За последние три года доля женщин среди владельцев малого и среднего бизнеса превысила 40%, согласно данным министерства национальной экономики. При этом стоит обратить внимание на тот факт, что около 60% всех микрокредитов, выданных в рамках государственных и частных программ поддержки, приходятся именно на бизнес, возглавляемый женщинами, передает inbusiness.kz.
Генеральный директор МФО "Робокэш.кз" Алмаз Торутаев отмечает, что рост женского предпринимательства в Казахстане – это не просто экономический тренд, а важный социальный сдвиг, который свидетельствует о повышении финансовой самостоятельности женщин.
Как правило, микрокредиты используются для запуска или расширения бизнеса. Соответственно, это позволяет развивать экономику, особенно в регионах, и предоставлять новые рабочие места. Важно отметить, что именно микрокредитование позволяет решить проблемы с доступом к финансированию у малого бизнеса.
В каких сферах работают женщины-предприниматели?
Согласно статданным, женщины в Казахстане особенно активно развивают бизнес в следующих сферах:
- услуги (салоны красоты, ателье) – 35%;
- розничная торговля (магазины, интернет-торговля) – 28%;
- образование (детские центры, онлайн-курсы) – 15%;
- агробизнес – 12%;
- креативные индустрии (дизайн, маркетинг, авторская продукция) – 10%.
При этом наибольшая концентрация предпринимательниц наблюдается в крупных городах, в частности на Алматы приходится 20%, на Астану – 15%, далее следует Восточно-Казахстанская область – 10%, Карагандинская область – 9% и Туркестанская область – 8%.
Развитая инфраструктура и доступ к финансированию способствуют росту женского бизнеса в мегаполисах. В сельской местности предпринимательницы сталкиваются с нехваткой кредитных программ и информационной поддержки.
Особенности и проблемы женского предпринимательства
Президент Международного клуба успешных женщин Динара Розбаевна отмечает, что в последние годы женщины стали активнее искать образовательные возможности. Они записываются на курсы по бизнесу, продвижению в Instagram и другим направлениям, даже если обучение бесплатное.
"Важно отметить, что сегодня женщины осознают: бизнес – это не просто купи-продай, а системный процесс, требующий знаний и навыков. Однако качество доступного образования часто оставляет желать лучшего", – говорит Динара Розбаевна.
Среди наиболее востребованных эксперт выделяет инфобизнес, бьюти-индустрию, также женщины нередко становятся инфлюенсерами. Многие женщины начинают продвигать себя как психологи или коучи. Кроме того, растет популярность ухода за кожей: появляется все больше косметологов, но далеко не все из них имеют медицинское образование, что вызывает определенные риски.
По словам Динары Розбаевны, количество женщин, регистрирующих свой бизнес в Туркестанской области, за последние годы выросло в 3-4 раза. В регионе особенно динамично развиваются:
- Фотостудии.
- Салоны красоты.
- Недвижимость.
- Общепит.
- Образовательные центры.
- Частные школы и детские сады.
- Частные медицинские клиники.
Особенно сильны позиции общепита, который всегда занимал ведущие позиции в южном регионе.
Но, несмотря на положительные изменения, женщины по-прежнему сталкиваются с препятствиями. Одним из главных барьеров остается культурное наследие: часто мнение мужа или свекрови становится решающим в вопросе обучения и ведения бизнеса. Существует стереотип, что женщине достаточно уметь готовить или делать что-то руками, а бизнес-процессы, маркетинг и продвижение – второстепенны.
"Женский бизнес в Казахстане переживает подъем, но остается много проблем, которые необходимо решать. Важно повышать качество образования, развивать культуру предпринимательства и преодолевать стереотипы. При правильном подходе женское предпринимательство может стать не только источником дохода для тысяч семей, но и серьезным вкладом в экономику региона", – полагает Дина Розбаевна.
Причины для запуска бизнеса
Зарима Атабаева считает, что казахстанские женщины идут в предпринимательство по двум основным причинам. В первом случае – из-за жизненных обстоятельств, например, когда вынужденно ищут возможности для заработка. В таких случаях самым доступным вариантом видится сфера торговли или монетизация ремесла/навыка, которым владеет женщина.
Вторая категория женщин-предпринимателей – это те, кто пришел в бизнес осознанно, переходя из найма в собственное дело. То есть предпринимательство строится уже на опыте, профессионализме, экспертности и стремлении к независимости. Зачастую такие женщины развивают бизнес в сегменте бухгалтерских услуг, открывают юридические компании, салоны красоты, фотостудии и другие сервисные бизнесы.
"Многие женщины начинают свой бизнес, решая личные проблемы, с которыми сталкиваются. Именно так зачастую появляются частные детские сады, образовательные и развивающие центры, клининговые компании, кафе и другие предприятия, направленные на улучшение качества жизни", – поясняет Зарима Атабаева.
Эксперт подчеркивает, что в большинстве случае развитию именно женского предпринимательства способствуют, в первую очередь, необходимость "кормить семью", а уже потом желание самореализации, стремление к повышению качества жизни и специальные программы поддержки и развития.
Отметим, что тенденция к увеличению и успешному росту женского бизнеса очевидна. Более того, появляется все больше государственных и частных инициатив, призванных поддерживать женщин. Однако, несмотря на рост числа и качество бизнеса женщин-предпринимателей, отрицательно на развитии сказываются нехватка бизнес-образования, сложности с масштабированием, а также существующие гендерные стереотипы.
Читайте по теме:
Женщины в РК могут получить 10 млрд тенге на бизнес