Какие трансформации претерпевает бизнес-ретейл Казахстана?

1840

Восстановление бизнес-ретейла после январских событий, грядущие изменения и вызовы в системе ретейла в связи с новыми реалиями. 

Какие трансформации претерпевает бизнес-ретейл Казахстана? Фото: Мария Галушко

Эти и другие вопросы во время 29-й международной выставки Central Asia Fashion обсудил заместитель председателя правления ОЮЛ "Союз торговых сетей РК" Эльбеги Абдиев. Об этом сообщает inbusiness.kz.

По мнению Эльбеги Абдиева, государство уделяет недостаточно времени и внимания отрасли торговли, занимающей второе место (16% ВВП) после недропользования. 

"Торговля никогда не была в приоритете. Она даже не включена в перечень приоритетных видов деятельности. Это означает, что при реализации инвестпроектов в торговле вы не имеете права на получение преференций, в отличие от строителей и производственников", – сказал он. 

По данным НПП (которые, по словам спикера, разнятся с данными госорганов), в январе 2022 года пострадало 1830 субъектов бизнеса. В Казахстане бизнес пострадал в семи регионах. Подавляющее большинство бизнеса расположено в Алматы. Общая сумма ущерба составила 87 млрд тенге. Из них в Алматы ущерб бизнесу был причинен на 84 млрд тенге. 

По предварительным данным, во время январских событий пострадало 1756 субъектов МСБ. Из них 1545 находятся в Алматы.  Сумма ущерба составила порядка 47 млрд тенге.

"Что касается МСБ, сумма ущерба подсчитывалась на основании того, что было предоставлено. Крупный бизнес заявлений не подавал, потому что для него не существует еще механик возмещения ущерба. Больше всех в ретейле пострадал Magnum. Оценка до сих пор подсчитывается. Предположительно, сумма ущерба доходит до 10 млрд тенге. Еще есть Small, у которого сумма ущерба составила порядка 5-6 млрд тенге. Общая одобренная сумма возмещения ущерба порядка 5,5 млрд тенге. По сравнению с 47 млрд тенге это не очень много, 11-12%. Если денег из бюджета нет, то никакие сроки не помогут. Государству мы предложили опции, и теперь ждем от него обратную связь", – прокомментировал он. 

Прогноз на 2022 год

Эльбеги Абдиев поделился прогнозами на 2022 год. Он выразил надежду на смягчение государственного регулирования. Бизнесу сейчас приходится не просто. Из-за роста курса доллара часть его расходов будет связана с логистикой. Уход многих крупных компаний из России также не останется незамеченным. В связи с этим ожидается рост цен на fashion, непродовольственные товары, бытовую химию и другие товары. 

По его словам, больше всего от российских санкций в Казахстане пострадает отрасль бытовой химии. Практически вся бытовая химия завозится к нам из России. Цены на нее будут расти, логистика меняться. Подорожает одежда. Ожидаются небольшие проблемы с парфюмерией.  Это коснется и продовольствия. 

"Из продовольствия хотелось бы отметить, что сложные времена ждут кондитерские изделия. Компания Mars практически всю свою продукцию производит в России. Сейчас они оттуда уходят. И, скорее всего, шоколад этой фирмы теперь будут завозить из Европы. Но Европа не сможет быстро переориентироваться и делать этикетку на русском/казахском языках в соответствии с требованиями действующего законодательства. Это может занять около двух месяцев", – отметил эксперт. 

По словам Эльбеги Абдиева, иностранный товар, поступавший в Казахстан из России, станет дороже, а возможно, и вовсе исчезнет. По прогнозу эксперта, 2-5% товаров могут исчезнуть с казахстанских полок. 

"То, что происходит сегодня с сахаром, на мой взгляд, это искусственная ситуация. За последние пять дней, по нашим подсчетам, из торговых сетей выкуплен трех-четырехнедельный запас сахара. Ажиотаж остановился из-за банального отсутствия сахара в некоторых торговых сетях. А на базаре его стоимость доходит до 800 тенге. Сахар будет, может быть, несколько дороже, чем раньше. В Казахстан импортируется 100% сахара. В этом случае мы очень зависим от цен на сырье на сахар. Цена на тростниковый сахар растет, и я думаю, что в ближайшее время его подорожания не избежать, но на сколько, я не знаю", – добавил спикер.  

Эльбеги Абдиев предложил следующие меры для улучшения ситуации на рынке: 

  • временную отмену требований по маркировке товара согласно требованиям техрегламентов ТС;
  • отмену действующей инициативы по внедрению обязательной маркировки;
  • снижение ставки НДС по товарам СЗПТ до 8% (по аналогии с принимавшейся мерой в период карантинных ограничений в 2020 году). 

Он также перечислил, на чем будет делать фокус ретейл в будущем:

  • Развитие e-com. Развитие инфраструктуры (дарксторов), сокращение сроков доставки.
  • Изменение каналов коммуникации с покупателем. Новое поведение покупателей в постковидный период влияет на то, какие способы и какие каналы использовать для того, чтобы донести предложения до клиента.
  • Изменение подхода в развитии ассортимента. Донести предложения по value for money, упрощение ассортимента для покрытия большинства потребностей, развитие эконом сегмента и СТМ.
  • Работа с клиентом и лояльность к бренду/сети. Работа над удержанием клиента и донесение своего ценностного предложения – ключевой приоритет.
  • Дефицит товаров. Поиск новых каналов поставки товаров, которые ранее шли из РФ.  

Мария Галушко
Фото: Мария Галушко 

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться