"Снижение инфляции в среднесрочном периоде до четырех процентов, это, наверное, самая сложная задача для Национального банка. Мы намерены выработать основные направления денежно-кредитной политики на ближайшие годы. У нас есть уже такой документ. Однако он потребует корректировок с учетом, во-первых, обострения кризисных явлений, во-вторых, антикризисной программы Правительства и, в-третьих, тех мер, которые мы недавно приняли по введению инфляционного таргетирования. И соответственно нам необходимо будет все инструменты, которые присутствуют в Национальном банке, усовершенствовать, улучшить, какие-то пересмотреть, возможно, какие-то отменить" - заявил в декабре глава Нацбанка РК Данияр Акишев.
Между тем, в исследовании Всемирного банка "Казахстан: Адаптация к низким ценам на нефть; трудные времена впереди" говорится, что после перехода к режиму плавающего обменного курса тенге испытал всплески колебаний, и Национальный банк проводил интервенции для стабилизации его стоимости.
"Нужно время, чтобы новый режим инфляционного таргетирования начал полноценно работать, и чтобы участники рынка поняли его риски и выгоды. Для функционального режима инфляционного таргетирования необходим эффективный канал трансмиссии процентных ставок, способный сигнализировать участникам рынка об изменениях в денежной массе, влияя тем самым на экономическую активность и на изменения в уровне инфляции", - отмечено в исследовании ВБ.
Ключевым моментом здесь является то, что главный инструмент используемый при инфляционном таргетировании – базовая ставка Национального банка - до настоящего момента в Казахстане фактически носила декоративный характер, практически не влияя на цену денег и инфляцию.
"В прошлом система трансмиссии процентных ставок в Казахстане не всегда работала хорошо. Национальный банк ввел новую базовую ставку – однодневную ставку РЕПО на уровне 16 процентов – в целях восстановления этой системы трансмиссии процентных ставок", - констатировал ВБ.
"Я не берусь комментировать, каким образом базовая ставка в Казахстане влияет на кредитно-денежную политику. Механизм трансмиссии - это, наверное, то, что в НБ еще должным образом не было оценено и не смоделировано. Я помню, что, когда ввели национальную валюту, я возглавлял в НБ центр перспективных исследований и мы моделировали этот механизм трансмиссии. Но тогда все было проще. В принципе даже моделированием это, наверное, нельзя было назвать. Это были простые модельки. Они показывали, что при очень высоком уровне инфляции инструменты денежно-кредитной политики влияют на ее показатель очень существенно. Но при ее уменьшении - это было сложно оценить. Дело в том, что инфляция рассчитывается исходя из прожиточного минимума. В Казахстане как в развивающейся стране в прожиточном минимуме очень большая доля продовольственной корзины – 60%. В этой ситуации любые сезонные изменения цен на продукты питания играют очень большую роль. То есть не размер базовой ставки, а повышение цен условно говоря на хлеб или картошку" - рассказал экс- министр финансов, глава Банка развития Казахстана Болат Жамишев.
"Надо помнить, что природа нашей инфляции носит не только монетарный характер", – считает директор компании Oil Gaz Project Жарас Ахметов.
В свою очередь в ВБ полагают, что "управление новой базовой ставкой требует от Национального банка использования инструментов денежно-кредитной политики, включая аукционы РЕПО и обратное РЕПО, для корректировки ликвидности в банковской системе. Трудность будет заключаться в передаче сигналов по процентным ставкам через банковскую систему потребителям и бизнесу".
Напомним, что базовая ставка определяет стоимость денег на денежном рынке. Денежный рынок - это рынок, где банки и другие финансовые организации занимают друг другу деньги. РЕПО - это инструмент Нацбанка РК по предоставлению краткосрочной ликвидности банкам под залог. РЕПО (от английского repurchase agreement, repo) - это сделка покупки или продажи ценной бумаги с обязательством обратной продажи или покупки через определенный срок по заранее определенной цене. Иначе говоря, базовая ставка является процентной ставкой, которая, по ожиданиям финансового регулятора, будет складываться на финансовом рынке по однодневным займам между участниками рынка.
В свою очередь, ожидается, что банки будут использовать базовую ставку в качестве ориентира при определении ставки вознаграждения по кредитам. Как отмечает Жарас Ахметов, инфляционное таргетирование подразумевает исключительно монетарные методы воздействия на инфляцию. А это значит, что Национальный банк должен будет держать высокую учетную ставку и сдерживать рост денежной массы. "Возникнет явное противоречие между декларированной поддержкой ликвидности БВУ и стремлением удержать инфляцию в заявленных пределах" - полагает он.
"Это очень сложная задача - снижение инфляции до четырех процентов. При этом мы не намеренны ее достигать способами, которые могут привести к снижению экономической активности в стране, то есть простым механическим сжатием ликвидности и ограничением кредитования. Мы думаем, что эта цель должна достигаться немного другими способами" - заявил в декабре Данияр Акишев.
"Сейчас фактически базовая ставка – это сигнал. Который показывает, как Национальный банк оценивает ситуацию в финансовой сфере. Вообще инфляционное таргетирование как метод появился тогда, когда стало очевидно, что классические методы управления инфляцией инструментами денежно-кредитной политики не всегда срабатывают. Инфляционное таргетирование определяет принципы, которым НБ руководствуется для достижения своей цели, а методы могут быть очень разными", - считает Болат Жамишев.
Напомним, что по данным министерства национальной экономики, по итогам 2015 года инфляция составила 13,6 %, в том числе на продовольственные товары – на 10,9%, непродовольственные – на 22,6%, платные услуги – на 8,1%. Значительно превысив прогноз правительства, согласно которому она должна была быть в коридоре 8-10%, а также прогнозы Национального и Всемирного банка, которые ориентировались на показатели в 12.3-12.8%.
Что касается прогнозов на 2016 год, то по мнению ВБ инфляция будет на уровне 7%, а по мнению Национального банка на уровне 8%, в бюджет же заложены параметры в 6-8%. Правда эксперты Всемирного банка свой прогноз выводили при отсутствии негативных внешних шоков, связанных с ценой на нефть и продовольствие.
"Несмотря на то, что в 2016 году инфляция будет сохранятся на высоком уровне, в целом она будет иметь затухающий характер. Я говорю о прогнозе на следующий год. Мы ожидаем, что в четвертом квартале 2016 года будет значительное снижение инфляции, которая приблизит инфляцию к 8% по итогам 2016 года. Поэтому основной задачей Нацбанка станет стабилизация инфляционных ожиданий и возвращение показателей по инфляции в установлены коридор 6-8% по итогам 2016 года", — заявил председатель НБ РК.
Следует отметить, что данные прогнозы были сделаны ноябре-декабре прошлого года, а бюджет рассчитан при курсе в 300 тенге за доллар. Между тем, как отмечает министерство национальной экономики, основной скачок цен наблюдается в ноябре-декабре 2015 года, что связано с объективным удорожание импортной продукции, а также предновогодним увеличением потребительского спроса.
Это же подтверждают и в исследовании ВБ. Там говорится, что ситуация в 2015 году менялась следующим образом. Инфляция потребительских цен снизилась с 7,5 процента (по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года) в начале 2015 года до исторически низкого уровня в 3,8 процента в августе, но к сентябрю корректировка обменного курса в сочетании с отменой контроля цен на топливо начали вести к росту потребительских цен. В результате, инфляция потребительских цен, составившая в среднем 4 процента (по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года) в третьем квартале 2015 года, увеличилась до 9,4 процентов в октябре, и по данным Нацбанка до 12.3% в ноябре.
Инфляция цен на продукты питания, которая сначала снизилась с 8,7 процентов (по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года) в январе 2015 года до 3,5 процента в августе, затем повысилась до 3,8 процента в сентябре и 8,0 процентов в октябре. Инфляция цен на непродовольственные товары также сначала снизилась, с 7,4 процента (по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года) в январе 2015 года до 2,9 процента в августе, в большой степени из-за снижения цен на ввозимые автомобили и местного и импортного топлива. Однако инфляция цен на непродовольственные товары вновь повысилась до 4,5 процента в сентябре после корректировки цен на бензин и далее до 14,5 процентов в октябре в результате корректировки цен на импортные товары в пересчете по более высокому обменному курсу. Более того в ноябре и декабре эта тенденция ввиду ослабления тенге только усилилась.
Что касается прогнозов, то по мнению экспертов Всемирного банка, инфляция потребительских цен в 2016 году будет зависеть от обесценивания тенге, и слабого внутреннего спроса, который, как ожидается, ослабит инфляционное давление в 2016 году до семи процентов. А в контексте слабого роста и отсутствии новых негативных внешних шоков (глобальные шоки, связанные с ценами на нефть и продовольствие), ценовая инфляция замедлится в среднем до примерно 4 процентов в 2017 году.
Александр Константинов