Канадская компания Laramide Resources, чьи акции торгуются на биржах, отказалась от геологоразведки урана в бассейне Чу-Сарысу, передает inbusiness.kz. Об этом сообщается в пресс-релизе компании.
"Компания Laramide приняла решение расторгнуть опционное соглашение с компанией Aral Resources по проекту Чу-Сарысу в Казахстане, вступающее в силу немедленно. Соглашение с Aral Resources предоставляло Laramide доступ к разведочным работам на площади более 5500 км² в богатом рудой бассейне Чу-Сарысу, с предоставлением лицензий, расположенных вблизи крупнейших месторождений урана и действующих рудников "Казатомпрома", – говорится в ключевых тезисах распространенного сообщения.
В них также поясняется, что в конце прошлого года в казахстанский Кодекс о недрах и недропользовании был внесен ряд поправок, чей совокупный эффект приведет к резкому снижению экономической привлекательности открытий новых месторождений урана в стране для потенциального участия какой-либо компании, кроме как нацкомпании "Казатомпром". Напомним, в законодательных изменениях предлагалось увеличить обязательную долю участия "Казатомпрома" с 50% до 75% в предприятии, которое получает право на добычу урана после разведки, кроме того, с новеллами нацкомпания получила приоритетное право урановой разведки.
Соглашение об опционе было подписано в 2024 году, об этом писал inbusiness.kz. По нему планировалось получить 22 лицензии на участки в бассейне Чу-Сарысу, где есть перспектива обнаружения не только месторождений урана, но и меди, а также других минералов. Летом наше издание сообщало, что Aral Resources собиралась инвестировать десятки миллиардов тенге в геологоразведку на лицензионных территориях.
В итоге канадская компания сосредоточится на урановых проектах в конкурирующих горнопромышленных юрисдикциях – в Австралии и США.
"Движимый стремлением решить вопрос с очевидным и серьезным сокращением ресурсной базы "Казатомпрома", их урановой нацкомпании, а в идеале и обратить его вспять, Казахстан, похоже, забил впечатляющий гол в собственные ворота с их недавней де-факто национализацией будущей геологоразведки урана в стране. Политический риск, страновой риск и, в худшем случае, риск национализации — все это известные неизвестные факторы в ресурсном бизнесе, но обычно они не влияют на новых заходящих игроков (таких как Laramide) до тех пор, пока не будет создана очевидная ценность", – подчеркнул в своем прощальном с Казахстаном комментарии глава Laramide Марк Хендерсон.
По его мнению, вероятно, первым в мире Казахстан предпринял упреждающие шаги для обеспечения госсобственности и контроля над любыми новыми урановыми месторождениями еще до того, как они будут фактически обнаружены.
"Если бы у "Казатомпрома" был уникальный и неповторимый опыт успешной разведки, возможно, эта новая стратегия имела бы смысл, но их собственная история говорит об обратном, что подтверждается презентацией для инвесторов от ноября 2025 года, отрывок из которой приведен ниже, где показано, что их ресурсная база начнет период быстрого сокращения всего через несколько лет — с полным истощением к 2057 году", – указал топ-менеджер.
Изображение доступно на английском языке на сайте "Казатомпрома" по ссылке
"Если бы "Казатомпром" был небольшим игроком в урановом бизнесе, а не крупнейшим в мире производителем урана — не говоря уже об одной из наиболее системно значимых компаний в атомной энергетике в целом, их ноябрьское мероприятие в 2025 году по обеспечению радикальной прозрачности могло бы рассматриваться как незначительный прокол в корпоративных коммуникациях, и не тем, как это следует рассматривать, а именно как огромный тревожный сигнал для атомной энергетической отрасли", – заметил руководитель Laramide.
В своей речи он признал, что в компании разочарованы ходом событий в Казахстане, так как ее акционеры больше не смогут воспользоваться потенциально перспективной возможностью для геологоразведки в очень многообещающем геологическом районе. С другой стороны, это компенсируется тем, что она теперь закрыта и для других коммерчески ориентированных компаний, отметил Марк Хендерсон.
"Казатомпром" сталкивается с огромной проблемой восстановления ресурсов, но то же самое происходит и со всей отраслью, что, собственно, и читается из (можно также перевести как "является следствием". – Прим.) этого печального геополитического развития событий. Инвестиции в разведку новых месторождений урана, по нашему мнению, удручающе недостаточны и сосредоточены на слишком малом количестве мест. В результате ценам на уран, вероятно, придется вырасти, возможно, гораздо выше, на наш взгляд, чтобы стимулировать и ускорить деятельность по пополнению запасов, которая явно необходима для решения проблемы большого и растущего дефицита предложения. Мы планируем внести свой вклад в решение этой проблемы со стороны предложения", – пообещал он.
В ноябре inbusiness.kz писал, что компания из Австралии С29 Metals потеряла миллионы на разведке урана в Казахстане из-за регуляторных вопросов. Год назад наше издание сообщало, что минпром отозвал урановую лицензию по решению суда у компании с китайским участием.
Читайте по теме:
Мир ждет дефицит урана: "Казатомпром" не справляется?