"Кармен-сюита" возвращается на алматинскую сцену

7812

На сцене Театра Абая выступила прима-балерина Большого театра, народная артистка России Светлана Захарова.

"Кармен-сюита" возвращается на алматинскую сцену

Она исполнила "Кармен-сюиту" Альберто Алонсо на музыку Бизе и Щедрина. Партнерами звезды мирового балета стали премьеры Большого театра: Артемий Беляков и Александр Волчков. Приезд выдающихся танцоров стал возможен благодаря фестивалю Ballet Globe, посвященному 95-летию Майи Плисецкой.  Двенадцать лет назад Светлана Захарова танцевала на нашей сцене "Жизель". Прима-балерина ответила на вопросы inbusiness.kz.

Никто не будет сравнивать меня с великой Плисецкой

– Светлана, как повлияла на Вас великая Майя Плисецкая? Удалось ли Вам с ней посотрудничать?

– Майя Плисецкая для меня легенда. Мне посчастливилось с ней поработать, когда мы готовили премьеру "Кармен-сюиты". Это был один из ее юбилеев, который отмечался в Большом театре. Майя Михайловна провела несколько репетиций, хотя спектакль был почти готов. Тогда сам Альберто Алонсо, который был еще жив, привез другую редакцию, которую танцевала Алисия Алонсо. Когда Майя Михайловна пришла на репетицию, то отметила, что у нас совсем другая постановка. Она все же сделала замечания о положении рук, подкорректировала позиции. Это была премьера, и многих вещей мы не знали. В балете все познается со временем. Премьера прошла хорошо. Родион Константинович Щедрин был очень счастлив, что его "Кармен-сюита" вернулась на сцену Большого театра. Это был большой праздник для всех и в том числе для меня. Я получила очень значимую роль в моей жизни и до сих пор ее танцую. Спектакль востребован, публика его смотрит с удовольствием.

– Вы отметили, что это другая постановка, в чем ее отличие от постановки с участием Майи Плисецкой? Какую постановку увидит алматинский зритель?

– Это та же постановка. Но отличаются хореография, движения, начиная с первых вариаций и заканчивая дуэтом. Но есть общие, те же самые моменты. Когда Алонсо поставил этот спектакль в Москве, он вернулся на Кубу и поставил его там для Алисии Алонсо. Потом он привез нам эту новую редакцию и признался, что постановка для Майи Плисецкой цензурировалась и много, чего он хотел, не позволили. Поэтому, вернувшись на Кубу, он осуществил свою мечту, поставил свой спектакль, где пересмотрел какие-то моменты. Алисия Алонсо танцевала постановку Альберто Алонсо в другой редакции. Вот эту редакцию я сегодня и танцую. Мне это нравится, потому что никто не будет сравнивать меня с великой Плисецкой. Я всегда могу сказать, что я танцую другую редакцию.

– Кто Вам ближе – Жизель или Кармен?

– Я не могу сказать, что какая-то роль мне ближе, чем другие. Я настраиваюсь на спектакль, который я танцую для публики.  Сегодня это "Кармен", и я – Кармен. 9 декабря в Большом театре – "Иван Грозный", и я буду танцевать царевну Анастасию. Затем в "Чайке" – Аркадину. Если думать, что ближе, то лучше не выходить на сцену. Надо быть тем персонажем, исполнять ту роль, которую ты репетируешь или танцуешь сейчас.

– Для Майи Плисецкой "Кармен" стала визитной карточкой. Есть ли такой спектакль у Вас?

– Нет, я бы не стала выделять. Пускай это сделают зрители.

– Вы еще и прима Ла Скала. Как часто Вы там танцуете? Повлияла ли пандемия на выступления?

– Из-за пандемии не танцевала уже два года. Вот только в январе планируются спектакли, которые до этого отменялись из-за тяжелой ситуации. В Большом театре мы продолжали танцевать. А итальянские коллеги… просто не хочу об этом рассказывать. Жалко труппу. Но все они в форме. Я только вернулась с репетиций "Баядерки", которая пройдет 5 и 8 января в Ла Скала в редакции Адольфа Нуриева. Все готовятся с энтузиазмом. Хотя в Европе ситуация накаляется. Держу пальцы, чтобы доехать до Милана и станцевать.

– Что Вы танцевали в Ла Скала?

– И "Жизель", и "Манон", и "Даму с камелиями", и "Дон Кихота"... и разные современные постановки. Там я уже станцевала почти весь репертуар. Но "Баядерку" буду танцевать впервые в редакции Нуриева. Ла Скала – мой второй дом. Я люблю Милан и с удовольствием там бываю.

Большая удача

"Это большая удача, что Светлане Захаровой сам Альберто Алонсо смог показать какие-то детали хореографии. Мы с нашим балетом по ее рекомендациям смогли синхронизировать и скоординировать действие, добавив свежие нотки. Я не сторонник изменений в хореографии и благодарю руководителя балета за верность традиции. Премьера "Кармен-сюиты" состоялась в нашем театре в 2006 году. Кармен тогда танцевала Гульжан Туткибаева, Тореодора – Жан Атынтаев, а Хозе – Нурлан Смагулов. Хореография – Альберто Алонсо. Балетмейстером-постановщиком был Тимофей Лавренюк, художником-постановщиком – Борис Мессерер", – отметил организатор IV Международный фестиваля танца Ballet Globe Ерлан Андагулов.

По его словам, помимо приглашенных звезд, в этой "Кармен-сюите" участвуют наши солисты Азамат Аскаров и Наргиз Мирсеидова. Для них это премьера. "Кармен-сюита", посвященная 95-летию Майи Плисецкой, значимое событие для отечественной балетной сцены.

28 и 29 декабря на сцене КазНАТОБ им. Абая с участием мировых звезд состоится традиционный новогодний балет "Щелкунчик".

Ольга Власенко

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться