Журналисты должны принимать и адаптироваться к меняющимся технологиям, а также к потребностям аудиторий в предстоящее десятилетие. К такому выводу пришли участники дискуссии, состоявшейся на площадке Newsrewired в ноябре.
В ходе обсуждения выпускающий редактор Financial Times Линдси Джонс подчеркнула, что репортеры должны быть универсальными.
"Мы не только будем требовать, чтобы вы писали хорошо для онлайн и печатной версий, но и также хотим, чтобы вы могли выходить в прямой эфир на мероприятиях. Вам даже может понадобиться преподносить информацию на иностранном языке, если вы работаете на FT", – пояснила она.
По словам выпускающего редактора зарубежного издания, для этого репортерам понадобится выйти из зоны комфорта и обучиться новым навыкам. Это относится не только к журналистам, которые только начинают работать в отрасли. К примеру, Financial Times регулярно организует мастер-классы, как для стажеров и практикантов, так и для имеющихся штатных сотрудников, чтобы ее репортеры имели необходимые инструменты в визуализации данных, освещении историй через видео и написании заголовков с поисковой оптимизацией.
Каким будет год для журналистики
Со своей стороны директор CNN Digital International по региону Европа, Ближний Восток и Африка Блэтнейд Хили поделилась своим мнением, разъяснив, что репортерская работа не завершается, когда материал дописан.
"С точки зрения задания вы должны подумать о том, для кого вы пишите историю, что ваша история сообщит, а также каким образом вы собираетесь сформулировать ее, будь это визуально или через графику", – пояснила она. Для этого, на ее взгляд, необходимо понимать, что хорошо, и поработать, чтобы реализовать эту историю.
С учетом президентских выборов в США на горизонте, не говоря уже о Брексите и климатическом кризисе – тем, которые все, вероятно, останутся на повестке дня, Хили предложила сосредоточиться на главных репортерских качествах, способностях к контекстуализации и анализу в качестве основных навыков на 2020 год.
Взлет мобильной журналистики
Но журналисты должны также учитывать, каким образом аудитория сейчас взаимодействует с источниками и заходит на новости. Отчет The Digital News Report 2019 подтвердил популярность мобильных устройств. Примерно 70% журналистов в возрасте до 35 лет используют свои смартфоны в качестве главного устройства для просмотра новостей.
"Для журналистов, редакторов, дизайнеров, разработчиков и всех структур отдела новостей, которые совместно работают, чтобы дать хороший контент аудитории, это означает, что зацикленность на предоставлении новостей через мобильные устройства должна углубляться еще больше", – сказала Хили.
"Мы должны позволить мобильной подаче вести нас с точки зрения того, как мы формулируем эти истории, и когда мы производим большие, специальные проекты, где мы задумываемся о большом объеме, нам необходимо делать это с учетом мобильной аудитории", – считает она.
Не забывать об азах
Если кто и знает о появляющихся нишах в журналистике, так это европейский редактор Forbes Алекс Вуд. Он продал свой успешный стартап The Memo журналу в прошлом году. Однако он предупреждает, что технологические возможности не должны идти во вред самому фундаментальному журналистскому навыку – общению с людьми.
Вуд также работает в качестве приглашенного лектора в Лондонском университете Сити. Cтуденты часто публикуют истории почти слово в слово, как это написано в пресс-релизе, чтобы избежать контакта с источниками, говорит он.
"Когда я преподаю, то всегда внимательно наблюдаю за тем, чтобы мы имели живую атмосферу отдела новостей. Я считаю количество минут, прежде чем кто-то возьмет телефон. Телефонный звонок является стартом журналистского процесса, и я думаю, что вакуум, который мы имеем в отрасли, сложился вокруг базовых фундаментальных навыков", – констатирует Вуд.
Создайте среду для идей
Частично это можно объяснить "синдромом самозванца", чувством, что многие журналисты не принадлежат к их окружению. Важно поощрять молодых журналистов тестировать новые цифровые идеи и слишком не наседать, если у них не получается, считает эксперт.
"Это штампы стартапа, но это действительно важно, так как технология двигается вперед так быстро. К примеру, я не могу угнаться за TikTok и Snapchat, но я побуждаю моих более молодых лидеров тянуть свои руки вверх и занять в этом ведущие позиции", – говорит Вуд.
Однако репортерам не так просто почувствовать себя в благоприятной среде. Одним из решений является их разбивка на пары с менторами, сосредоточившись на создание атмосферы доверия, отметила Хили. Она подчеркнула, что на редакционных встречах важно предоставлять молодым журналистам площадку, чтобы они могли высказываться по повестке редакции.
"Каждый заинтересован в продукте, который мы производим, и работа должна выполняться c соблюдением условия, что каждый может высказаться", – полагает специалист.