- Кали Сеильбекович, какие изменения ждут казахстанских выпускников в этом году по ЕНТ?
- Формат тестирования не изменится. Но зато выпускникам, которые не наберут пороговый бал, с этого года разрешается пересдавать ЕНТ повторно. Раньше этой возможности не было, и те, кто не набрал минимально 50 баллов, не могли поступить даже на платное отделение. В итоге, в последние годы мы наблюдаем, как выпускники массово поступают в зарубежные и российские вузы, но не с целью остаться там учиться, а с расчётом после первого же семестра перевестись в казахстанские университеты. Только этой зимой в переводных экзаменах приняли участие около 20 тысяч студентов. Мы уверены, что это новшество исправит сложившуюся ситуацию.
Конечно, сдавая тест во второй раз, уже нельзя будет претендовать на образовательный грант, но зато появится шанс поступить на платное обучение. Второе тестирование будет проведено в августе, уже после получения выпускниками аттестатов. То есть это тот же самый тест, который сдают выпускники колледжей для поступления в вуз. В отличие от первого тестирования, второе будет платным, и обойдётся выпускнику в 2 242 тенге. Цены мы берём не из головы, они прописаны в специальном прейскуранте, который утверждают в министерстве образования.
- Это, действительно, хорошая новость. А как, по-вашему, отразятся на ЕНТ переход на трёхъязычное образование и возвращение выпускного госэкзамена в следующем году?
- Единое тестирование может остаться в виде вступительного экзамена в вузы. Те, в свою очередь, смогут выставлять дополнительные требования абитуриентам. Но система распределения грантов при любом раскладе будет оставаться централизованной.
Кроме этого, с 2019 года, в связи с переходом на трёхъязычное образование, предлагается во вступительные экзамены добавить английский язык. То есть к казахскому и русскому варианту тестирования добавится вариант на английском языке. Я считаю, это вполне логично. Но это всё пока на уровне обсуждений. Говорить о чём-то конкретном, думаю, слишком рано.
- Понятно. Кали Сеильбекович, с первого ЕНТ, которое было проведено в 2004 году, прошло уже 12 лет. Я одна из тех выпускников, которые первыми испытали на себе все прелести этого тестирования. И скажу честно, тогда вопросы были шокирующие. Скажите, с тех пор что-то изменилось?
- Конечно, содержательная часть ЕНТ за это время сильно изменилась. Мы, вообще, каждый год стараемся совершенствовать тест. В этом году упор в заданиях сделан на функциональную грамотность и логику. Постепенно будем переходить от знаний фактов к оценке практических навыков. Можно сказать, что содержание ЕНТ меняется вместе с обновлением содержания среднего образования. Если раньше школьники накапливали знания, теперь они учатся их добывать, обрабатывать и анализировать полученную информацию, сравнивать и интерпретировать. Кроме этого, в 2008 году в ЕНТ был добавлен ещё один предмет и увеличено время тестирования. А с этого года мы решили часть картинок, диаграмм и графиков в ЕНТ делать цветными.
Вообще, вначале, когда ЕНТ только внедрялось, его называли неожиданным нововведением. Но это не так. Централизованное тестирование проводилось в Казахстане ещё с 1999 года в качестве вступительных экзаменов. Единое тестирование просто объединило в себе два экзамена, выпускной и вступительный, упростив при этом задачу государства по оценке выпускников и распределению государственных грантов между ними.
В сторону ЕНТ было много критики, да она и сейчас есть. Мы, к примеру, из года в год слышим истории про выпускников, которые претендовали на знак "Алтын Белгi", но не получили его из-за плохих результатов ЕНТ. Обида понятна, особенно, когда не хватило одного-двух баллов. Но правила жёсткие, и они едины для всех. Лично я считаю, что ЕНТ даёт реальную оценку знаниям. Судите сами, из трёх тысяч претендентов красный диплом подтверждает чуть больше тысячи человек.
Кстати, по результатам опросов, которые проводились в 2012 году и в 2014 году Ассоциацией социологов и политологов Казахстана в рамках оценки реализации госпрограммы развития образования, 70% опрошенных казахстанцев ответили, что тестирование уравнивает шансы выпускников при поступлении в вуз.
- То есть вы хотите сказать, что ЕНТ показывает реальные знания выпускников. Как вы считаете, когда человек набирает 125 из 125 баллов, это чистая случайность, или всё же результат усердного труда?
- Ну, начнём с того, что 125 балов у нас не набирает даже 10 человек в год. А те, кто набирает, действительно, сильные ребята. Случайностей не бывает, здесь либо ты знаешь, либо нет. Но хочу заметить, что для получения отличного аттестата не обязательно иметь 100% результат, достаточно и 20 по каждому предмету, а по русскому языку в казахской школе и по казахскому в русской - 18 баллов.
- И спекуляцию ответами на ЕНТ вы исключаете?
- Исключаю. Все об этом говорят, но конкретных фактов нет. А вот с попытками оказать помощь во время тестирования, передать ответ через дежурного, медработника или члена госкомиссии, мы сталкиваемся постоянно. Признаю, мы до сих пор не можем побороть эту проблему. Количество изъятых телефонов растёт из года в год. В прошлом году, к примеру, только перед запуском на ЕНТ мы изъяли 20 тысяч запрещённых предметов, в том числе телефонов. Аналогичное количество шпаргалок было изъято и в ходе тестирования.
Наверняка все помнят, как в прошлом году парень переоделся в девушку, чтобы сдать вместо неё ЕНТ. Так вот, в прошлом году было поймано 16 подставных лиц, которые пытались обманом попасть на экзамен. Правда, в этих случаях обошлось без переодеваний. Казалось бы, подумаешь, ничего страшного. Но каждое такое нарушение наносит огромный ущерб государству. Только представьте, один грант стоит от полутора до двух миллионов тенге. И даже если один процент из числа участников получит его нечестно, сумма финансовых нарушений может доходить до 2 миллиардов тенге.
- А каким образом выпускникам удаётся пронести шпаргалки? Разве у вас не жесткие пропускные требования?
- Жёсткие. Но, понимаете, мы же не можем проводить доскональный обыск детей. Мы может попросить их выложить всё из карманов, и работаем с помощью металлоискателя. Но техника уже дошла до того, что вместо телефона сегодня можно положить в ухо маленький микрофон, и никто не найдёт. А как найти бумажную шпаргалку, которую можно спрятать куда угодно? Да и времени у нас столько нет на поиски, ведь всех надо успеть запустить на экзамен вовремя.
Поэтому в этом году в каждой аудитории будут установлены видеокамеры. Кроме этого, мы ведём разъяснительные работы в школах, предупреждаем, что будем удалять с экзамена с аннулированием результата и лишением права поступать в вуз. Повторяем это и при запуске на экзамен.
- Кали Сеильбекович, а можете назвать бюджет проведения ЕНТ? И изменился ли он в связи с кризисом?
- Нет. В этом году из госбюджета на проведение ЕНТ будет выделено столько же денег, сколько и в прошлом году. Это чуть больше миллиарда тенге. Все деньги расходуются на содержание штата НЦТ, на организационные мероприятия, на направление экзаменаторов в регионы, на разработку материалов, и их тиражирование.
- Скажите, а ваш центр проводит пробные тестирования для выпускников в течение учебного года?
- Начнём с того, что здесь полностью конкурентная среда. Пробные тестирования проводит не только наш центр, но и частные фирмы, специализирующиеся на исследованиях. Конечно, всё это не бесплатно. Проверить свои знания в бумажной версии будет стоить выпускнику 350 тенге, в онлайн режиме 280 тенге. По нашим подсчётам, один выпускник участвует в пробном тестировании примерно 5-6 раз в течение года. За последние 10 дней, к примеру, в нашем пробном тестировании, проводимом в онлайн режиме, поучаствовало более 10 тысяч человек. Практика показывает, что результаты последнего пробного теста примерно совпадают с результатами на ЕНТ.
- Если не секрет, из чего складывается цена за пробное тестирование?
- Конечно, не секрет. Это изготовление книжек-вопросников, специальных бланков – листов ответа, и услуги по обработке результатов в филиалах. При подготовке расчётов на прейскурант цен НЦТ мы пользуемся услугами специальных научных институтов, после этого расчёты направляются в МОН. Цены пересматриваются по необходимости, но мы придерживаемся правила – пересмотр один раз в пять лет.
- Судя по цифрам, на пробных тестах можно неплохо заработать. То есть это дополнительный доход для центра тестирования?
- Да, это дополнительный доход для нас. Мы по организационно-правовой форме являемся республиканским государственным казённым предприятием и имеем право оказывать услуги по утверждённым прейскурантам цен. Главное требование при выполнении работ и оказании услуг – доходы от них должны покрывать все производственные расходы. А при образовании прибыли, установленная законом доля обязательно отчисляется в республиканский бюджет.
- Кали Сеильбекович, скажите, вы уже завершили приём заявок на ЕНТ? Можете назвать примерную цифру участников?
- Да, мы завершили приём заявлений ещё в апреле. Из 121 тысячи выпускников казахстанских школ документы подали только 86 989 человек. Из них 63 019 человек с казахским языком обучения, и 23 970 человек с русским. Но в самом тестировании может участвовать гораздо меньше выпускников школ. К примеру, в прошлом году из 87 тысяч подавших заявление, реально в тестировании участвовали 84 тысячи человек. Причины, у всех разные, кто-то выехал за границу, кто-то не смог по семейным обстоятельствам.
- Получается, что 34 тысячи выпускников не будут сдавать ЕНТ? В чём причина, они не успели подать заявки?
- Понимаете, участие в ЕНТ обязательно только для тех, кто в год окончания школы поступает в вузы. Для тех, кто поступает в колледжи, в зарубежные вузы, или же сразу идёт на рынок труда – участие в ЕНТ не обязательно.
-Ясно. Уточните, пожалуйста, когда в этом году начнётся ЕНТ?
- По правилам мы должны проводить тестирование с 1 по 15 июня. Но в этом году мы начнём с Астаны 2 июня. Дальше всё будет зависеть от количества детей, которые подали заявки в конкретном регионе.
Алина Альбекова