Как в области Абай тушат пожар: что говорят жители

2814

Уже неделю в Бородулихинском районе борются с лесным огнем. По последним данным, на сегодня там работают порядка 1800 человек, 350 единиц техники.

Как в области Абай тушат пожар: что говорят жители Фото: Жанар Асылханова

Что говорят о пожаре местные жители, почему не могут потушить пожар, жители каких сел остаются в эвакуационных пунктах? Корреспондент inbusiness.kz побывала в пострадавшем районе.

По направлению в Бородулихинский район области Абай чувствуется едкий запах гари. Где-то видны клубы дыма. Проезд  через село Шульбинск закрыт из-за ЧС.  По словам сотрудников правоохранительных органов, патрулировавших на месте, въезд разрешен только работникам местной ГЭС. 

Жители сел Талица, Половинки, Булак все еще находятся в эвакуационных пунктах. Всего на данный момент там находятся порядка 200 человек. Сельчан уже перевозили в безопасные места дважды.

"Нас эвакуировали в Семей второй раз из-за сильного задымления. Страшно было", – говорят жители села Талица.

В селе Булак, недалеко от города, тоже практически тихо. Утром видим только нескольких человек. На въезде стоит легковая машина патрульных, которые охраняют село от возможного мародерства.

"Только приехали из города, чтобы присмотреть за хозяйством. Потом опять в город поедем. Питание, все есть", – говорит один из местных жителей.

Жительница района Светлана Мусина работает в придорожном кафе. Рассказывает, первый пожар начался со стороны железнодорожной станции в Бородулихинском районе, на границе с Российской Федерацией.  Отметим, что там расположен международный железнодорожный пункт пропуска "Ауыл".

"Сначала степной пожар начался, потом уже лес начал гореть.  Потом вроде затихло все. И вот Батпаевское лесничество заново начало гореть. Где-то с середины леса. И вот очаг сразу не смогли закрыть, распространилось. Жалко, конечно, 14 человек погибли, это очень большая трагедия для страны. Все помогают в ликвидации пожара, поддерживают, за это отдельная благодарность", – говорит женщина.

По ее словам, этот пожар начался в ночь с 7 на 8 июня.

"В "Семей Орманы" нет никакой техники для тушения пожара. Одна машина сгорела в лесу, когда был первый пожар, вторую машину притащили на прицепе. И то здесь бросили, пожарные сами ремонтировали, машину потом оттащили назад. Все, у нас никаких сил нет. Надо уделить внимание на то, чтобы техника нормальная была. Большая площадь леса сосредоточена у нас, и нет нормальной техники", – добавила она.

Оперативный штаб

Он расположен между селами Успенка и Барышовка. Расстояние небольшое, 15-20 километров, но дорога очень плохая. Едем тихо и сторонимся проезжающих авто, из-под колес которых летят камни. 

Возле оперативного штаба стоят машины, недалеко несколько вертолетов. Здесь же развернута полевая кухня, волонтеры готовят еду. Питания достаточно для перевезенных в эвакопункты, также и для огнеборцев, говорят они.

"Для бойцов, пожарных мы заготавливаем продукты, вот мясо нарезали, на улице стоит казан, где готовим. Потом раскладываем по контейнерам и увозим пожарным. Некоторые сюда сами приходят кушать. А кто далеко, мы им возим. В контейнеры складываем горячую еду, пирожки, все необходимое. Круглосуточно работаем, посменно", – говорит волонтер Айнур Токтабаева.

По словам нового министра по чрезвычайным ситуациям Сырыма Шарипханова, ситуация с тушением пожара осложняется в первую очередь тем, что в регионе не утихает ветер, к тому же стоит жара.

"Это все дает почву для того, чтобы огонь развивался. Но есть и другие факторы. Грунт здесь песчаный и очень вязкий. Техника пожаротушения у нас в основном тяжелая, поэтому невозможно соблюдать определенную скорость, техника буксует, останавливается. Поэтому это риск, конечно. Сейчас, в ветреную погоду, мы не можем технику загонять глубоко в лес, это чревато риском, в первую очередь для личного состава, ну и для техники. Поэтому есть определенные сложности. Еще деревья растут очень плотно. И рельеф пересеченный, не везде ровно, поэтому работать крайне сложно", – говорит министр.

В пожаре уже сгорели две единицы техники, личный состав не пострадал, говорит он.

"Мы работу проводим так, в первую очередь, чтобы была безопасность.  Поэтому в дневное время, когда ветер очень сильный и высокая концентрация дыма, мы стараемся туда не допускать технику, людей. Больше упор делаем на авиацию. Есть подстилка, под которую огонь прячется. В принципе, ее невозможно заметить. Личный состав проходит, старается, где виден огонь, поливать, но есть места, где огонь потом разгорается с неожиданной силой и неожиданно появляется. Определенные сложности есть на территории сел Жерновка, Талица, где Шульбинская ГЭС. Все зависит от погоды и работы личного состава", – добавил Сырым Шарипханов.

Ущерб не оценить…

В министерстве экологии сообщили, что экологический ущерб от пожара будет оцениваться после ликвидации пожара, так как сейчас это сделать сложно. Как только ликвидируют пожар, будет создана специальная комиссия. В этом году на эту сферу, по словам министра экологии Зульфии Сулейменовой, выделено 8,1 млрд тенге.  

"Согласно разработанному в прошлом году комплексному плану, 100% обеспечить материально-технической базой планируется к 2027 году. Будет установлена система раннего обнаружения стоимостью 4,1 млрд тенге. Сегодня в правительстве обсуждался вопрос дополнительного финансирования для оснащения необходимой материально-технической базой. Проводим анализ первоочередных потребностей. И по ним будем запрашивать финансирование", – отметила она.

Отметим, большинству сгоревших деревьев по 100-120 лет, а это значит, уйдет не одно десятилетие, чтобы восстановить лес. А вот потерянные жизни уже не вернуть.

Напомним, в пожаре погибли 14 работников Успенского лесничества. 12 июня был объявлен днем общенационального траура.

Читайте по теме:

Пожар в Абайской области: медики просят больше не присылать лекарств

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться