В то время как многие жители Павлодара вынуждены довольствоваться бюджетными автомобилями, такими как Chevrolet Cobalt или Nexia местной сборки, руководитель павлодарского отдела ЖКХ Нурбек Конротбаев предпочитает значительно более комфортабельные и дорогостоящие транспортные средства для служебного пользования, передает inbusiness.kz. Недавно приобретенный за счет бюджета кроссовер Haval H6 вызывает вопросы о целесообразности таких затрат. Внимание привлекают не только высокая стоимость, но и технические характеристики, которые явно превышают потребности для служебных задач в небольшом городе.
Технические характеристики и требования
Вот некоторые пункты из описания желаемого автомобиля из технической спецификации для руководителя павлодарского отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Нурбека Конротбаева. Итак, это должен быть кроссовер черного либо серого цвета с черным салоном. Тип двигателя – четырехцилиндровый, бензиновый, с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом, рабочий объем двигателя не менее 1998 см3, максимальной мощностью 192 лошадиные силы, полный привод.
Что касается удобств, то желаемый автомобиль должен в обязательном порядке иметь хромированную окантовку дверей, боковую подножку. Также необходима система выбора режима движения, например, спортивный.
"Фронтальные подушки безопасности для водителя и переднего пассажира. Передние боковые подушки безопасности, шторки безопасности, коленная подушка безопасности для водителя. (…) Климат-контроль двухзонный, подогрев передних сидений, боковые электрозеркала с обогревом, электрообогрев всей поверхности лобового стекла. (…) Система автоматического контроля качества воздуха, очиститель воздуха с функцией ионизации", – также значится в технической спецификации автомобиля.
Как уже ясно из описания, руководство павлодарского отдела ЖКХ предпочитает куда более комфортабельные автомобили, нежели Chevlolet Cobalt или Nexia местной сборки, на которых вынуждены ездить множество обычных граждан. После того как закупки состоялись, в ведомстве сообщили, что для руководителя был приобретен автомобиль Haval h6 – среднеразмерный кроссовер. В местных автосалонах цена такого автомобиля в зависимости от комплектации варьируется в пределах от 10,7 млн до 12,9 млн тенге. По договору стоимость приобретенного авто составила 14 млн тенге.
Данные с портала государственных закупок
Финансовая обоснованность
Другой вопрос, насколько оправдано приобретение за счет бюджета и денег налогоплательщиков автомобиля подобной мощности для езды внутри небольшого города (население Павлодара около 370 тыс. человек). В различных статьях-рекомендациях для покупки автомобиля подобное транспортное средство мощностью почти 200 лошадиных сил может быть полезно для различных целей в зависимости от потребностей водителя. Например, столь мощный двигатель обеспечивает более быстрое ускорение и лучшую динамику вождения. Это важно для тех, кто любит ощущение скорости и мощности за рулем. Также автомобили с мощными двигателями могут легче справляться с перевозкой тяжелых грузов, что делает их подходящими для поездок на природу с большим количеством снаряжения.
На автомагистралях мощные автомобили легче обгоняют и маневрируют, что повышает безопасность и комфорт вождения. Кроме того, такие автомобили часто предлагают больше комфорта и роскоши, так как они, как правило, являются частью премиум-сегмента рынка.
И с рациональной точки зрения автомобиль мощностью почти в 200 лошадиных сил не является необходимым для езды по городу. В условиях городского движения, где часты пробки, светофоры и ограниченная скорость, такой мощный двигатель не используется на полную мощность. Большую часть времени автомобиль будет двигаться на низких скоростях, что делает избыточную мощность ненужной. Такие автомобили, как правило, потребляют больше топлива, что может привести к повышенным затратам на топливо в городских условиях, где часто приходится тормозить и разгоняться. Более мощные двигатели обычно выделяют больше вредных выбросов, что негативно сказывается на экологии города. Выбор менее мощного и более экономичного автомобиля был бы более экологически ответственным решением. Мощные автомобили обычно дороже в обслуживании и ремонте. Запчасти и страхование для таких автомобилей также будут стоить дороже.
Приобретение же такого автомобиля для служебного пользования руководством отдела ЖКХ небольшого города за счет средств налогоплательщиков вовсе вызывает ряд вопросов и может быть не вполне оправданным по следующим причинам. Так, для выполнения служебных задач отдела ЖКХ, таких как инспекционные поездки, встречи с подрядчиками и проверка объектов, как правило, не требуется столь мощный автомобиль. Менее мощные и более экономичные автомобили могут с успехом выполнять те же функции при меньших затратах на покупку, топливо и обслуживание.
Кроме того, государственные структуры должны демонстрировать ответственный подход к расходованию бюджетных средств. Приобретение дорогостоящего и мощного автомобиля может быть воспринято населением как неэффективное и ненужное расходование средств налогоплательщиков, что может привести к снижению доверия к руководству города. Например, в этическом кодексе государственных служащих говорится, что чиновники должны быть скромными, не подчеркивать и не использовать свое должностное положение при получении соответствующих услуг. А президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев также заявлял, что главная цель деятельности госслужащих – благополучие граждан.
В условиях современных требований к снижению выбросов и улучшению экологической ситуации использование менее мощных и более экологичных автомобилей является предпочтительным. Государственные учреждения должны показывать пример в этом отношении. Автомобиль с меньшей мощностью может быть столь же функциональным для городских нужд. В городе важно иметь транспортное средство, которое экономично, надежно и удобно в эксплуатации, а не обязательно мощное и дорогое.
Проблемы коррупции и ответственности
Расходование значительных сумм на роскошные служебные автомобили может вызвать общественное недовольство, особенно в случае, если в городе есть более насущные проблемы, требующие бюджетных средств. А таковые проблемы в Павлодаре имеются.
Например, несмотря на все анонсированные ремонты, Павлодар стремительно приближается к полному износу теплосетей. Павлодарская область также вошла в число регионов с наиболее высоким процентом износа тепловых сетей. Также в этом году павлодарское ЖКХ решило провести дополнительную иллюминацию на чужом мосту. После возмещения общественности от конкурса более чем на 130 млн тенге было решено отказаться. Другая вечная проблема – ежегодно ремонтируемые дороги. В этом году в Павлодаре, к примеру, с приходом весны "растаял" не только снег, но и асфальт. Местные власти в лице акима Павлодара Хасара Хабылбекова делают громкие заявления, говоря об ответственности, отсутствии оправданий, однако на деле ни он, ни аким Павлодарской области Асаин Байханов, занимавший пост акима Павлодара ранее, на деле никакой ответственности не несут.
В целом в прошлом году по итогам работы проекта "Бизнеске жол" вышло, что самая коррумпированная сфера в Павлодаре – именно ЖКХ. Так, в 2022 году павлодарский отдел ЖКХ способом из одного источника заключил 23 договора на 2,6 млрд тенге с поставщиками "Еңбек" и филиалом "Өскемен", в этом году – 18 договоров на 3,3 млрд тенге. Более того, в конце прошлого года теперь уже бывшего замакима Павлодара Арслана Калиякбарова осудили на 3,5 года за взятку в значительном размере в бытность именно руководителем отдела ЖКХ Павлодара.
Изображение от fanjianhua на Freepik