщил имя, фамилию и адрес, чтобы можно было инициировать помощь. Однако не все дети готовы на это пойти, даже если они подвергаются жестокому обращению в семье. Они боятся, что ситуация может еще более ухудшиться после сообщения о проблемах, и не доверять, что им реально помогут и защитят.
"У нас было немало успешных кейсов, когда все-таки дети называли себя, и мы уже плотно с государственными структурами и в частности с правоохранительными органами эту семью выводили из кризиса и помогали детям", – подчеркнули в Союзе кризисных центров РК.
Так как служба доверия входит в Международное общество горячей линии телефонов доверия, у нее есть определенные стандарты работы. Операторы службы не могут без согласия абонента предпринимать каких-то действий в отношении него. Несмотря на то, что помочь хочется каждому, не всегда это сделать возможно.
Есть подростки, которые звонят по несколько раз, потому что у них регулярно происходит в семье жестокое обращение, но, к сожалению, пока они не созрели для того, чтобы что-то предпринять или обратиться в соответствующие органы через службу доверия. Дальше получения психологической помощи они не идут.
В случаях, когда звонят в состоянии опасности и их жизни угрожает кто-то, они называют адрес, и мы инициируем вызов органов полиции по месту. Но чаще такие звонки поступают больше от взрослых людей.
Иногда подростки не готовы разговаривать по телефону, а предпочитают больше писать в онлайн-чат, тоже анонимный, который придумывает рандомный ник каждому обратившемуся.
В преддверии ЕНТ в Союзе кризисных центров РК советуют не придавать особой значимости вещам, которые на самом деле не столь значимы.
"Сохранить психологическое и физическое здоровье своего ребенка намного важнее, чем то, какой результат получит ребенок в учебе, спорте и так далее. Всегда в приоритет надо ставить человеческое – взаимоотношения, отношение друг к другу, доверие и только потом все остальное – успехи, какие-то социальные рамки, которые опять же навязывает социум. А если между вами ляжет трещина, пропасть и недоверие – вот это намного сложнее", – резюмирует Алия Джангужина.
Ранее сообщалось, что число суицидов в стране снижается, но незначительно.