Как вернуть 90-е в Казахстан: пособие от перекупщиков и серых импортеров авто

Как вернуть 90-е в Казахстан: пособие от перекупщиков и серых импортеров авто

11:26 23 Май 2021 6506

Как вернуть 90-е в Казахстан: пособие от перекупщиков и серых импортеров авто

Автор:

Саян Абаев

Как гибель ни в чем не повинной казахстанки за рубежом показала необходимость решения проблем со старыми автомобилями.  

В Казахстане с 2016 года взимается обязательный утилизационный сбор за ввоз автомобиля в страну. Необходимость утильсбора была обусловлена несколькими факторами. В их числе изношенность автопарка, борьба с загрязнением экологии и защита казахстанского автопрома и потребителя.

По данным МВД, в 2020 году средний возраст парка вырос с 20,5 до 20,7 лет. Данная тенденция затронула все типы транспортных средств.

Кроме того, выброшенные пластиковые детали, аккумуляторы, шины негативно влияют на экосреду. Устаревшие автомобили также сильно загрязняют воздух – достаточно посмотреть на фотографии Алматы с высоты гор.

Что касается защиты прав казахстанских автолюбителей, то вспоминаются многочисленные случаи, когда завезенные в страну автомобили числились в угоне.

Обычно при таких сценариях всплывает участие криминальных элементов, которые знают возможности практически безнаказанного перегона автомобиля в Казахстан. Ситуация не из приятных – мы им наши кровные деньги, они нам подозрительные автомобили.

К слову, в феврале журналисты издания Autonews рассказали о новой схеме автоугона. Машину невозможно вернуть, даже если ее найти.

«Если автомобиль, угнанный в России, пересек границу с Казахстаном, шансов вернуть его почти нет. Главная проблема состоит в том, что автомобили, которые угоняют в России, не добавляют в базу Интерпола. И когда ворованная машина попадает в Казахстан, там ее с легкостью ставят на учет», – говорилось в материале портала.

Этот же вопрос неоднократно поднимали и российские блогеры, которые делали целые расследования о том как вернуть ушедшие в Казахстан автомобили. Все это говорит о несовершенстве законодательной базы, когда именно пробелы в нормативно-правовых актах могут привести к юридической коллизии, перед которыми бессильны правоохранительные органы двух стран.

Специалисты по поиску угнанных авто считают, что после постановки на учет в другой стране заниматься возвратом машины в Россию уже бесполезно. «Головная боль» в этом случае останется за казахстанским водителем.

Как говорится, вот она – легкая и нелегальная схема заработка денег. Которая может привести к расцвету криминальных элементов и возврату трансформированных на современный лад безумных 90-х.

К слову, об интересе криминала к автобизнесу может говорить и связь с трагической гибелью казахстанки Асель Айтпаевой в Грузии. Расследование еще не завершено, однако уже сейчас некоторые Telegram-каналы предполагают, что задержанные гражданин Грузии Бесик Тордуа и дальний родственник погибшей – казахстанец Мурат Мейрбеков – являются партнерами, которые основали компанию «Казтрансавто».

Известно лишь, что компания занимается автомобилями, однако существует вероятность, что «Казтрансавто» занималось и автоперегонами из Грузии в Казахстан. По информации Telegram-канала JexeNews Бесик Тордуа и Марат Мейрбеков основали эту фирму в начале апреля. Адвокат семьи погибшей призвал проверить деятельность компании. Также сообщается о том, что погибшая Асель рассказывала подруге о не совсем легальных делах в автосалоне.

В комментариях к публикациям в Telegram предполагают, что этот бизнес «крышуют» грузинский и российский криминалитет. Неизвестно, к каким открытиям приведет проверка деятельности этой фирмы. Быть может и правда всплывут данные об участии криминального мира в этой нелегально прибыльной деятельности. Однако какой ценой достанется эта информация, начавшаяся с трагической гибели казахстанки, которая пролила свет на эти схемы.

Также нельзя предсказать, какие еще происшествия или скандалы должны случиться, чтобы понять необходимость регулирования рынка колесной техники в Казахстане. От этого выиграют все – казахстанцы получат доступ к новому автопарку по приемлемой цене, исчезнет сценарий оборота «непонятных» денег в стране, частично улучшится экологическая обстановка и отпадет необходимость в серых схемах по завозу авто. Ведь не секрет, что информационные кампании организованные перекупами и серыми импортерами с начала этого года – преследуют только одну цель – быстро и дешево легализовать имущество, не всегда добытое честным трудом.

На данный момент серый рынок автомобилей и спецтехники составляют бывшые в употреблении товары привезенные из:

- Российской Федерации;

- Абхазии;

- Грузии;

- Армении;

- Таджикистана;

- Кыргызстана.

В тоже время споры о необходимости об уплате всех платежей в бюджет не утихают по сей день, автолюбители продолжают пригонять машины из-за рубежа. Одной из главных проблем, как отмечалось, является неизвестность происхождения транспорта – кем были настоящие прошлые владельцы, не находится ли авто в угоне, в аресте или залоге банков, и вообще, кем является продавец?

Одним из аргументов противников всех сборов является, якобы, рост цен на автомобили. По их мнению, из-за этого в Казахстане самые дорогие автомобили среди стран ЕАЭС. Однако они умалчивают уровень цен на бензин и страховые издержки, которые являются одними из самых низких в мире. В тоже время, статистика свидетельствует не об уменьшении спроса на новые авто, а наоборот о высоком потребительском спросе и активности населения при покупке новых автомобилей. Государство дополнительно стимулирует граждан льготными кредитами и сертификатами на покупку новых железных коней.

Министерство индустрии и инфраструктурного развития также поясняет, что благодаря нормам Экологического кодекса отечественные производители автомобилей и сельхозтехники не включают утильсбор в стоимость производимых автомобилей и сельхозтехники. Государство берет эти расходы на себя. Отменив утильсбор, цена на автомобили не станет меньше. Таким образом мифы и манипуляции, которые используют заинтересованные лица в лоббировании отмены утильсбора в большей части являются фейком и будут большим разочарованием для казахстанцев в будущем.

Эта мера, отметили в МИИР, признанная международная практика, которая действует во всех странах Евросоюза, в США, а также на территории ЕАЭС. К слову, в Казахстане могут отменить утильсбор, но только для электрокаров. Остается надеяться, что работа по сокращению парка старых легковых автомобилей в Казахстане будет продолжена. Иначе рынок будет полностью захвачен перекупщиками, где в лучшем случае при непонятных ситуациях пострадают кошельки и нервы казахстанцев, а в худшем – всплывет неприятное, а иногда и криминальное прошлое автомобиля.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Материалы по теме:

koronavirus-v-kazahstane-i-v-mire-glavnoe-na-22-maya

pensionka-kredity-i-biznes-o-chem-govorili-eksperty-na-cfo-summit-2021

tokaev-incident-v-sueckom-kanale-pokazal-hrupkost-torgovyh-putej

lot-na-101-mln-tenge-na-banernuyu-reklamu-v-stolice-ne-nashel-pobeditelya

kazahstan-i-ssha-budut-obmenivatsya-informaciej-o-finansovyh-schetah-rezidentov-obeih-stran

загрузка

×