/img/tv.svg
RU KZ
DOW J 29 354,08 РТС 1 637,75 Hang Seng 29 002,59 FTSE 100 7 674,56 KASE 2 375,60 Золото 1 557,30
Погода:
-14Нур-Султан
-3Алматы
DOW J 29 354,08 РТС 1 637,75
Hang Seng 29 002,59 FTSE 100 7 674,56
KASE 2 375,60 Золото 1 557,30
Каспийский трубопроводный консорциум ожидает роста объемов прокачки казахстанской нефти с 2022 года

Каспийский трубопроводный консорциум ожидает роста объемов прокачки казахстанской нефти с 2022 года

АО «КТК» после модернизации сможет прокачивать свыше 72 миллионов тонн казахстанской нефти против нынешних 60 миллионов.

10 Июль 2019 11:54 4304

Каспийский трубопроводный консорциум ожидает роста объемов прокачки казахстанской нефти с 2022 года

Автор: Кульпаш Конырова Фото: Кульпаш Конырова

Новости

Вчера
21:00

Кто против свободных митингов в Казахстане? Ток-шоу «ГРАНИ»

Вчера
19:42

Землетрясение произошло в Алматы

Вчера
19:33

Проект итогового коммюнике конференции по Ливии предусматривает санкции в отношении нарушителей режима прекращения огня

Вчера
19:17

Пользователи сообщают о сбое в работе WhatsApp

Вчера
18:55

Иран пытается самостоятельно расшифровать черные ящики сбитого украинского "Боинга"

Вчера
18:38

Больше всего жителей Алматинской области на приеме у полиции интересовала регистрация авто из ЕАЭС

Вчера
18:11

В Казахстане состоялось празднование Всемирного дня снега

Вчера
17:39

Столичный таксист присвоил деньги пассажирки, забытые в салоне

Вчера
17:17

Иран может пересмотреть отношения с МАГАТЭ, если европейские участники СВПД не выполнят своих обязательств

Вчера
16:28

Опознаны 169 жертв авиакатастрофы под Тегераном

Все новости

Как известно, основные маршруты доставки казахстанской нефти на мировые рынки пролегают по территории России. Самый мощный из них – это трубопровод, построенный ведущими нефтедобывающими компаниями мира – АО «Каспийский трубопроводный консорциум», которое забирает наше черное золото непосредственно с месторождения на западе республики и далее доставляет ее по трубопроводу длиной в полторы тысячи километров до черноморского порта Новороссийск.

Оттуда наш главный экспортный товар, который дает львиную долю доходов в государственную казну, уходит к покупателям в разные части света. Напомним, что долгое время Казахстан пробивал вопрос расширения КТК, чтобы как можно больше нефти отправлять на мировые рынки, тем более что спрос на это сырье год от года только рос.

И вот с завершением проекта расширения этой трубопроводной системы объемы транспортировки казахстанской нефти выросли вдвое, с 30 миллионов тонн до 60 миллионов тонн.

Однако Казахстан не намерен останавливаться на достигнутом, и с выходом Кашагана на плановую мощность республика намерена заметно увеличить объемы добычи черного золота. В ожидании «большой казахстанской нефти» консорциум намерен провести модернизацию, которая позволит увеличить объемы транспортировки нашей нефти с нынешних 61 миллиона тонн нефти в год до 72,5 миллиона тонн в год.

Об этом более подробно в интервью inbusiness.kz рассказал генеральный директор АО «Каспийский трубопроводный консорциум» Николай Горбань.

– Николай Николаевич, к 2024 году одна из главных козырных карт Казахстана – месторождение Кашаган планирует увеличить добычу с 330 тысяч до 450 тысяч баррелей в сутки. Пойдут ли дополнительные объемы в КТК?

– Нам хотелось бы, чтобы все объемы пошли к нам, но решают грузоотправители и акционеры консорциума, а мы лишь исполняем.

– Но, тем не менее, есть ли понимание более дальней перспективы по прокачке? Ведь, согласно планам Казахстана, объемы производства нефти тут будут только расти…

– Понимание есть, и оно основано на пятилетних прогнозах и максимальных десятилетних прогнозах. В настоящее время акционерами консорциума рассмотрена и в целом согласована к реализации комплексная программа модернизации нефтепроводной системы КТК.

Согласно полученным прогнозным заявкам грузоотправителей, ожидается, что объемы поставок нефти из Казахстана для КТК превысят текущую пропускную способность нефтепроводной системы, начиная с 2022 года.

В этой связи Каспийскому трубопроводному консорциуму потребуется модернизация ряда объектов трубопроводной системы, чтобы быть готовыми к «большой казахстанской нефти». После завершения модернизации пропускная способность системы позволит обеспечить транспортировку казахстанской нефти по меньшей мере до 72,5 миллиона тонн нефти в год.

Для сравнения, по итогам 2018 года было отгружено 61 084 031 тонна нефти из Казахстана, что на 10,8%, или 5 976 056 тонн, превысило результаты 2017 года.

– Каковы сроки проекта модернизации КТК и во сколько это обойдется акционерам?

– Во-первых, мы должны обеспечить возможности приема дополнительных объемов казахстанской нефти в КТК с середины 2022 года. То есть модернизировать систему начнем уже с 2019 года.

Во-вторых, мы планируем завершить ее до декабря 2023 года. Что касается инвестиций, то на период 2019-2023 года она составит 599,9 миллиона долларов.

– Получена ли официальная заявка на увеличение прокачки нефти с Тенгиза после завершения проекта расширения месторождения?

– Можно считать, да, так как программа модернизации уже одобрена акционерами.

– А с какого года предполагается увеличение прокачки с Тенгиза?

– Увеличение объемов с Тенгиза, по плану, ожидается со второй половины 2022 года.

– Могли бы Вы назвать ожидания КТК по прокачке на 2019-2020 годы с разбивкой на казахстанские и российские объемы?

– На 2019 год принята коллективная общая заявка грузоотправителей на 67,7 миллиона тонн. По состоянию на сегодняшний день с учетом фактической сдачи – 65,1 миллиона тонн: Казахстан – 57,7 миллиона тонн, Россия – 7,4 миллиона тонн.

Из казахстанского объема на долю «ТШО» приходится 29,9 миллиона тонн, «Карачаганак Петролеум Оперейтинг» – 10,2 миллиона тонн, на Кашаган – 15,4 миллиона тонн. Другие грузоотправители Казахстана отправляют по системе КТК 2,2 миллиона тонн.

C 2001 года по 30 июня 2019 года через КТК на мировые рынки было поставлено 533 919 222 тонн нефти из Казахстана.

Кульпаш Конырова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Есть ли в конфликте Ирана и США риски для казахстанской нефти

И как эта ситуация может отразиться на нефтяных ценах.

15 Январь 2020 15:35 1866

Есть ли в конфликте Ирана и США риски для казахстанской нефти

Фото: rbc.ru

Военное противостояние США и Ирана – двух крупнейших нефтяных держав – несет риски для мирового рынка нефти. «Нам удалось заблокировать 80% экспорта нефти из Ирана, и мы твердо намерены разобраться и с остающимися 20%», – сказал госсекретарь США Майк Помпео.

Иран же теоретически способен перекрыть Ормузский пролив, северный берег которого находится в его владении, а это стратегический для мирового рынка нефти объект, через который Персидский залив соединяется с Мировым океаном.

Как мировой рынок нефти ощущает ситуацию между США и Ираном, и может ли это каким-либо образом коснуться Казахстана? Inbusiness.kz поговорил об этом с советником генерального директора Казахского института нефти и газа Акбаром Тукаевым.

– Акбар Куанышбаевич, как ситуация между Ираном и США повлияет на мировой рынок нефти в долгосрочной перспективе? Пытаются ли США с помощью этого конфликта продвинуть на рынок свою сланцевую нефть?

– Иран и США – это страны из ТОП-10 мира по уровню запасов и добычи нефти. При этом Соединенные Штаты за счет сланцевого сектора являются основным генератором прироста нефтяного предложения на мировом рынке, а Иран играет существенную роль в функционировании ключевой нефтетранспортной артерии мира и на теневом рынке черного золота.

Противостояние этих стран – один из существенных факторов рынка уже 40 лет, с тех пор как крупнейшие транснациональные корпорации США лишились более 5 млн баррелей в сутки добычи нефти в Иране.

В текущих условиях любой намек на новый виток напряжения либо потепление отношений между этими странами способен изменить нефтяные цены, как минимум, на 2-3 доллара за баррель.

Кроме того, не исключено, что, оказывая давление на Тегеран, нынешнее руководство США пытается несколько переконфигурировать мировой рынок, усиливая ориентацию на легкие по плотности сорта нефти и готовя, таким образом, возможности для экспорта сланцевой нефти. В текущем своем виде нефтеперерабатывающие мощности планеты более чем на две трети ориентированы на средние и тяжелые по плотности сорта.

– Сколько нефти Иран сейчас поставляет миру? Какие страны для него являются потребителями, кому будет невыгодно терять Иран как поставщика?

– По имеющимся данным ОПЕК, сейчас Иран добывает около 2,1 млн баррелей в сутки. Текущие объемы нефтепереработки страны составляют около 1,7 млн баррелей в сутки. Таким образом, на внешние рынки Тегеран поставляет окольными путями и теневыми маршрутами порядка 400 тыс. баррелей в сутки, при этом уровень экспорта сократился примерно в пять раз по сравнению с 2017 годом.

Вместе с тем следует учитывать, что возросшие в последние годы мощности НПЗ Ирана позволяют перерабатывать всю добываемую в стране нефть. Полное отсутствие экспорта сырой нефти будет болезненно, но не смертельно для Тегерана.

От санкционных мер против Ирана больше всех пострадали Индия, Южная Корея, Турция и Япония, которые еще в начале 2019 года потребляли в совокупности почти 1 млн баррелей в сутки иранской нефти.

Сейчас в большинстве этих стран в результате вынужденного отказа возникли проблемы недозагрузки НПЗ. Так, к примеру, в Индии, третьем государстве мира по объемам потребления нефти, в 2018 году годовой прирост объемов нефтепереработки составлял 3%, а по итогам 2019 года ожидается минимальный рост показателя с недозагрузкой мощностей более чем на 6%.

Практически единственным крупным потребителем иранской нефти остался Китай. Но и там вследствие санкционного прессинга официальный объем закупаемой иранской нефти сократился за последний год в четыре раза и по последним данным составляет менее 150 тыс. баррелей в сутки. В отличие от Индии, в КНР произошло оперативное замещение иранского импорта поставками из России и Саудовской Аравии.

– Какова вероятность того, что Иран перекроет Ормузский пролив, и, если это произойдет, к чему может привести? Кто сейчас основные пользователи Ормузского пролива в обоих направлениях, какой объем нефти через него проходит в настоящее время?

– На мой взгляд, жесткое блокирование Ормузского пролива произойдет только в случае массированного военного удара по Ирану.

Это самый главный нефтяной пролив в мире, через который проходит порядка 70% нефтяного экспорта ОПЕК и около пятой части потребляемых в сутки объемов сырой нефти и конденсата в мире. В сутки через пролив транспортируется примерно 17 млн баррелей нефти и конденсата, из них около 40% приходится на поставки из Саудовской Аравии, около 15% – из Ирака, по 11% – из Кувейта и ОАЭ. В разрезе стран, куда идет нефть через Ормузский пролив: поставки осуществляются в КНР, Индию, Японию, Южную Корею, США, Сингапур и другие государства.

Таким образом, в случае перекрытия пролива нефтяные цены могут взлететь до 90-100 долларов за баррель.

– Какие риски несет конфликт между Ираном и США для Казахстана как нефтяного экспортера?

– На первый взгляд, противостояние Ирана и США не несет прямой угрозы казахстанской нефтяной отрасли. Порядка 80% экспорта нашей страны идет через систему КТК. Оставшаяся часть тоже далека от рассматриваемого региона напряженности.

Вместе с тем такой конфликт не нужен в целом глобальному рынку. Благодаря соглашению ОПЕК+ в настоящее время баланс спроса-предложения на нефть пришел к более или менее равновесному состоянию. Очень важно, что благодаря текущему уровню цен существенно замедлился рост производства нефти в сланцевом секторе США и глубоководной добыче в Бразилии.

В то же время резкое увеличение цены вследствие геополитических факторов приведет к стремительным всплескам добычи и в Северной Америке, и в Бразилии, и в ряде стран-участников ОПЕК+.

Елена Тумашова

Как реагирует нефтяной рынок на события в Иране

Своим мнением в интервью inbusiness.kz  поделился эксперт в нефтегазовой сфере Олжас Байдильдинов. 

08 Январь 2020 15:40 872

Как реагирует нефтяной рынок на события в Иране

На фоне эскалации событий на Ближнем Востоке нефть марки Brent торгуется выше $69 за баррель, цена выросла почти на 1% в среду.

По мнению эксперта, это эмоциональная реакция рынка, не более. При этом на поставках и физических объемах она не отразится.

«Есть очень интересная тенденция: какая бы война ни была, взять тот же Ирак в начале 2000-х, события в Ливии или Венесуэлу, нефтяная инфраструктура никогда не страдает. Никто не бомбит нефтяные скважины, не разрушает нефтяные заводы, нефтепроводы. Бывает разово (…) но ни одна война не приводила к срыву поставок нефти», – говорит он.

«Цены и фьючерсы могут подрастать, но это тоже очень условный фактор, он не долгосрочный, это больше эмоциональная реакция. При этом динамика разнонаправленная –  цены на нефть растут, а акции  нефтедобывающих компаний, которые работают в Персидском заливе, падают. Поскольку есть обеспокоенность, что их объекты могут быть повреждены. По экономическим канонам акции  компаний должны расти вслед за нефтью, но такой динамики нет», – отмечает он.

 Акции мировых нефтяных гигантов, не связанных с Ближним Востоком, тоже «особо не растут».

По словам собеседника издания, на этой ситуации обогатиться могут те, кто занимается нефтью, но не относится к Персидскому заливу  напрямую. «Это США, потому что они добывают много нефти, однозначно Россия. Казахстан, к сожалению, добывает не так много, и мы не так зависимы от этих событий, поэтому я не думаю, что Казахстан может что-то извлечь. Прирост может и будет (цен на нефть), но на тенге это отразится с обратной стороны», – считает Олжас Байдильдинов.

Нестабильность в Иране в какой-то мере все же выгодна Казахстану, ведь Иран, будь там все прекрасно, может увеличить поставки черного золота на мировой рынок. Но, с другой стороны, в случае оттепели  можно надеяться на восстановление прежних своп-операций с этой страной.

«Мы занимались некоторое время своп-поставками, поставляли нефть на север Ирана, где  ее не добывают, а они отдавали нам свою нефть с учетом коэффициентов в Персидском заливе. Это было очень перспективное направление», – говорит он.

 При этом он не видит причин для развязывания Третьей мировой войны, поскольку в регионе присутствуют интересы крупных игроков – Турции, Китая, России.

Айгуль Тулекбаева

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: