/img/tv1.svg
RU KZ
Hang Seng 23 372,43 KASE 2 155,58
РТС 955,34 FTSE 100 5 510,33
DOW J 21 641,19 Алюминий 1 552,50
Какие госпособия планируют изменить в Казахстане

Какие госпособия планируют изменить в Казахстане

И кому дадут новые льготы.

12 Сентябрь 2019 13:03 36516

Какие госпособия планируют изменить в Казахстане

Автор:

Айгуль Тулекбаева

Фото: sputniknews.kz

Разработана Концепция законопроекта с поправками по вопросам социальной защиты отдельных категорий граждан.

Сегодня на межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности ее представила вице-министр труда и соцзащиты населения Светлана Жакупова.

Минтруда намерено приравнять по льготам военнослужащих-миротворцев к участникам Великой Отечественной войны.

Эта мера коснется принимавших участие в усилении охраны внешней границы СНГ на таджико-афганском участке в период с 1992-го по 2001 год, в урегулировании конфликта в Чехословакии в 1968 году, межэтнического конфликта в Нагорном Карабахе, а также национального контингента, участвовавшего в миротворческой операции в Ираке.

«Для усиления социально-правовых гарантий указанных граждан предлагается отнести их к лицам, приравненным по льготам и гарантиям к участникам ВОВ, что даст им право на получение соцльгот», – говорит Светлана Жакупова.

Детям-инвалидам с детства, наряду с выплатами по инвалидности, хотят дать право получения и пособия по потере кормильца (в случае смерти одного или обоих родителей).

«Семья теряет своего кормильца, и по закону им на выбор дается только одно пособие. Мы предлагаем внести исключение, чтобы они получали оба вида пособия», – пояснила вице-министр.

Кроме того, планируется урегулировать вопрос по пенсиям отдельных военнослужащих.

«Когда отдельные военнослужащие переходили на гособеспечение, составлялся график. Только по возвращении 50 пенсионных накоплений они должны были получить право на назначение пенсии. Был составлен график правоохранительных органов, и Минобороны по нему попало на декабрь. И те люди, которые выходили на пенсию в январе или в марте, получили это право только в декабре. На самом деле это правовой пробел в части переходного периода, он ущемил их права в (недополучении) 8-9 месячных размеров пенсии. Эти права восстанавливаются», – сказала Светлана Жакупова на брифинге после заседании комисии.

Будет пересмотрен размер исчисления госпособия по утере кормильца.

Как пояснила вице-министр, методика расчета размера госпособия зависит от количества иждивенцев и привязана к индексации. Минтруда намерено отказаться от индексации. «Действующим законодательством предусматривается только индексация. Например, 0,86 на одного иждивенца. Если их двое, то это будет всего лишь 1,25 от прожиточного минимума. Теперь мы предлагаем считать по 0,86 на каждого иждивенца. Если их двое – умножать 0,86 на двоих. Если их пятеро – 0,86 на 5», – говорит вице-министр. Таким образом, сумма по госпособию станет выше.

Чернобыльцы и войны-интернационалисты.

«По предложениям ветеранских организаций чернобыльцев и воинов-интернационалистов предлагается льготное (в двойном размере) исчисление воинской службы в период боевых действий на территории других государств, а также периодов участия в ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных катастроф и аварий на объектах гражданского или военного назначения при назначении пенсионных выплат за выслугу лет», – говорится в выступлении вице-министра.

Айгуль Тулекбаева

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Минимальная выплата на ребенка в многодетных семьях составит 21 тысячу тенге – Нурсултан Назарбаев

Глава государства сделал акцент на социальной помощи.

27 Февраль 2019 11:51 2073

Минимальная выплата на ребенка в многодетных семьях составит 21 тысячу тенге – Нурсултан Назарбаев

Фото: sputniknews.kz

Президент Казахстана отметил, что необходимо усилить меры социальной поддержки многодетным семьям. В настоящее время ежегодно на поддержку семей с детьми выделяется более 500 млрд тенге. 

«Эти семьи имеют разный уровень доходов, тут надо считать, какие-то семьи считают хорошие, средние доходы, а есть семьи с низкими доходами. Поэтому, когда мы будем оказывать помощь, это нужно учитывать. Зачем миллионерам еще дополнительно давать от государства поддержку?» – сказал президент. 

По его словам, государство в первую очередь особую заботу и внимание должно проявить многодетным семьям с низкими доходами. В настоящее время адресную социальную помощь от государства получают 111 тысяч семей, или 572 тысячи человек.

«Поручаю правительству для расширения охвата малообеспеченных семей, особенно многодетных, повысить критерии оказания адресной помощи до 70% от прожиточного минимума. Для адресной поддержки семей с детьми, имеющих право на АСП, установить минимальную выплату на каждого ребенка в многодетных семьях в сумме около 21 тысячи тенге. При этом все процедуры назначения социальной помощи надо максимально упростить, чтобы за этой помощью не бегали месяцами по разным кабинетам», – резюмировал глава государства.

Майра Медеубаева

Сколько денег нужно, чтобы платить многодетным семьям?

Недавняя трагедия в Астане с гибелью пятерых детей показала, что текущая система соцзащиты многодетным семьям нуждается в коренных изменениях.

07 Февраль 2019 16:39 2577

Сколько денег нужно, чтобы платить многодетным семьям?

В этой связи логично оценить расходы при различных вариантах выплат, без учета вопросов льготного жилья и другого.

Рассматриваемая текущая система социальной поддержки предполагает выплаты за каждого ребенка, что снижает социальную адресность господдержки и делает ее нереальной по стоимости. К примеру, если выплачивать за каждого ребенка по 20 тыс. тенге в месяц, то с учетом примерно 5,7 млн детей – граждан РК в месяц необходимо 114 млрд тенге, а в год – 1,4 трлн тенге. С учетом размера госрасходов в 11,3 трлн тенге речь идет о 12%, что представляется очень высокими для перераспределения.

Другим вариантом может быть введение доплаты семьям с количеством детей от четырех и выше «за всех», по сути, «заработной платы» одному из родителей. В этом случае расходы сильно снижаются и, полагаю, становятся более «реалистичными» для госбюджета. Ведь количество семей с четырьмя и более детьми, исходя из официальных данных и их экстраполяции, можно оценить примерно в 216 тысяч домохозяйств, или порядка 1,3 млн человек.

Здесь возникает еще одна развилка: какую заработную плату брать для расчетов – среднюю или модальную, то есть самую распространенную? К примеру, если взять за основу самую распространенную в стране зарплату (модальную), то она составляет 80 тыс. тенге Тогда расходы на выплаты 216 тыс. семьям в год составят 207 млрд тенге (216 тыс. семей * 80 тыс. тенге * 12 месяцев). Можно предположить, что количество таких семей увеличится, предположим, в 1,5 раза, тогда годовые расходы составят 311 млрд тенге, то есть порядка $0,8 млрд, или 2,8% госрасходов.

Если за основу брать среднюю заработную плату по стране, то расходы составят 430 млрд тенге (216 тыс. семей * 166 тыс. тенге * 12 месяцев), а с учетом возможного прироста в 1,5 раза, то на уровне 645 млрд тенге, или $1,7 млрд, или 5,7% госрасходов.

В этом случае перераспределение 3-6% госбюджета представляется вполне реальным шагом.

Кроме того, можно отметить еще два источника средств. Прежде всего, направление целевого ежегодного транша из Нацфонда на эти цели. Эффекта для экономики будет больше, чем от «раздачи» средств олигархам или квазигосударственному сектору, поскольку население их тут же будет тратить на товары первой необходимости, что поддержит малый бизнес. Не говоря уже о повышении социальной стабильности в обществе и повышении качества человеческого капитала.

Вторым вариантом выступает сокращение или прямой отказ от госпомощи (оформляемых за счет средств Нацбанка, покупок облигаций ЕНПФ и так далее) каким-либо банкам или компаниям. В текущих условиях логично «обойтись» без какого-нибудь банка/олигарха, а перенаправить эти средства на поддержку свыше миллиона наших сограждан.

Стоит также отметить, что за последние годы Министерство труда и соцзащиты населения в силу различных причин превратилось в свой антипод – некое министерство социального угнетения, с его отменой и сокращением различных льгот для различных категорий населения, единым социальным платежом (нередко именуемым налогом на бедность) и так далее. Может, не ждать очередной трагедии, а внимательно пересмотреть всю систему социальной защиты населения и сделать ее более «реальной и ощутимой», а не просто декларативной?

Марат Каирленов

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: