В Казахстане нередко принимают законы, под которые бизнес не успевает подстраиваться. Ему приходится нести дополнительные траты, причем в аграрном секторе субсидии не покрывают всех налогов и утильсбора. Недавно чиновники и вовсе потребовали от фермеров уплаты НДС, штрафа и пени за сельхозтехнику, приобретенную ими несколько лет назад. Об этом рассказал генеральный директор ТОО "Опытное хозяйство масличных культур", председатель АПК Регионального совета Палаты предпринимателей ВКО Фарид Абитаев. По его словам, некоторые законы остаются для предпринимателей серьезным административным барьером, сообщает inbusiness.kz.
Поправки о поправках
"К примеру, мы построили по утвержденному проекту молочно-товарную ферму, вводим ее в эксплуатацию. За это время в Казахстане внесли изменения в закон об архитектурной деятельности, по которому ферма относится к объектам повышенной опасности. По новым требованиям проект должен проходить только государственную экспертизу, хотя в прежнем варианте закона разрешалась и частная. Получается, вся работа, которую мы проделали, становится незаконной. Мы перестаем соответствовать законодательству, по которому имеем право на получение субсидий. Даже в управлении сельского хозяйства, которое проверяет наши документы на получение денег, не ведают, что закон об архитектуре поменялся, потому что смотрят правила минсельхоза. А поправки к закону предложило мининдустрии. То есть правая рука не знает, что делает левая", – рассказал Фарид Абитаев.
Если же бизнесу при таких изменениях все же удастся получить субсидии, то те, кто их выдал, попадают под уголовное преследование, а предпринимателей заставляют вернуть деньги, говорит Фарид Абитаев. В похожую ситуацию они попали и в связи с принятием нового Экологического кодекса.
"В этот момент мы достраивали завод по производству комбикормов, но тут выяснилось, что объект не соответствует новому Экологическому кодексу. Поскольку мы на тот момент его не сдали в эксплуатацию, это означало, что мы его незаконно построили. Мы стали вносить изменения в проект и сам строящийся объект, а это дополнительные временные и денежные затраты, что привело к удорожанию строительства. При этом БВУ выдал нам кредит, руководствуясь нашей предыдущей сметой, – привел пример предприниматель. – Это дополнительная нагрузка на бизнес. А наши законотворцы все время куют и куют законы и ставят новые капканы для бизнеса".
Предприниматель предлагает внести такие поправки, чтобы закон к окончанию строительства объекта действовал в том же формате, в каком он был на момент получения разрешения на стройку.
Подножку предпринимателям поставил и закон об обязательном страховании работников, считает Фарид Абитаев. С начала этого года страховые компании в пять раз подняли стоимость своих услуг. Предприниматели усмотрели в этом ценовой сговор. Также увеличили в несколько раз стоимость услуг по цифровой платформе QOLDAU, но сумму бизнесу удалось уменьшить.
Антинародные действия
По словам Фарида Абитаева, сейчас представители АПК собираются оспорить в судебном порядке приказ министерства национальной экономики РК и называют документ "антинародным" и "направленным против бизнеса".
"У нас было освобождение от НДС для того, чтобы мы могли сельхозтехнику обновлять. До 31 декабря 2021 года срок истек, но нам обещали пролонгировать его еще на пять лет. Но потом министерство национальной экономики задним числом издало приказ, причем не согласовав это с НПП "Атамекен". По нему отменяют эти льготы и, начиная с 1 января этого года, начисляют пеню и штрафы на бизнес", – возмущен он.
Начальник отдела АПК Палаты предпринимателей ВКО Данияр Акимбаев объяснил, что НДС за технику и скот уплачивался методом зачета. Фермеры его не платили. Но по приказу министерства нацэкономики от 31 марта 2022 года технику и скот убрали из списка, по которому оплата НДС проводится методом зачета.
"Получается, что фермер за одну единицу техники должен оплатить НДС 12%, утильсбор 10%. Например, если комбайн стоит 120 млн тенге, то сумма за них выходит в 25-30 млн тенге. И за все это платит аграрий", – говорит Данияр Акимбаев.
Предпринимателям из АПК пришлось столкнуться с еще одним нонсенсом.
Компания "Евразия", как официальный дилер, продала казахстанским фермерам начиная с 2018 года около 300 тракторов John Deer 6135, завезенных в РК. Фермеров освободили от уплаты НДС за эту технику. Теперь же таможенники требуют от них уплаты и налога на добавленную стоимость, и штрафов с пеней, которые "набежали" за несколько лет.
"Таможня задним числом подняла фотографии бирки на двигателе трактора, на которой указана его номинальная мощность в 99,7 кВТ, а до 100 кВТ техника попадает под уплату НДС. Хотя в документе завода-изготовителя написано, что максимальная мощность двигателя – 103 кВТ. В Таможенном кодексе РК не написано, какую мощность двигателя использовать при расчете НДС, в то же время свыше 300 хозяйств попадут на эту ставку НДС. Плюс пеня и штрафы, ретроспективно начисленные за 4 года. Что за действия? Государство растаможило трактора, приняло, дало разрешение. Мы добросовестные покупатели. Зачем нас заставляют платить такие огромные суммы?" – приводит доводы Фарид Абитаев.
Когда деньги проходят транзитом
Предприниматели уверяют, что "постоянно подвергаются нападкам со стороны госорганов". При этом аграрии в стране являются самыми бедными, официально имея уровень доходов ниже, чем по стране.
"Мы старую технику из-за нашей бедности разбираем до "косточек", сдаем на металлолом, а какие-то запчасти используем для ремонта действующей. Сегодня получаем инвестиционную субсидию в 25%, но нас обложили утильсбором, который стоил до 20% от стоимости техники. Потом глава государства объявил, что утильсбор снижается до 10%, но на нас взамен сверху обрушили НДС в 12%. То есть деньги через наши карманы проходят транзитом, их вынимают опять, – считает Фарид Абитаев. – Сегодня в селах никого не осталось, все бегут оттуда, никто не хочет работать в аграрном секторе. А мы удивляемся, почему продукты дорожают".
Часть этих проблем Фарид Абитаев озвучил во время недавней встречи уполномоченного по правам предпринимателей РК Рустама Журсунова с бизнесом и общественниками в Восточном Казахстане. Бизнес-омбудсмен согласился, что законодательство страны необходимо в целом упорядочить.
"Мы сейчас сделали препоны, что только один раз в полгода можно изменять Налоговый кодекс. Раньше мы уставали эти изменения отслеживать, – сообщил Рустам Журсунов. – В производстве мажилиса в среднем по 50-60 законов было. Идут изменения в закон о рекламе, и тут же "вылезает" Налоговый кодекс. Мы "калитку" поставили, что это должен быть отдельный закон. То же самое сделали относительно КРКоАП. Но сейчас в целом пора стабилизировать, вы перед нами правильную задачу ставите".
К слову, Данияр Акимбаев в числе проблем аграриев назвал также отсутствие оборотных средств для своевременного закупа семян, пестицидов, удобрений, нехватку ГСМ при подготовке к посевной.
Ольга Ушакова