Какие мировые практики углеродного ценообразования применимы в Казахстане?

2150

Изучив действующие механизмы углеродного ценообразования, такие как торговля квотами на выбросы парниковых газов (ПГ) и углеродное налогообложение на топливо в странах с устойчивой экономикой, а также распределение углеродной нагрузки в их экономике, компания EY выделила те примеры, опыт которых может быть наиболее эффективно применен в Казахстане.

Какие мировые практики углеродного ценообразования применимы в Казахстане? Фото: pixabay.com

Это позволит не только улучшить экологическую ситуацию в стране, но и выполнить обязательства по Парижскому соглашению об изменении климата.

В качестве эталонных были рассмотрены страны с развитой системой углеродного ценообразования, такие как Европейский союз (ЕС), Великобритания, Канада, Республика Корея, Новая Зеландия, Швейцария и Китай, где углеродное регулирование приносит ощутимый результат в виде сокращения выбросов ПГ благодаря регулярной адаптации и совершенствованию механизмов государственного регулирования. Для более детального анализа основной акцент был сделан на национальные системы торговли выбросами и углеродное налогообложение на топливо.

В данной статье мы рассмотрим примеры стран, где национальная система торговли выбросами была реализована в различных формах и успешно адаптирована к местным условиям.

Опыт Швейцарии

Система торговли выбросами Швейцарии (Swiss ETS) является относительно небольшой системой с менее чем 100 установками с общим объемом выбросов, не превышающим 5,5 миллиона тонн CO2-экв. Под Swiss ETS подпадают 25 категорий промышленной деятельности: цементная, химическая, сталелитейная и фармацевтическая промышленности, нефтеперерабатывающие заводы, производство бумаги, централизованное теплоснабжение, выбросы от авиации и тепловых электростанций, работающих на ископаемом топливе.

Интеграция систем торговли выбросами Swiss ETS и Европейской системы торговли выбросами (EU ETS) стала первым в мире международным соглашением, которое регулирует взаимное признание квот на выбросы от двух СТВ, каждая из которых имеет свою собственную правовую основу. Это значит, что любая компания, участвующая в Swiss ETS или EU ETS, может использовать квоты на выбросы как из своей собственной системы, так и из системы другой договаривающейся стороны для покрытия соответствующих выбросов парниковых газов.

В Казахстане нередко поднимается вопрос о будущей "интеграции" Казахстанской системы торговли выбросами (KazETS) с EU ETS (создана дорожная карта по интеграции этих систем), однако для того, чтобы в будущем связать данные системы, KazETS необходимо будет не только расширять сектором авиации, но также поднять уровень торговли квотами на первичных аукционах до уровня торговли в EU ETS, а это может напрямую отразиться на секторах экономики Казахстана.

Реалистичным в казахстанских условиях углеродного регулирования является опыт Швейцарии по освобождению малых и средних операторов от СТВ и углеродного налога при условии, что они возьмут на себя обязательство по сокращению выбросов, соблюдая три необходимых условия:

1) оператор должен относиться к энергоемким отраслям;

2) выбросы оператора не должны быть слишком большими;

3) выбросы оператора не должны быть слишком низкими.

В частности, если установленная мощность установки превышает заявленный предел или общие выбросы составляют не менее 100 тонн СО2 в год, оператор может подать заявление на освобождение от налога на СО2.

Казахстан может использовать этот опыт при внедрении углеродного налога, в частности дав возможность операторам администрируемых установок, чьи выбросы варьируются между 10 и 20 тыс. тонн CO2, сократить свои выбросы ПГ взамен на освобождение от потенциального углеродного налога.

Опыт Республики Корея

Южно-Корейская система торговли выбросами (K-ETS) является первой общенациональной обязательной системой торговли выбросами в Восточной Азии. Сегодня K-ETS покрывает около 89% национальных выбросов ПГ в стране, охватывая 804 крупнейших источника выбросов в энергетике, промышленности, строительстве, утилизации отходов, транспорте, внутренних морских перевозках и авиации.

Учитывая, что KazETS и K-ETS являются почти ровесниками, регулятору KazETS необходимо обратить внимание на опыт пошагового развития аукционных торгов.

Так, в первой фазе работы K-ETS (2015-2017 гг.) в системе, также как и KazETS, отсутствовали аукционные продажи: все квоты в тот период распределялись бесплатно. Однако уже со второй фазы (2018-2020 гг.) в K-ETS были внедрены аукционы, где сектора, которые не подпадают под сектора экономики, которые характеризуются высокой энергоемкостью и подвержены значительной международной конкуренции (EITE), обязаны были покупать 3% углеродных квот на первичном аукционе. В третьей (текущей) фазе (2021-2025 гг.) объем платных аукционных квот увеличился до 10%. В следующей фазе (2026-2030 гг.) также ожидается увеличение данного объема. Общий объем доходов с момента старта аукционных торгов составил $845,2 млн.

Кроме того, немаловажным является факт, что из всех рассматриваемых национальных систем торговли выбросами, которые позиционируются как cap-and-trade системы, только в K-ETS наряду с KazETS до сих пор разрешено использовать офсетные углеродные единицы, в том числе международные. Однако в K-ETS разрешенная операторам доля использования офсетных единиц в целях погашения своих обязательств ограничивается 5%, тогда как в KazETS лимиты не установлены.

Опыт Канады

Панканадская рамочная программа по экологически чистому росту и изменению климата направлена на достижение целей по сокращению выбросов ПГ во всех секторах экономики. Несмотря на то, что провинции и территории Канады могут выбирать тип углеродного регулирования самостоятельно, наиболее распространенной является система output-based pricing system, т. е. командно-контрольный метод углеродного регулирования, когда у крупных эмитентов высчитывается средний за несколько лет показатель интенсивности (тонны диоксида углерода на единицу продукции) и устанавливается обязательный ежегодный процент снижения. Так, при снижении интенсивности больше установленного генерируются углеродные кредиты, которые можно либо продать другим участникам рынка, либо купить в случае ее превышения. Одной из полезных практик такой системы для Казахстана может стать прямое реинвестирование доходов от системы в программы декарбонизации на конкурсной основе.

Вторым примером эффективной системы торговли выбросами, которая снижает выбросы и генерирует доходы, можно назвать Квебекскую систему cap-and-trade. Отличительной особенностью является то, что квоты сдаются в конце фазы, а не ежегодно, т. е. фактически такой опыт позволит казахстанским операторам программы получать еще большую свободу в действиях на углеродном рынке, что будет способствовать переходу к альтернативным источникам энергии.

Еще одной интересной опцией является то, как канадское правительство вознаграждает домохозяйства, которые используют меньше электричества и топлива: правительство возвращает определенную долю дохода от топливного налога гражданам страны в зависимости от количества членов семьи. Таким образом, при сокращении потребления энергии можно получить отчислений больше, чем семья потратила на газ, бензин или электроэнергию.

В обзоре систем торговли выбросами (СТВ) в Швейцарии, Корее и Канаде показано, что каждая из этих стран адаптировала механизм СТВ в соответствии с национальными приоритетами и экономическими особенностями. Швейцария сфокусировалась на интеграции с рынком ЕС, Корея реализовала одну из крупнейших систем в Азии с упором на корпоративную ответственность, а Канада применяет гибкий подход с учетом региональных различий и поддержки промышленности. Эти примеры демонстрируют успешное использование СТВ для сокращения выбросов парниковых газов в разных экономических условиях. Применение лучших практик из этих стран позволит Казахстану эффективно сократить выбросы и выполнить свои международные обязательства в области изменения климата.

Виктор Коваленко – партнер EY, руководитель практики услуг в области изменения климата и устойчивого развития в странах Центральной Азии, Кавказа и Украины

Айбек Тулепбергенов – старший консультант практики устойчивого развития и изменения климата EY Kazakhstan

Изображение Janusz Walczak с сайта Pixabay

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться