Местным госслужащим неудобно подавать в суд на кызылординских пользователей соцсетей, распространяющих фейки или оскорбления в их адрес, говорит руководитель департамента по делам государственной службы по Кызылординской области Галым Турсынбаев.
"Госслужащие могут подать в суд. Имеют на это право. Но зачастую не хотят этого делать, потому что им неудобно. Кроме того, будут говорить, что "вот, чиновник подал в суд на простого человека, теперь наверняка выиграет дело". При этом не учитывается то, что госслужащий такой же человек, имеет те же права. Но обязанностей и требований к нему больше", – отмечает он.
Кроме того, госслужащие, непосредственно работающие с населением, испытывают стрессовую нагрузку и по мнению Турсынбаева имеют полное право в случае необходимости обратиться в суд за защитой чести и достоинства.
Аналогичного, но осторожного мнения придерживается и руководитель аппарата акима Кызылординской области Шахмардан Байманов. С недавних пор он отвечает и за идеологию в регионе.
"Этот вопрос чуть-чуть щепетильный. Надо действовать в рамках законодательства. Госслужащим неприятно, когда они выполняют свою работу, а их показывают в дурном свете", – отмечает чиновник.
Любопытно, но на защиту госслужащих встали и некоторые общественники. Они призвали Байманова поддержать госслужащих, чтобы те подали в суд за оскорбления в соцсетях. Было отмечено, что в соцсетях часто публикуют посты с фейками в адрес чиновников. Затем госслужащие пытаются удалить посты, тревожа родственников, друзей, знакомых.
Общественники задаются вопросом, почему оскорбленный чиновник не подает в суд на обидчика? Когда кого-то привлекут к административному штрафу, остальные задумаются, прежде чем публиковать ложную информацию.
О демографической яме
В Кызылординской области насчитывается небольшой процент молодёжи среди госслужащих – от общего числа госслужащих всего 12% составляет молодежь в возрасте до 30 лет.
"Это может породить т.н. "демографическую яму", то есть, ограничить выбор людей на руководящие посты, когда молодежи исполнится 30-40 лет. Также на госслужбу неохотно идут наиболее активные, эффективные, профессионально подготовленные – это плохо", – отмечаеют чиновники.
По словам Турсынбаева, раньше показатель составлял 25-28%.
"В Кызылординской области молодежь всегда охотно шла на госслужбу. Затем пошла нехорошая тенденция, частично связанная с низкой зарплатой. Кроме того, у некоторой части руководителей есть практика – брать на работу опытных специалистов. А кто будет воспитывать молодых, готовить из них этих опытных специалистов?", – говорит он.
К слову, с внедрением новой системы оплаты труда, зарплата госслужащих увеличилась. Однако в 2021 году по области сократили 330 штатных единиц госслужащих – 190 в МИО, 140 в ТГО. На сегодня, госслужащих насчитывается 3343 человек.
Напомним, Казахстан по числу госслужащих на 100 тыс населения входит в список стран, где госслужащих относительно мало. Но есть такая тенденция, что госслужащих сейчас сокращают во многих странах мира. Конечно нагрузка на госслужащих будет расти, но и автоматизация процесса госуслуг должна будет нивелировать растущий объем работы. Высвобождение идет за счет автоматизации процесса, убираются одни процедуры, другие передают в конкурентную среду, появляются новые.
Что касается зарплаты госслужащих, то по данным Галыма Турсынбаева, в настоящее время должностной оклад ведущего специалиста аппарата акима сельского округа (E-G-4), без учета экологических коэффициентов, налоговых вычетов и пенсионных, социальных отчислений составляет от 168 тыс. тенге до 193 тыс. тенге, в зависимости от стажа. В свою очередь зарплата руководителя областного управления (D-O-1) без учета экологических коэффициентов, налоговых вычетов и пенсионных, социальных отчислений составляет от 641 тыс. тенге, до 736 тыс. тенге, в зависимости от стажа.
Махмуд Байходжаев