В Казахстане создают Ассоциацию кастинг-директоров. Новое объединение займется решением самых наболевших вопросов в киноиндустрии, касающихся работы актеров и ответственных за их подбор специалистов. Инициатором создания ассоциации стал Государственный центр поддержки национального кино. Предложение было озвучено в ходе круглого стола в рамках Kazakhcinema days.
Защищать интересы актеров и кастинг-директоров необходимо не только для здорового развития отечественной кинематографии, считает председатель правления НАО "ГЦПНК" Гульнара Сарсенова. У наших актеров должен быть статус для их продвижения на международном уровне, и данный статус предполагает прежде всего востребованность, высокие гонорары, авторитет.
"Я считаю, что кастинг-директора и вообще кастинги в кино, в мировом кино играют решающую роль. На Берлинском кинофестивале я была поражена – кастинг-директора объединены в огромную всемирную организацию, которая работает уже около пяти лет. Они обмениваются своими актерами, активно сотрудничают, каждая страна имеет право представить своих топовых актеров для всемирного кастинга. И я очень хочу, чтобы у нас в стране организовалась Ассоциация кастинг-директоров, которая могла бы влиять на продвижение наших актеров на международный кинорынок, чтобы дать возможность нашим актерам, которых я считаю очень талантливыми. Америка чем сильна? Там скажут – нужен такой-то гонорар, и все, не поспоришь, хоть умри, но сделай. И я хочу, чтобы наших актеров также не воспринимали как "вторичку", чтобы мы тоже диктовали. Мы этого достойны. У нас самобытная кинематография, и мы достойны того, чтобы нас воспринимали на должном уровне", – сказала Гульнара Сарсенова.
Заслуженная артистка Казахской ССР и кастинг-директор по совместительству Жанна Куанышева обратила внимание участников круглого стола на условия работы кастинг-директоров. По ее мнению, это тяжелый труд, за который зачастую берутся непрофессионалы, не понимая масштабы работы и ответственности. Как результат – на съемочной площадке оказываются дилетанты, и тогда о качестве картины говорить не приходится. А тем, кто выполняет свою работу добросовестно, приходится выкладываться, по сути, за копейки.
"Ведь мы консультанты режиссеров и продюсеров, все знают, что на нас ложится очень большой объем работы. Если говорить о проблемах – что такое кастинг-директор? Это первый аналитик, который прочтет синопсис. Второе – это человек, который близок по ментальности, по духу режиссеру-постановщику. Режиссер что-то подумал, непонятно сказал, кастинг-директор должен четко понять, что от него хотят, какие актеры под какую роль подойдут. Для этого нужен профессиональный опыт, который нарабатывается годами. Ну хорошо, набирается 40 человек – исполнителей на все позиции, начинается видеокастинг, а это значит, нужно научить актера тексту, развести мизансцену и снять самой этот процесс. Дальше – утверждение актеров. Режиссер сидит ждет, как ты преподнесешь этого актера, что ты о нем расскажешь, от этого многое зависит. Потом начинаются проблемы с договорами, с занятостью этих самых актеров. В итоге кастинг-директор бегает по съемочной площадке с текстами, как коуч, учит то одного, то другого. И поверьте, все это за совсем небольшие деньги. Хорошо, что мы собрались. Эти вопросы нужно решать", – высказалась Жанна Куанышева.
С коллегой согласилась Мадина Алимкан, кастинг-директор с многолетним опытом. В своем выступлении она озвучила необходимость кадровой чистки на этом рынке – с актерами и режиссерами должны работать только профессионалы, которые получили соответствующее образование и подтвердили его.
"Самая большая проблема, когда приглашают дешевых кастинг-директоров, которые называют себя кастинг-директорами, хотя еще вчера работали на крафте. Когда у тебя 80 играющих ролей, а массовку я тоже называю ролями, потому что с каждым нужно отработать, приходит какая-нибудь девочка и загоняет тебе целую толпу, мол, выбирай. Я работала долгое время вторым режиссером и прекрасно понимаю, каким должен быть кастинг-директор. Он должен быть с режиссерским образованием, должен понимать, что такое актерский ансамбль, какого человека он должен предложить, а зачастую сейчас они не знают, что такое типаж. Поэтому у меня такое предложение – кастинг-директора должны проходить повышение квалификации. Без этого его нельзя тарифицировать и давать работу", – считает Мадина Алимкан.
Кастинг-директор Жайна Абди, опираясь на свой опыт, отметила, что та ситуация, которая сложилась сегодня при проведении кастингов, конечно, сказывается на отношении к актерам. Тех, кто должен быть замотивирован и одухотворен в кадре, перед этим сильно "ломают" – пренебрежением, гонорарами, условиями работы.
"Кастинг-директора должны быть психологами. Им приходится работать и с ребенком, и со взрослым, и с животными. И у нас очень сильно принижают актеров. Отвратительное отношение к актерам со стороны продюсеров. Если человек живет за чертой города, они говорят – мы вас не привезем. Если человек живет за улицей Жандосова, они говорят – пусть сам добирается до этой точки. И настроение у актера испорчено уже с утра. Все время приходится всего добиваться. Бывают моменты, когда нужен именно этот актер, только он сыграет эту роль, а мне говорят – сама договаривайся, у нас такой-то бюджет. Приходится звонить самой, просить. Есть такие компании, которые заставляют кастинг-директора бесплатно находить массовку, договариваться бесплатно, актер, который стоит 1000 долларов, требуют, чтобы он снимался за 50 тысяч тенге, доходит до того, что актеров заставляют делать самим трюки на съемочной площадке, бывает, что без страховки", – возмутилась Жайна Абди.
В резюме круглого стола его участники внесли сразу несколько пунктов, которыми предстоит заняться новой ассоциации:
- Разработать тарификационную сетку для актеров Казахстана в зависимости от их опыта, образования, знания языков и других качеств.
- Предусмотреть штрафные санкции для режиссеров и продюсеров, позволяющих себе неуважение к актерской профессии.
- Разработать тарификационную сетку для кастинг-директоров в зависимости от их опыта, кейса и образования.
- Организовать мастер-классы для кастинг-директоров, где будут готовить действительно нужных рынку специалистов.
"Для меня актер – Бог на площадке, не режиссер, не оператор, а актер. Именно он претворяет все наши планы и надежды на хороший фильм, актер все это вытаскивает. И обязательно, чтобы кастинг-директор был на уровне, чтобы у него была своя тарификация и он получал хорошие деньги. Это должно быть реально, потому что кастинг-директор – это тот, от которого зависит успех фильма. Государственный центр поддержки национального кино только "за" все это. Ассоциация кастинг-директоров – это как профсоюз. А профсоюзы всегда были сильны в своих требованиях", – заключила Гульнара Сарсенова.
Сара Бухина
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!