Об этом стало известно в рамках проекта МИИР РК "Ашық сағат алаңы" под председательством заместителя председателя комитета гражданской авиации Ардака Утепова, с участием представителей Нацпалаты предпринимателей, Ассоциации гражданской авиации РК, акиматов Абайской, Акмолинский, Жетысуской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской областей и региональных аэропортов, передает корреспондент inbusiness.kz.
Напомним, в связи с тем, что ряд региональных аэропортов сталкиваются с финансовыми трудностями и не в состоянии обеспечить покрытие собственных операционных затрат, были инициированы поправки в проект Закона РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам транспорта", предусматривающие субсидирование таких аэропортов. На заседании правительства РК поправки по субсидированию аэропортов по законопроекту одобрены и направлены в мажилис парламента РК. Между тем правила субсидирования требуют доработки, считают участники встречи в МИИР РК.
Нет денег на зарплату
Субсидию от государства будут получать аэропорты с пассажиропотоком менее 200 тысяч человек. Под правила субсидирования на сегодня подпадают аэропорты Павлодара, Талдыкоргана, Урджара, Ушарала, Зайсана и Петропавловска.
По данным представителей аэропортов Павлодара и Петропавловска, на текущий момент они работают в убыток. Доходов не хватает даже на покрытие заработной платы персоналу. Так, на сегодня пассажиропоток аэропорта Павлодара составляет 158 тыс. человек. При этом убытки – 204 млн тенге.
Отмечается, что одной из затратных частей являются электроснабжение и приобретение, содержание техники. Аэропорт Петропавловска в данный момент передан в доверительное управление с последующим выкупом. Здесь также имеются проблемы с выплатой заработной платы, обучением персонала и кадрами.
"Концепцию документа мы не получали, поэтому не смогли рассмотреть. Нужно предусмотреть затраты по фонду оплаты труда, по содержанию аэродрома и аэровокзального комплекса. И непосредственно те замечания, которые будут отражены при сертификации аэродрома. Потому что сертификационные требования к аэропортам возрастают, а сертификация проводится как для больших аэропортов, так и для малых, таких, как Зайсан, Курчум, Урджар. То есть требования предъявляются одинаковые. А эти аэропорты на сегодня, к сожалению, не соответствуют данным требованиям. И для их устранения требуются большие затраты. Также нужно предусмотреть затраты на обучение персонала, потому что обучение довольно дорого обходится. С учетом командировочных расходов и отсутствия учебных центров на местах. Все аэропорты испытывают дефицит специалистов, потому что довольно проблематично найти авиационный персонал", – подчеркнули представители аэропорта Усть-Каменогорска.
Правила сырые
Между тем, по словам заместителя директора логистики и перевозок НПП "Атамекен" Инессы Жумабаевой, инициированные поправки своевременны. Однако правила субсидирования сырые.
"Над ними еще работать надо. Необходимо прорабатывать все: от начала до конца. На сегодня нет ясной картины, потому что одно с другим не клеится. Есть нормы, но нет картины, общего анализа по состоянию аэропортов. Сейчас аэропорты говорят, что нужно субсидировать заработную плату, налоги. Но я считаю, вычленять какие-то статьи доходов не совсем правильно. Аэропорты эти в целом убыточные, нельзя на каких-то статьях ограничиваться. Мы внесем свои предложения", – сказала она.
По мнению Инессы Жумабаевой, акиматам в целом нужно более ответственно подойти к этому вопросу.
"Субсидировать аэропорты только из-за того, что они убыточные, непонятно, почему в целом это необходимо. Только из-за пассажиропотока не совсем правильно", – добавила она.
В свою очередь заместитель председателя комитета гражданской авиации Ардак Утепов отметил, что субсидирование в целом должно быть направлено на развитие аэропорта или обеспечение безопасности полетов.
"Мы прекрасно понимаем, что документ требует доработки, поэтому сегодня встретились, чтобы обсудить эти вопросы, учесть все предложения. Если идет субсидирование, то оно должно идти либо на развитие аэропорта, либо оно должно идти на то, чтобы обеспечивать уровень безопасности полетов. Но правила субсидирования не должны порождать иждивенческие настроения. Руководство аэропорта не должно сидеть и ждать, что им дадут субсидии и они перекроют все его затраты. В этом нет никакой заинтересованности", – заключил Утепов.
Главное, по его мнению, достичь баланса, чтобы у аэропорта был стимул для увеличения пассажиропотока и безопасности полетов.
Жанар Асылханова