/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 25 414,54 FTSE 100 6 565,80
KASE 2 222,59 Hang Seng 26 109,93
РТС 1 299,69 Brent 50,09
Камикадзе оттисков

Камикадзе оттисков

В музее Кастеева проходит выставка современной японской графики.

19 Сентябрь 2019 11:24 11724

Камикадзе оттисков

Автор:

Ольга Власенко

Фото: Ольга Власенко

Новости

Сегодня
18:18

Эрдоган заявил, что Турция открыла границы для сирийских беженцев в ЕС

Сегодня
17:52

Из-за нарушения тишины к ответственности привлекли 268 человек в Актау

Сегодня
17:45

Норму о возрастном ограничении планируют исключить из законопроекта о мирных митингах в Казахстане

Сегодня
17:01

Касым-Жомарт Токаев поручил предпринять дополнительные меры для решения проблемы регистрации автомашин, ввезённых из ЕАЭС

Сегодня
16:21

В Италии распродали все фирменные маски Fendi стоимостью около €200

Сегодня
15:45

Касым-Жомарт Токаев: Казахский язык должен получить ускоренное развитие в стране

Сегодня
15:30

Создана Ассоциация Qazaq kuresi

Сегодня
14:35

Митинг против уплотняющей застройки проходит в Алматы

Сегодня
14:15

Ограничения скажутся на казахстанцах

Сегодня
13:28

Организаторы финансовой пирамиды в Казахстане задержаны в Молдавии и на границе с РФ

Все новости

Для казахстанского зрителя «Хрупкое равновесие» интересно тем, что знакомит его с абстрактным искусством, выполненным в разных техниках печатной графики.

Как рассказала куратор выставки, искусствовед Ольга Батурина, в экспозиции представлены 76 работ, созданных девятью японскими художниками, из частной коллекции Нормана Толмана. 83- летний американец живет в Японии уже более 50 лет. Еще в 1960-х он оставил дипломатическую службу и стал заниматься арт-дилерством и коллекционированием. Экспонируемые на выставке художники преимущественно 1945-1953 годов рождения, а большинство картин созданы в конце 1980-х.

Норман Толман в шестой раз приезжает в Казахстан. Первая выставка коллекции из его галереи проходила в Kazarian Art Center, где экспонировались несколько небольших по размеру работ Токо Шинода. Данная выставка более масштабная и состоялась благодаря поддержке компании Lexus.

Ольга, почему здесь представлена именно графика, какое место она занимает в японском и мировом искусстве?

– По словам г-на Толмана, сегодня в Японии насчитывается около 70 тысяч графиков. Причем графика – самое традиционное искусство в Cтране dосходящего солнца. История японской графики начинается с VII века, ведет свое основание из древней традиции каллиграфии и связана с такими религиями, как буддизм и синтоизм. Японская графика считается одной из лучших в мире. Г-н Толман прибыл в Алматы, несмотря на непогоду – традиционный японский тайфун. Так что можно сказать, что его принес к нам божественный ветер. Кстати, в названиях работ выставки ветер фигурирует часто.

В какой технике выполнены эти работы? Откуда берется ощущение их притягательной непонятности?

– Кадзури – древняя техника гравюры, рельеф создается даже не на камне или металле, а на бумаге. Девять слоев бумаги склеиваются соком хурмы, вырезается трафарет и отпечатывается. Современные художники обогатили эту технику своими приемами. Обычно японская абстрактная графика бессюжетная. Но здесь мы видим также священный для японцев театр кабуки. Каждый персонаж – это маска, застывший характер. Например, борец сумо или герой средневекового эпоса.

Японцы скрытны и не показывают свои чувства. Мне кажется, данная экспозиция воплощает это представление. Отсюда ее многозначность и глубина. На мой взгляд, самый странный и самый молодой из представленных в этой экспозиции авторов – Вако Шужи. Он работает в технике литографии, сколько цветов – столько и камней, то есть оттиск каждого цвета сделан с помощью отдельного камня. Еще Вако Шужи использует сусальное золото, золотую фольгу. А также реальные предметы: карты или почтовые открытки. Он любит иллюзии. Предметы в его композициях как будто подвешены в воздухе. Именно этому художнику мы обязаны названием выставки. «Хрупкое равновесие» – балансировка, метафора существования мира.

На вставке можно увидеть картины непрофессионального художника. Гото Хидехико долгое время изготавливал инструменты для литографии. Затем он поменял угол восприятия, увидел, как интересно ложится краска с оттисков, и стал рисовать абстракции. На выставке даже можно сыграть в интересную игру: попробовать угадать, какой из работ какое название соответствует. Когда мы развешивали этикетки, то поняли, что провести аналогии не так-то просто. Догадайтесь, какая из них – «Восход луны», а какая – «Золотая ночь»? Все дело в ассоциативном ряде, который у японцев не такой, как у нас. Он намного глубже. Это уход в иносказание, в абсолютный шифр.

А вот на этих картинах видно, как художник увлечен процессом появления на бумаге чего-то объемного, игрой с тенью. Смотришь название, а это – «Срез резцовой колодки». Мне кажется, что это искусство иррационально, художник начинает работать и не знает, чем все закончится. Этим выставка и редка, что наш зритель может познакомиться благодаря ей с другим взглядом на мир.

– Представлены ли на этой выставке известные имена, знаменитости?

– Главная ее звезда – Токо Шинода, родившаяся в 1913 году, тогда еще в Маньчжурии. Сейчас ей 106 лет, и она все еще в расцвете творческих сил. В 1959 году она отправилась в Нью-Йорк и попала в эпицентр абстрактного экспрессионизма, где познакомилась с Джексоном Поллоком и Марком Ротко. Работы представленных на выставке художников хранятся в Рокфеллер-центре, центре Помпиду, в галерее Нью-Йорка, а также в королевских коллекциях. Токо Шинода – любимая художница японского императора. Норман Толман сумел стать главным дилером Токо Шинода и продать 10 тысяч ее картин. Норман любит японскую графику и умеет продавать японское искусство не японцам.

– Будет ли у выставки продолжение?

– Возможно, если все удачно сложится с финансированием, то выставка пройдет в других городах Казахстана – Нур-Султане и Шымкенте. «Хрупкое равновесие» соединяет нас с современным изобразительным уровнем, с передовыми идеями и образами. Это не провинциальное, а мировое искусство, и такие выставки не так часто можно увидеть в нашей стране. Сейчас в рамках выставки в Алматы, в музее Кастеева, по субботам проходит цикл лекций, посвященных традициям японской графики и эстетике японской культуры.

Ольга Власенко

https://inbusiness.kz/ru/images/original/37/images/hrZQMLc5.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/37/images/xNLWf1ZV.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/37/images/CLlGXp9C.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/37/images/VWs8DrPm.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/37/images/4eJjtNKT.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/37/images/Oe8b4yNT.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/37/images/ED0s57F2.jpg

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Красота «Стеклянного сада»

Выставка известного чешского мастера Иржи Пачинека проходит в Государственном музее искусств имени А. Кастеева.

20 Февраль 2020 13:42 2723

Красота «Стеклянного сада»

Фото: Максим Морозов

Посол Чешской Республики в Казахстане Рудолф Гикл рассказал, что выставка «Стеклянный сад» стала первым крупным культурным проектом в Казахстане. По его словам, главной целью экспозиции стало знакомство казахстанцев с творчеством чешских мастеров-стеклодувов и погружение посетителей выставки в мир магии превращения стекла в настоящие произведения искусства, способные украсить и музейные залы, и частные коллекции.

«Все свое детство я посвятил спорту, я подавал хорошие надежды как спортсмен, – рассказал Иржи Пачинек любителям искусства на открытии выставки. – Мой тренер по греко-римской борьбе уже разработал большой план по моей подготовке».

«Но в 15 лет я посмотрел чешский сериал о мастерах-стеклодувах и стал грезить мечтой об этой профессии, – продолжал мастер свою историю. – Кто-то из друзей рассказал об экскурсии на стекольный завод, и я, конечно, воспользовался этой возможностью. Я был поражен, увидев, как мастера у печи управляются с горячим тягучим стеклом. Придя домой, я тут же попытался создать свой первый шедевр, но у меня ничего не вышло».

«Моя мама не стала противиться моему выбору, но вот тренер… После того как я огорчил его новостью о том, что стану стеклодувом, в сердцах пообещал убить меня, – смеется Иржи. – Но, несмотря на это, теперь тренер сам признается, что ему нравятся мои произведения и что он – мой самый большой поклонник».    

А экспонаты выставки действительно поражают своей красотой. Произведения Иржи Пачинека известны далеко за пределами его родной страны. Вот и алматинская публика высоко оценила его творчество, написав множество благодарных отзывов работам художника по стеклу.

Первая мысль при взгляде на это произведение ассоциируется с известным логотипом программы «Модернизация сознания». Уже потом, прочитав название работы – «Сокол», понимаешь, что перед тобой просто сокол, но некие ассоциации возникают)

«Аратинги». Попугай из стекла сидит на листьях пальмы. Буйство красок и узоров в работах мастеров – сложный технологический процесс, секретами которого мастера не хотят делиться. Разные цвета получают добавлением в расплавленное стекло оксидов разных металлов, каждый из которых дает определенный цвет.

На выставке «Стеклянный сад» представлено много работ на тему обитателей подводного царства. Акулы, осьминоги, ракушки, крабы, еще пара-тройка неведомых обитателей морей в разных формах и цветах, есть, где разгуляться любителям морепродуктов.

«Хайратус». Орел в цветах государственного флага Чешской Республики путешествует по выставкам мастера с 2018 года.

Еще один обитатель морей – «Мугил». Кефаль с красными глазами. Кстати, как рассказал мастер, красный цвет в стеклянных узорах самый трудоемкий и дорогой.

Написано: «Тунец», значит, тунец! Но уж очень он смахивает на акулу. Замаскировался)

А вот здесь все ясно. Смотришь на самый большой экспонат выставки – фламинго. На подписи к экспонату тоже «Фламинго». Никакого диссонанса.

Неизвестно, специально ли Иржи подбирал экспонаты для экспозиции в Казахстане или нет, но лошадей здесь почти столько же, как и обитателей морей. Несколько прекрасных статуэток гарцующих жеребцов и несколько стеклянных скульптур в виде голов, в тренде современного искусства.

Каждая работа мастера из Чехии уникальна. По словам Иржи Пачинека, сделать точную копию его работы не сможет никто, даже он сам. Побывав в нашей стране, стеклодув воодушевился новыми образами. В его планах создание стеклянной юрты и обучение казахстанских мастеров работе со стеклом.

Выставка расположилась на третьем этаже Государственного музея искусств им. А. Кастеева и продлится до 1 марта 2020 года.

Максим Морозов

В Кастеевке открылась выставка художественного стекла из Чехии

Средний вес объектов варьируется от тридцати килограммов и выше.

06 Февраль 2020 17:52 2999

В Кастеевке открылась выставка художественного стекла из Чехии

Фото: Ольга Власенко

Автор «Стеклянного сада», чешский художник Иржи Пачинек отметил, что потребовалось немало усилий и изобретательности, чтобы транспортировать большие и хрупкие работы для путешествия в другую страну. Средний вес объектов варьируется от тридцати килограммов и выше.

Немалого мастерства требует и сам процесс создания стеклянных произведений. Художник должен обладать не только творческим воображением, но и физической силой, чтобы удержать на двухметровой трубке солидную массу стекла. Поэтому мастер работает с командой помощников из двенадцати человек, в которую в том числе входят архитекторы, дизайнеры и продюсеры.

Процесс рождения стеклянного произведения на свет запечатлен на видео, демонстрируемом в экспозиции. Куратор выставки, искусствовед Екатерина Резникова, советует посмотреть его внимательно.

«Все трансформации, которые проходит материал в виде песка и других мелких частиц, – это абсолютное волшебство и магия. Все они подчиняются идее мастера. У художника, работающего со стеклом, есть короткий промежуток времени, чтобы придать объекту финальный облик. Стекло очень быстро остывает, его средняя рабочая температура колеблется от 1900 до 1400 градусов. Сам Иржи Пачинек говорит, что материал в процессе выдувания напоминает густой мед. Текстура подвижная и трансформирующаяся. И нужно поймать момент, чтобы зафиксировать конечный образ. Требуется много мастерства и силы, чтобы удержать массу стекла, постоянно вращая и ловя нужный момент. После того как объект получил хрупкую светоносную форму, его трансформация невозможна. Его можно только разбить на множество осколков. Объект становится очень чувствительным к внешним воздействиям», – рассказала Екатерина в эксклюзивном интервью нашим читателям.

Художник основал собственный бренд, востребованный в международном пространстве производства стеклянных изделий. Компания даже открыла выставку своей стеклянной скульптуры под открытым небом. Ее особенность в том, что в арт-объектах невозможно наличие отверстий, куда может проникнуть вода. При минусовой температуре, расширившись, она может разорвать скульптуры.

Стеклянная скульптура – прежде всего пространственный объект, восприятие которого меняется с разных ракурсов. Цветовое зонирование зала оказалось эффектным ходом для размещения фигур в композиции. Более светлые скульптуры расположили на более темном, бардовом фоне, а более темные – на светло-сером, графитовом.

Если говорить о стилистике произведений, то в их создании автор опирается на натуру, всматриваясь в объекты. Он не вдохновляется абстрактными формами (хотя и может это делать), предпочитая творить в стиле анимализма. 

«Чаще всего встречаются птицы и морские обитатели. Также художника привлекают головы животных – зебр и лошадей. Голова лошади из синего непрозрачного стекла – один из самых сложных в техническом исполнении арт-объектов. Художник обращается к натуральным формам, но при этом производит их магическую художественную трансформацию. Это и диковинные туканы. Медузы и осьминоги с их плавными, гибкими конечностями. И бабочка – один из самых ярких объектов, созданных природой и богом. Поэтому в создании этого образа художник использует прием гиперболы, преувеличения. Художник стремится раскрыть особенности, присущие тому или иному живому существу как художественному объекту. Если это бабочка – то это раскрытые навстречу взгляду цветные крылья. Если акула – обтекаемое тело-торпеда, преодолевающее морскую стихию. Это и бесконечная в своем вращении улитка. А также медуза и осьминог, с подвижными, закручивающимися в спираль щупальцами. Стекло – материал, который по сути не ограничивает художника в своих выразительных возможностях», – подчеркивает искусствовед.

Между Чехией и Венецией (островом Мурано, родиной знаменитого муранского стекла) длительное время шла конкуренция. Венецианское стекло было придумано в XIII веке. Технологии чешского стекла оформились в XIV веке. Художник совершенствует древние традиции, привнося в них свои оригинальные авторские приемы.

Композицию из трех лошадей мастер специально создал для Алматы. Наши зрители смогут первыми увидеть эту динамичную, полную энергии скульптуру. Основная часть выставки повторяет экспозицию, которая была представлена в Нур-Султане в прошлом году. Для казахстанского зрителя выставка предоставляет уникальную возможность познакомиться с таким не характерным для нашего региона материалом, как стекло.

Иржи Пачинек – один из самых известных современных производителей художественного стекла не только в Чешской Республике, но и на международном уровне. Он создает шедевры на своих стекольных заводах в Линдаве и Кунратице у Цвикова, где используют традиционные чешские методы выдувания стекла по металлическому свисту, в сочетании с ручной формой и горячими украшениями, для создания художественных предметов. Также на стекольном заводе обучаются молодые стеклодувы из разных стран, в том числе студенты из Казахстана.

Как отметил посол Чешской Республики Рудолф Гикл: «Выставка является первым крупным культурным проектом посольства Чехии в Казахстане, целью которой было желание представить ценные и красивые произведения искусства из Чешской Республики, что способствует укреплению восприятия казахстанцами чешского стекольного мастерства, которое ранее уже было им известно».

Выставка продлится до 1 марта.   

Ольга Власенко

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: