Как рассказал в ходе брифинга в пресс-центре МВД заместитель начальника управления департамента по контролю за охранной деятельностью Серик Куспанов, с обретением в 1991 году Казахстаном независимости и переходом на рыночную экономику в стране начали создаваться фирмы, которые наряду с органами внутренних дел предоставляли юридическим и физическим лицам услуги по охране жизни, здоровья и собственности. Однако почти десятилетие этот вид деятельности оставался практически бесконтрольным, передает inbusiness.kz.
"Важным событием стало принятие 19 октября 2000 года Закона Республики Казахстан "Об охранной деятельности", которым были установлены правовые основы охранной деятельности, определены статус и полномочия субъектов, осуществляющих ее. И, что немаловажно, охранная деятельность была отнесена к лицензируемому виду, что позволило государству в лице министерства внутренних дел предъявлять к ней необходимые требования и осуществлять государственный контроль за их соблюдением", – отметил спикер.
Он подчеркнул, что стремительные темпы развития экономики в целом и динамично развивающийся рынок охранных услуг, в частности, требуют к себе особого внимания и необходимости совершенствования законодательства.
По состоянию на 1 января 2023 года в стране зарегистрировано 3607 частных охранных организаций с их филиалами и представительствами, в которых работают 94 511 охранников.
К субъектам, осуществляющим охранную деятельность, относятся специализированные охранные подразделения органов внутренних дел Республики Казахстан (УССО) и частные охранные организации (ЧОО).
Специализированные охранные подразделения органов внутренних дел являются государственными учреждениями и осуществляют охрану исключительно объектов, подлежащих государственной охране. К ним относятся особо важные объекты – административные здания правительственных учреждений, местных исполнительных органов; стратегические объекты – мосты, ТЭЦ, ГРЭС, склады взрывчатых веществ, медсклады и тому подобное.
ЧОО – коммерческие организации, оказывающие охранные услуги в качестве своей предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе лицензии на право занятия охранной деятельностью.
Кроме этого, спикер подчеркнул, что в 2021 году главой государства вненесены поправки в отраслевой закон. Основной новеллой закона является разделение лицензии на осуществление охранной деятельности на два подвида с учетом организационных, материальных, кадровых и других возможностей частных охранных организаций.
- Первый – все виды охранных услуг, в том числе охрана объектов, уязвимых в террористическом отношении (УТО).
- Второй подвид – все виды охранных услуг, за исключением охраны объектов, уязвимых в террористическом отношении.
По итогам прошедшего года насчитывалось 524 ЧОО, имеющих лицензию первого подвида, и 2358 – с лицензией второго подвида. При оказании охранных услуг на объекте УТО охранная фирма обязана иметь лицензию первого подвида, к которым наряду с общими квалификационными требованиями предъявляются ряд дополнительных.
В соответствии с квалификационными требованиями, утвержденными приказом МВД № 959, ЧОО, имеющие первый подвид лицензии, должны обладать всей необходимой инфраструктурой в области обеспечения безопасности и обеспечены:
- средствами радиосвязи;
- мобильными группами оперативного реагирования, обеспечивающими выезд на сигналы тревоги с объектов;
- служебным, в том числе огнестрельным оружием;
- должны иметь опыт работы в сфере оказания охранных услуг не менее одного года;
- иметь помещение для размещения пункта централизованной охраны;
- иметь пульт централизованного наблюдения.
Также к объектам УТО относятся объекты массового скопления людей (от 100 и более человек), которыми, к примеру, являются образовательные учреждения, в том числе школы.
"Договоры на оказание охранных услуг заключаются самостоятельно, непосредственно между организациями образования и ЧОО в соответствии с законодательством о государственных закупках в рамках финансовых средств, выделенных из местного бюджета. При этом администрация школ сама решает, будет ли безопасность обеспечиваться собственной службой безопасности, лицензированной охраной или теми же сторожами либо вахтерами, поскольку все упирается в местное финансирование", – продолжил Серик Куспанов.
Полицейский также отметил, что охранники лицензированных охранных организаций, в отличие от вахтеров, сторожей и служб безопасности, вправе использовать огнестрельное оружие и специальные средства (наручники, резиновые палки и другое). Они предварительно проходят обучение в специализированных учебных центрах, где сдают экзамены по огневой, правовой, физической подготовке и другим дисциплинам.
В завершение брифинга заместитель начальника управления департамента по контролю за охранной деятельностью МВД РК пояснил, что контроль за охранной деятельностью осуществляется органами внутренних дел в форме внеплановой проверки, проверки на соответствие квалификационным требованиям, профилактического контроля с посещением и без посещения субъекта контроля.
Читайте по теме:
Алихан Смаилов поручил усилить безопасность в школах
Все школы в Казахстане проверят после трагедии в Петропавловске
Депутата обвинили в привлечении полицейских для охраны порядка на его тое