/img/tv1.svg
RU KZ
Каким был 2018 год для казахстанских автомобилистов?

Каким был 2018 год для казахстанских автомобилистов?

В 2018 году казахстанцы приобрели 60 тысяч новых автомобилей, потратив на это 547 млрд тенге.

13:39 16 Январь 2019 32471

Каким был 2018 год для казахстанских автомобилистов?

Автор:

Сара Бухина

В минувшем году в Казахстане официальными дилерами было реализовано 60928 новых легковых и коммерческих автомобилей на сумму 546,8 млрд тенге, на 24% больше, чем в 2017 году, сообщили abctv.kz в Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ).

«В пятёрке самых популярных брендов – лидер двух прошлых лет Toyota – 12278. Наибольший рост у Hyundai (8715 ед.), продажи с началом производства всей линейки автомобилей в Костанае выросли в 2,4 раза. Из 45 марок, официально представленных на казахстанском авторынке, большая часть компаний закончили год с положительной динамикой продаж. Четыре из пяти самых продаваемых автомобилей производятся в Казахстане. Каждый второй проданный автомобиль сделан в Казахстане», – рассказали в АКАБ.

«По итогам 2018 года общие продажи «Астана Моторс» (легковые автомобили и коммерческая техника) достигли 14519 единиц. Прирост составил 69%. Рыночная доля компании в секторе легковых автомобилей составила 26,5%. Таким образом, продажи «Астана Моторс» в три раза опережают темпы роста авторынка РК», – отметил Бекнур Несипбаев, исполнительный директор КМК «Астана Моторс».

Что же касается иномарок, то, по сведениям ассоциации, в 2018 году впервые ежемесячная доля импорта спустилась ниже 50%:

«Спрос на автомобили «Сделано в Казахстане» вырос с 17% в 2015 году до 49% в прошлом году. В декабре 2018 года рыночная доля автомобилей отечественного производства впервые перешагнула планку в 55%, обновив исторический максимум продаж».

Также эксперты ассоциации отметили и тот факт, что в отрасли машиностроения РК доля автопрома на сегодняшний день составляет 19,2%, в то время как в 2017 году этот показатель достигал отметки 16,4%. Таким образом, прирост составил 2,8%, что является самым большим показателем роста доли в отрасли машиностроения по сравнению с прошлым годом.

«В 2018 году в Казахстане было произведено 32,3 тысячи единиц техники (включая легковые, грузовые автомобили, автобусы, специальную технику, трейлеры и полуприцепы) общей стоимостью 205,95 миллиарда тенге (+38%). Значительный прирост показал костанайский «СарыаркаАвтоПром», здесь было произведено 12009 единиц автомобилей против 5912 единиц в прошлом году (+103%)», – добавили в АКАБ.

Отметили в ассоциации и статистику регистраций автомобилей:

«Количество регистраций автомобилей выросло почти на 15%. Доля первичной регистрации на фоне общего числа регистраций в январе-декабре выросла с 6,8% до 7,1% – впервые на учёт в Казахстане встало 84352 транспортных средства, на 13443 авто больше, чем в 2017 году (+19%). Тем не менее, автопарк страны продолжает стареть – доля трёхлетних автомобилей уменьшилась, почти две трети от общего числа регистраций составила техника в возрасте старше 10 лет. По итогам года больше всего казахстанцы регистрируют автомобили Toyota, Mercedes-Benz (Daimler), Volkswagen и Audi всех годов выпуска».

Относительно планов на 2019 год у АКАБ весьма оптимистичные ожидания. В частности, планируется, что продажи новых автомобилей превысят планку в 70 тысяч единиц .

«Авторитейл в стране восстанавливается, демонстрируя позитивную динамику. Доля локально произведённых автомобилей продолжит увеличиваться и в 2019 году. При сохранении текущих экономических показателей АКАБ ожидает рост продаж в пределах 70 тысяч единиц новых легковых и коммерческих автомобилей», – резюмировали в Ассоциации казахстанского автобизнеса.

Сара Бухина

Купить автомобиль онлайн в Казахстане – какие есть преимущества

Карантин диктует новые правила авторитейла.

24 Август 2020 14:01 22463

Казахстанские автодилеры активно развивают онлайн-продажи автомобилей. Отчасти данная тенденция связана с карантинными ограничениями, продолжающимися уже полгода, однако это один из современных мировых трендов в авторитейле. Впрочем, отечественные дилеры заверяют, что не собираются и в дальнейшем отказываться от этого направления. А вот насколько удобна покупка автомобиля онлайн-клиентам? Давайте попробуем разобраться.

Надо сказать, что переход авторитейла в интернет-пространство – процесс гораздо более глобальный, чем кажется на первый взгляд. Интернет-магазины появились относительно недавно. Однако на сегодняшний день их услугами пользуются миллионы людей.

Тем временем мировой авторитейл более 100 лет работал по привычной схеме: покупатель посещает несколько автосалонов, общается с консультантами, останавливает свой выбор на какой-либо модели, проходит тест-драйв и, наконец, приобретает свое персональное средство передвижения.

В то время как психологи отмечают, что для миллениалов или поколения Y (условно социологи относят к ним людей, родившихся с 1981 по 1996 год) покупки онлайн зачастую гораздо предпочтительнее, чем «живое» общение с продавцом. Да и время свое миллениалы, особенно жители мегаполисов, привыкли экономить. А ведь на данный момент они составляют самую многочисленную целевую аудиторию автосалонов.

И все больше европейских и заокеанских покупателей начинают задумываться о том, что автомобиль через Интернет купить не сложнее, чем кроссовки. Потому что одежда может и не подойти. Она более индивидуальна. А вот автомобиль, купленный вами онлайн, ничем не будет отличаться от точно такого же, купленного в автосалоне. За исключением, конечно же, цвета и комплектации. Но в любом случае покупатель гарантированно получает то, что ожидает.

Не было бы счастья…

Автодилеры по всему миру начали осваивать просторы Всемирной паутины за несколько лет до COVID-19. По данным международной консалтинговой компании Frost & Sullivan, в прошлом году глобально через Интернет было реализовано 825 тыс. новых автомобилей, что более чем на 30% больше, чем годом ранее. Правда, в целом доля автомобильных онлайн-продаж на мировом авторынке пока мизерна – она занимает менее 1%. Но цифровой авторынок, пусть и медленно, но неуклонно растет.

Казахстанские авторитейлеры, возможно, и не планировали такой скорый переход к электронным продажам, но ситуация сложилась так, что осваивать их пришлось в текущем году в рекордные сроки.

– Мы и раньше задумывались о переходе в цифровое пространство. Пандемия коронавируса, безусловно, ускорила эту трансформацию. Нам пришлось в срочном порядке пересмотреть бизнес-процессы и увеличить инвестиции в области digital-маркетинга, адаптировав практически все сайты наших дилерских центров под онлайн-продажи, – отмечает генеральный директор автомобильной группы Orbis Auto Динара Искакова.

Впрочем, Динара, как многие представители автосалонов, уверена, что полный переход на дистанционную продажу в Казахстане пока маловероятен. Причина – наш менталитет. Однако онлайн-покупки продолжились в казахстанских автосалонах даже после снятия основных карантинных ограничений.

Глас народа

– Я принципиально не хотел брать автомобиль в кредит, – говорит клиент одного из автосалонов Ренат. – И возможность купить автомобиль онлайн меня обрадовала, прежде всего потому, что начало ЧС совпало с ростом курса доллара. И, когда решение, какое авто покупать, было принято, а на руках есть вся необходимая сумма, автосалоны закрываются на неопределенный срок. И что будет с ценами, когда они откроются, тоже неясно. Надо ли говорить, как я расстроился. Во-первых, к этому моменту уже продал свой старый автомобиль и, если бы цены поднялись, мне пришлось бы на время стать пешеходом. Что при моей работе совсем некомфортно. Да и настроился уже на покупку. Честно говоря, зашел на сайт одной из автомобильных компаний просто посмотреть, не поднялись ли уже цены. И увидел, что авто можно купить онлайн. Конечно, сразу решил оформить покупку. Правда, внести всю сумму оказалось невозможно – только предоплату. И с оформлением пришлось подождать. Но я получил самое главное – запланированный автомобиль по запланированной цене.

Что касается дальнейших онлайн-покупок, Ренат затрудняется ответить. В ближайшие годы менять авто он не планирует, а дальше будет видно.

А вот один из клиентов алматинского салона рассказал, что на онлайн-покупку автомобиля его подвигла отнюдь не экономия времени, а желание получить машину к определенной дате.

– Это был подарок. Знаете, говорят, ложка к обеду дорога. Понятно, что можно рассказать, что планируешь подарить, а сам подарок купить позже. Но… На тот момент никто точно не знал, когда закончится ЧС. Поэтому я решился на покупку онлайн. И, в общем-то, как и планировал, сделал это заранее. По большому счету, единственная накладка, которая возникла, – на тот момент было невозможно поставить автомобиль на учет. Но, в конце концов, все получилось сделать вовремя, – рассказал Тимур.

Правда он не уверен, что будет пользоваться этой услугой и дальше:

– Я уже не в том возрасте, когда меняешь свои привычки. Вот сыну – он и подал идею купить автомобиль онлайн – это все нравится. А я лучше по старинке – приеду в автосалон, посмотрю. Да и потом, мне нравится туда приезжать. Для меня это отдых.

Станислав и Виктор не покупали автомобили, но заказывали онлайн запчасти в другом салоне.

Станислав после оплаты получил возможность забрать их в другом, более удобном с точки зрения расположения салоне одной группы компаний. Однако, по большому счету, он придерживается мнения, что онлайн-покупки имеют смысл только в том случае, если заказ доставят на дом. В противном случае, если все равно остается необходимость ехать в автосалон, почему бы и не оплатить все там же.

Виктор уверен, что возможность купить запчасти онлайн у официального дилера необходима:

– Я предпочитаю покупать только оригинальные запчасти. Соответственно, покупаю их только у официального дилера. Поскольку я ежедневно проезжаю мимо автосалона, то для меня не имеет особого значения, оплатить запчасти онлайн или на месте. В противном случае – только онлайн. Представьте ситуацию: необходимой вам детали нет на складе. Чтобы ее для вас заказали, надо внести предоплату. Это логично. Так вот, если есть возможность оплатить онлайн – оплатил и жди, когда она придет. Если нет – придется ехать в автосалон. С учетом того, что он расположен практически на выезде из города, это время. А ведь потом еще раз уже за запчастью ехать придется.

Гульжан за свое новую авто внесла предоплату во время карантина:

– Я присмотрела эту машину еще до карантина. Потом появилась необходимая сумма, и я решила не ждать окончания ЧП, а оформить покупку онлайн. Мне прислали ссылку, пройдя по которой я оплатила задаток за машину. Здесь не возникло никаких проблем. Уже после карантина я приехала в салон, оплатила остаток суммы и забрала автомобиль.

В дальнейшем Гульжан не исключает возможности, что вновь приобретет автомобиль через Интернет:

– Если я уже точно буду знать, какую машину хочу, то почему бы не оформить покупку онлайн? И, если при этом мне привезут ее домой с документами и номерами, будет вообще замечательно. Другое дело, что, если я еще не определилась с автомобилем, здесь, конечно, лучше приехать лично и посмотреть варианты вживую.

Ержан свой внедорожник также купил во время карантина.

– Я уже не первый раз покупаю автомобиль в этом дилерском центре. Уже есть доверие к компании. Поэтому, раз уж запланировал покупку, зачем ее откладывать? Онлайн так онлайн. И это оказалось очень удобно. Через Интернет все оплатил, приехал – машина уже готова. Сел и уехал. Не надо ничего ждать. Если дальше можно будет покупать машины онлайн – буду покупать. Очень время экономит, – рассказал Ержан.

Алексей во время карантина только забронировал свой автомобиль класса люкс. Забирал он его уже позже. Однако возможность купить авто через Интернет его заинтересовала.

– Недавно меняли машину отцу. Родители живут не в Алматы. В результате пол-отпуска мотались по автосалонам. Плюс свою машину он поторопился продать и несколько месяцев ждал, пока я приеду, чтобы со мной посоветоваться. А ведь как все было бы просто: зашел на сайт, выбрал город, выбрал модель, оплатил – и машину бы привезли на дом с документами, страховкой и всем прочим. Можно даже попросить бантик завязать. И уже от подарка не откажешься – все оформлено. И мне спокойнее. И время можем провести с большей пользой, – отмечает Алексей.

Дамиру тоже не удалось купить автомобиль во время карантина. Правда, по той простой причине, что на время ЧП были приостановлены выдачи кредитов. Поэтому свой автомобиль он забрал только в июне:

– Для этого мне пришлось ехать из Павлодара в Нур-Султан. Тут уж так получилось. Однако если в будущем у меня будет возможность все оформить онлайн, так, чтобы мне привезли машину домой, я, конечно, этим воспользуюсь. Пусть даже придется доплатить за транспортировку в другой город. Это все равно обойдется дешевле. Да и мне не надо будет тратить время на поездку.

Промежуточные итоги

Как показал наш опрос, большинство покупателей заинтересованы возможностью и преимуществами покупки авто через Интернет. Более того, ряд автосалонов отметили, что после смягчения весеннего карантина вернулись не только офлайн-продажи, но и доля онлайн-продаж выросла на 3-5%. Что подтверждает тот факт, что казахстанцы готовы покупать автомобили через Интернет даже тогда, когда автосалоны открыты.

Директор диджитал-подразделения дилерской группы Orbis Auto Марат Кокенов считает такой интерес более чем закономерным:

«Казахстанский покупатель отреагировал весьма положительно на данный формат, объясню почему. В первую очередь, на нашем рынке уже существуют все инструменты для использования формата онлайн-обслуживания. Изо дня в день наши граждане используют мессенджеры, видеозвонки, смотрят видеообзоры на популярных площадках и, конечно же, пользуются онлайн-банкингом и/или безналичной формой платы за товары и услуги. Во-вторых, наши дилерские центры оперативно отреагировали на текущую ситуацию в Казахстане, да и в мире в целом. И услуга появилась именно тогда, когда она была необходима. И, наконец, не стоит забывать про солидный плюс в виде кешбэка».

К слову, многие проблемы, с которыми столкнулись наши герои, уже решены. Например, во время ЧС не было возможности поставить автомобиль на учет, так же как и внести оплату полностью – существовали банковские ограничения при онлайн-оплатах.

На сегодняшний день многие автодилеры уже отработали все эти вопросы. Соответственно, онлайн уже можно выбрать новый автомобиль или автомобиль с пробегом, оценить свой автомобиль для программы Trade-In, получить кредитный расчет на желаемых условиях, внести за автомобиль предоплату либо полностью оплатить автомобиль и поставить его на первичный учет.

Да, казахстанцы более консервативны, чем те же европейцы или американцы. Для нас покупка автомобиля – это ритуал. Однако, как выяснилось, там, где консерватизм конкурирует с комфортом… мы готовы выбирать комфорт. И, похоже, онлайн-продажи в нашей стране будут и дальше расти!

Айнур Омиралина


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Новые мощности «Азия Авто» начнут работу в 2021 году

Расторжение соглашения о промсборке между холдингом «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» и министерством индустрии и инфраструктурного развития стало, без преувеличения, самым громким событием первой половины года в отечественном машиностроении. Заочный диалог между ведомством и крупнейшим автопроизводителем республики сопровождался обильным потоком информационного шума. О том, как сегодня развивается строительство усть-каменогорского автопромышленного кластера, рассказал генеральный директор АО «АЗИЯ АВТО Казахстан» Ержан Мандиев.

22 Август 2020 08:35 24401

Ержан Оразбекович, какова ситуация на площадке проекта сегодня?

Активно ведем строительно-монтажные работы. В июле утвержден обновленный инвестиционный график. Он позволит ускорить процесс строительства и ввести в эксплуатацию мощности первой очереди в 2021 году. Речь о выпуске 50 тысяч автомобилей в год с уровнем локализации выше 50%. Уже на этом этапе наши производственные площади будут расширены до 93 тыс. кв. м.

При этом конвейер «АЗИЯ АВТО» продолжит работу?

Разумеется. В более интенсивном режиме. Строящиеся цеха сварки и окраски кузова будут встроены в производственную цепочку. Но ключевым его звеном останутся действующие мощности автосборочного завода «АЗИЯ АВТО». Основным продуктом на новых производственных мощностях станет бюджетный автомобиль B-класса, ориентированный на массовый спрос. При этом действующий конвейер «АЗИЯ АВТО» сохранит традиционно обширный портфель брендов и моделей.

Рынок сбыта – ЕАЭС?

Холдинг «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» располагает наиболее разветвленной сетью автоцентров на локальном рынке и является единственной казахстанской компанией, владеющей инфраструктурой сбыта и сервиса на территории РФ. Действующая сеть компании насчитывает 43 автоцентра в 31 городе России и Казахстана. Ее возможности достаточны для осуществления продаж и обслуживания автомобилей усть-каменогорского производства – в том числе на этапе после запуска новых мощностей. Перспективы дальнейшего развития товаропроводящей сети предопределит динамика восстановления отрасли.

Каков объем инвестиций в новые мощности на сегодняшний день?

$76 млн.

Эта сумма включает госфинансирование? Или речь только о ресурсах компании?

Холдинг «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» последовательно осуществляет инвестиции в новые производственные мощности, пользуясь лишь собственными ресурсами и кредитами частных банков-партнеров. Будучи эффективным, коммерчески успешным бизнесом, наша группа реинвестирует прибыль в создание производств с нуля и их последующее технологическое развитие.

Строящиеся мощности сварки и окраски кузова не стали исключением. Их создание ведется за счет собственных средств холдинга. Государственные институты развития и связанные с ними структуры не выступали в качестве источников финансирования проекта.

Однако без государственной поддержки проект вряд ли мог быть нанесен на карту важнейших объектов индустриализации Казахстана. Именно преференции, предусмотренные законодательством ЕАЭС в формате соглашений о промышленной сборке, позволили направить ресурсы ГК «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» на финансирование строительства новых мощностей и предложить потребителю более доступную стоимость автомобилей усть-каменогорской сборки. Кроме того, в рамках программы «ДКБ-2020» правительством Казахстана была оказана помощь в создании необходимых инженерных коммуникаций нашей производственной площадки.

Иными словами, инструменты поддержки, обеспеченные государством в рамках проекта, трудно переоценить.

И, вероятно, главный вопрос: планируете ли вы заключать новое соглашение о промышленной сборке с министерством индустрии и инфраструктурного развития? Недавние поправки в Предпринимательский кодекс, принятые мажилисом, дают министерству более широкие полномочия.

Прежде всего важно подчеркнуть: действующее соглашение о промышленной сборке между АО «АЗИЯ АВТО Казахстан» и правительством РК не расторгнуто. Срок его действия истекает 31 декабря 2020 года. Одностороннее расторжение договора возможно лишь в рамках обязательной досудебной процедуры и не иначе как по решению суда. Законные основания для расторжения соглашения о промсборке сегодня отсутствуют, поскольку сроки исполнения обязательств по вводу в эксплуатацию мощностей сварки и окраски кузова продлены дополнительным соглашением.

Но после 31 декабря этот вопрос так или иначе предстоит решать?

Безусловно. Условия отраслевого регулирования автопрома на пространстве ЕАЭС и сложившийся конкурентный ландшафт говорят о необходимости сохранения преференций, предусмотренных действующим соглашением. Формальных и сущностных препятствий к заключению нового соглашения о промышленной сборке после 31 декабря 2020 года мы не усматриваем. Холдинг «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» является отраслеобразующим предприятием казахстанского автопрома и абсолютным лидером по производственным показателям, объему налоговых поступлений и числу рабочих мест. Мы планомерно инвестируем ресурсы в развитие технологических мощностей и убеждены, что формальные барьеры, которые могли бы воспрепятствовать продолжению многолетней созидательной деятельности холдинга, противоречат интересам отечественного машиностроения, а значит, было бы логичным их устранить.

Саян Абаев


Подпишитесь на наш канал Telegram!