Несмотря на существенные проинфляционные внутренние шоки, инфляция в сентябре достигла очередного минимума. Об этом в своем исследовании сообщили аналитики Halyk Finance.
В этой связи мы поинтересовались у экспертов, можно ли говорить об устойчивости тенденции снижения инфляции, как это в краткосрочной перспективе отразится на базовой ставке и стоит ли ждать сильного снижения? Что будет со ставками по депозитам и кредитам? Какие пределы снижения инфляции в данном цикле они видят и на какой стадии мы сейчас находимся?
Финансист Галим Хусаинов:
"Мы видим, что месячная инфляция за последние 5 месяцев находится в диапазоне 0,5-0,7%, что дает основания полагать, что годовая инфляция будет в диапазоне 8-11%. Сейчас снижение инфляции в основном обусловлено уходом высокой базы прошлого года из годовой инфляции. Однако снижению темпов инфляции способствовало укрепление курса тенге по отношению к доллару США. В сентябре мы наблюдаем ослабление тенге по отношению к доллару, что также будет влиять на инфляцию в будущем. Факторов, влияющих на инфляцию, множество. Сильного снижения базовой ставки я не ожидаю, так как нужно, чтобы текущий тренд по инфляции закрепился. Также нужно будет учитывать влияние базовой ставки на другие аспекты, такие как платежный баланс и курс национальной валюты. Все это вкупе требует более тщательного подхода и анализа при установлении базовой ставки. Однако позитивный тренд по инфляции дает основание на продолжение незначительного снижения базовой ставки.
Ставки по кредитам и депозитам полностью коррелируют с базовой ставкой, если будет снижаться базовая ставка, то и ставки будут снижаться. Как я уже писал, я думаю, в этом году можно будет удержать инфляцию в коридоре 8-11%. Рост корпоративного кредитования зависит не только от ставки, но и от других факторов. Естественно, корреляция между ставкой и объемом кредитов имеется. Чем меньше ставка, тем выше кредитование. Поэтому снижение должно стимулировать увеличение кредитования. В целом положительно, так как низкая инфляция является основой макроэкономической стабильности. Однако в наших условиях банки получают достаточно высокий процентный арбитраж, который снижается со снижением базовой ставки".
Финансист Олжас Худайбергенов:
"Пика инфляция достигла летом прошлого года почти 20%. С тех пор инфляция плавно снижалась, составив 11,2% в годовом выражении. Обычно снижение/повышение ставки запаздывает с лагом в два месяца и более, но, в принципе, учитывая устойчивое снижение темпов инфляции, Нацбанк может приступить к более активному снижению ставки. Вряд ли стоит ожидать соразмерного, в два раза, снижения ставки, но на 2-3% ставка должна снизиться. Будет соразмерное снижение ставок по депозитам. А по кредитам отразится разве что на вновь выдаваемых.
Наиболее вероятно, что инфляция стабилизируется в пределах 10-12%, но, чтобы дальше снизиться, нужно успокоение инфляции во всех странах – торговых партнерах (так как инфляция у нас сильно зависит от импорта), либо нужна эффективная экономическая политика в части стимулирования внутреннего производства.
Если говорить о том, как отразится на росте корпоративного кредитования, то здесь ставка играет вторичную роль. Больше зависит от рисков самого бизнеса и пруденциальных нормативов. Поэтому не ожидаю, что снижение ставки приведет к заметному росту кредитования. Снижение инфляции отразится на банковском секторе, так же как и в целом на экономике, то есть снижение инфляции будет означать постепенное улучшение ситуации".
Читайте по теме:
В сентябре тенге ослаб к доллару почти на 13 тенге