Знаковая и легендарная личность, стоявшая у истоков создания нефтегазовой системы Казахстана, уважаемый "профи" в отечественной нефтянке Кайргельды Кабылдин поделился своими воспоминаниями о том, как строился главный экспортный маршрут страны – КТК (Каспийский трубопроводный консорциум), сообщает корреспондент inbusiness.kz.
С учетом геополитики и транзитных рисков
"Если нефть – это кровь нашей экономики, то трубопроводы – это артерии, по которым наш экспортный товар номер один поступает на мировые рынки. И главной артерией по праву на сегодня является Каспийский трубопроводный консорциум", – заявил Кайргельды Кабылдин, выступая на одной из секций недавно прошедшего в столице XIV Евразийского форума KazEnergy.
С обретением независимости перед Казахстаном, расположенным в центре Евразийского материка и обладающим большими запасами углеводородов, встал вопрос доставки своего черного золота на мировые рынки кратчайшим путем, напомнил уважаемый нефтяник.
После развала СССР экономика республики была в упадке, и, тогда, чтобы укрепить нашу независимость, ставка была сделана на нефть, вернее, на возможность ее продать, для чего перед нефтяной отраслью была поставлена стратегическая задача – создать экспортную инфраструктуру.
Дело в том, что тогда добываемое в республике черное золото уходило на рынок через единственный трубопровод Атырау – Самара, мощности которого и установленная на республику квота уже давно не соответствовали планам казахстанских властей нарастить добычу, чтобы заработанные нефтедоллары вложить в подьем своей экономики.
"Было проанализовано нескольких потенциальных маршрутов, у каждого из которых были свои спонсоры. Так, рассматривался трубопровод Баку – Тбилиси – Джейхан через Южный Кавказ, спонсорами выступали такие нефтяные компании, как BP, Turkish Petroleum. Еще одно экспортное направление предлагалось построить через Иран к южным странам. И это был кратчайший путь, и в него была готова вложиться французская Total. Третий вариант трубопровода планировался через соседний Туркменистан и далее через Пакистан с выходом на Индийский океан. Здесь поддерживал нефтяной гигант ExxonMobil. И, наконец, четвертый маршрут нефтепровода должен был пролегать через территорию России – от нефтяных месторождений на западе Казахстана до портов на Черном море", – перечислил г-н Кабылдин.
По словам нефтяника, компания Ernest&Young по заявке Всемирного банка провела анализ всех этих потенциальных маршрутов. При выборе учитывались все геополитические интересы и транзитные риски.
"Таким образом, трубопровод через территорию России и был назван приоритетным. И свою поддержку ему дали два президента (на тот момент) – Назарбаев и Ельцин", – подчеркнул г-н Кабылдин.
"Яблоко пополам", когда доли делятся 50 на 50
Период от идеи до реализации этого трубопровода занял долгих пять лет. За эти годы выстраивались структура и условия работы нового международного консорциума, силами которого и должен был быть реализован этот амбициозный проект длиною более чем в полторы тысячи километров и охватывающий территорию двух стран – Казахстана и России.
Самый главный вопрос, который надо было решить, – это финансирование. Именно тогда и был создан международный консорциум, лидером которого выступила компания Oman oil.
Одно из главных условий финансирования – это гарантии для прокачки нефти от американской компании Chevron, которая приступила тогда к широкомасштабному освоению перспективного и фонтанирующего месторождения Тенгиз. Но Chevron выдвинул свое условие, а именно участие в данном проекте.
Переговоры по строительству КТК велись долгих пять лет, с 1992 по 1996 год, но так и не привели к согласию сторон, пока в 1996-м президенты Казахстана и России, Назарбаев и Ельцин, не подписали Протокол о реорганизации проекта. Этот документ имел решающее значение, так как именно с этого момента переговоры по созданию КТК, наконец-то, сдвинулись с "мертвой точки".
"Идея нового подхода заключалась в принципе, о котором часто упоминал Нурсултан Назарбаев: "яблоко пополам", то есть 50 на 50. 50-процентная доля в этом проекте была отдана международным компаниям в обмен на их финансирование в размере 2,2 миллиарда долларов США. После того как протокол был подписан, инвесторы сели за стол переговоров и составили свой договор, который и стал основой будущего проекта", – рассказал г-н Кабылдин.
В договоре акционеров были прописаны все важные моменты финансирования: обязательства со стороны нефтяных компаний и их права, а именно доступ к трубопроводу и доступ к установлению тарифов. Казахстан и Россия со своей стороны устранили все противоречия в действующем законодательстве, чтобы выполнить выдвигаемые инвесторами условия.
"Компромиссы достигались путем долгих многомесячных переговоров. Консолидировать различные интересы восьми компаний из трех стран мира – это был огромный труд. Свою лепту в достижение согласия внесли тогда Нурлан Балгимбаев, бывший на тот момент министром нефти Казахстана, Вагит Алекперов, президент компании "Лукойл", и глава "Шеврон Оверсиз компани" Ричард Мацке", – сказал Кайргельды Кабылдин.
Барьеры и победы
Но даже после того, как согласие было достигнуто и была оказана поддержка на самом высшем уровне, начался не менее сложный период – период строительства трубопровода. Приходилось преодолевать бюрократию и в Казахстане, и в России для получения необходимых разрешений на землеотводы, на проектирование.
"Необходимо было также решить и вопрос валютного регулирования, так как действующее законодательство предполагало установление тарифа в национальной валюте, то есть в рублях, что не устраивало инвесторов. В результате был принят указ президента Казахстана о валютном регулировании, и затем он был принят и в России", – напомнил г-н Кабылдин.
Однако главным достижением на этапе строительства трубопровода было решение о создании собственного банка качества. КТК – единственный трубопровод на пространстве СНГ, где есть свой банк качества.
"Это было одно из принципиальных условий, выдвигаемых компанией Chevron, так как без банка качества потери за тенгизскую нефть составляли до 25 долларов за тонну. И этот вопрос был решен!" – заметил спикер.
Проект расширения
Но по мере того, как росла нефтедобыча на двух козырных проектах Казахстана – Тенгизе, Карачаганаке и реальной стала добыча на Кашагане, все очевидным становился вопрос, чтобы как можно больше казахстанской нефти доставить на международные рынки через систему КТК. В 2001 году начался новый, не менее длительный период переговоров по дальнейшему расширению трубопровода. И длился он почти десять лет.
"И на этом этапе не могу не отметить роль бывшего на тот момент министра энергетики Бактыхожы Измухамбетова и заместителя российского премьера на тот момент Виктора Христенко. Именно им пришлось приложить все усилия, чтобы акционеры согласились приступить к проекту расширения, который к 2019 году, наконец-то, был реализован. И сегодня мы видим, что еще больше казахстанской нефти республика может поставлять на мировой рынок", – заметил г-н Кабылдин.
По мнению уважаемого нефтяника, проект КТК по праву можно назвать проектом независимости Казахстана. Сейчас, как известно, разработан и принят новый план национальных проектов, которые должны дать дальнейший толчок развитию казахстанской экономики.
"И что касается проекта КТК – это действительно национальный проект, который сработал и продолжает работать на укрепление нашей независимости. И те уроки, которые мы вынесли при его реализации, думаю, следовало бы знать новому поколению управленцев. Гибкость, настойчивость и терпение!" – резюмировал Каиргельды Кабылдин.
Кульпаш Конырова
PS: КТК транспортирует на мировые рынки до 70 процентов всей добываемой нефти в республике. Его нынешняя проектная мощность – 67 миллионов тонн нефти в год. Однако с учетом новых растущих объемов нефтедобычи в настоящее время реализуется новый проект "Устранение узких мест", который позволит увеличить объем прокачки нашей нефти до 72 миллионов тонн, а вкупе с российской нефтью этот показатель возрастет до 83 миллионов. По данным минэнерго, годовой обьем добычи нефти в Казахстане составляет порядка 90 миллионов тонн.