Форум, собирающий влиятельных мировых политиков со всего света, стал одной из авторитетных площадок по самым актуальным вопросам современных международных отношений. Казахстан на форуме представит председатель сената парламента Касым-Жомарт Токаев.
Накануне спикер казахстанского сената дал интервью арабоязычным СМИ о состоявшихся в Астане переговорах по сирийскому урегулированию. Аtameken Business Channel приводит основные моменты состоявшейся беседы.
- После международного посредничества президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, который способствовал урегулированию взаимоотношений между Россией и Турцией, выбор Астаны выглядел вполне логичным как место проведения переговоров по сирийскому урегулированию. Какие факторы еще сыграли в пользу столицы Казахстана?
- К президенту Нурсултану Назарбаеву обратились главы России, Турции и Ирана с предложением провести в Астане переговоры по сирийскому урегулированию. Очевидно, что столица Казахстана оказалась наиболее подходящей площадкой для запуска столь сложного и важного процесса. У Казахстана имеются доверительные отношения со всеми участниками процесса. Кроме того, Астана уже была местом встречи для сирийской оппозиции.
Прекращение войны в Сирии и в целом стабилизация Ближнего Востока – в интересах самого Казахстана, который является крупным евразийским государством, частью исламского мира, а также непостоянным членом Совета Безопасности ООН на 2017-2018 годы.
Президент Нурсултан Назарбаев стремится использовать все возможности в поисках выхода из сложившейся тяжелой ситуации. В данном случае межсирийский диалог и многостороннее посредничество являются единственной альтернативой боевым действиям. Мы постарались создать все необходимые условия для такого диалога в Астане. И с этой ролью Казахстан успешно справился, межсирийские переговоры получили второе дыхание.
- Мы все были свидетелями международной встречи по сирийскому урегулированию в принципиально новом формате. Как вы считаете, чего удалось добиться, а над чем следует поработать?
- Во-первых, важен сам факт встречи. Очень сложно было собрать все стороны за одним столом, тем более речь идет о тех, кто воюет друг против друга. Во-вторых, встреча в Астане заложила основу для прекращения насилия и сближения различных сирийских фракций, в том числе вооружённых. В-третьих, создается трехсторонний механизм для наблюдения за режимом прекращения огня и обеспечения его полного соблюдения.
Невозможно решить все проблемы за два дня после шести лет кровопролитной войны. Надеемся на то, что Астанинский процесс стал началом пути к восстановлению стабильности и развития Сирии. На более весомый результат рассчитывать утопично, ведь речь идет об устранении взаимной ненависти, накопленной за годы жесточайшей гражданской войны.
Недавно стало известно о встрече экспертов, включая представителей ООН, по созданию трехстороннего механизма. Она проходит в эти дни в Астане.
- Как вы оцениваете возможности Астаны как нового центра международного миротворчества? Многие обозреватели из различных противоборствующих стран отмечают комфортность площадки Астаны?
- Астана является местом проведения регулярных съездов лидеров мировых и традиционных религий. Здесь состоялись исторические саммиты организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, СНГ, ОДКБ и Евразийского экономического союза, два раунда переговоров по иранской ядерной программе, встречи сирийской оппозиции и многие другие важные мероприятия по обеспечению безопасности.
Президент Нурсултан Назарбаев и весь народ Казахстана готовы внести свою лепту в дело установления долгожданного мира.
- Ожидаете ли вы в ближайшее время переговоры на более высоком уровне и с большим количеством заинтересованных сторон в Астане?
- Если события и условия подведут к такой встрече, то Астана с радостью распахнет свои двери. Но для этого всем нам нужно хорошо потрудиться, чтобы можно было предметно говорить о восстановлении мира в Сирии.
Недавно Казахстан заступил на пост непостоянного члена Совета Безопасности ООН. Президент Нурсултан Назарбаев выступил с политическим обращением к совету, в котором предложил установить традицию регулярных встреч членов СБ ООН на уровне глав государств и правительств. Думаю, такие саммиты могут стать мощным механизмом обеспечения координации и слаженных действий мирового сообщества по урегулированию таких острых кризисов, как сирийский.
- Будучи заместителем генерального секретаря ООН и генеральным директором ООН в Женеве, вы были свидетелем переговорного процесса. Чем, по вашему мнению, женевская площадка отличается от астанинской?
- В то время я занимался организацией первой международной конференции по Сирии "Женева-1", состоявшейся 30 июня 2012 года. Итогом встречи стало женевское коммюнике "Группы действий по Сирии". Этот документ до сих пор остается единственной институциональной договоренностью по сирийскому конфликту.
Женева – это полноценная площадка ООН, мы должны всячески укреплять центральную роль этой глобальной организации в мировых делах. Но Астанинский процесс сумел обеспечить беспрецедентный формат переговоров. При этом участникам предоставили широкое международное посредничество, где важную роль сыграл Казахстан, удостоенный чести принять такую уникальную международную встречу. В Астане было протестировано политическое доверие между воюющими сторонами. Для достижения мира в Сирии нужно использовать все возможности.
- Каковы казахстанские рецепты урегулирования сирийского кризиса?
- Суровая правда сегодняшнего дня заключается в том, что готового рецепта нет ни у кого. Помимо внутрисирийских противоречий, это еще и геополитический кризис. Беспрецедентное участие в войне принимают террористические организации.
Но астанинское заявление посредников отражает основы урегулирования, которые никто из здравомыслящих участников переговоров уже не может оспорить.
Первое, приверженность суверенитету, независимости, единству и территориальной целостности Сирии как многоэтнического, многоконфессионального демократического государства, без деления по религиозному признаку.
Второе, конфликт не может быть урегулирован военным путем, его решение возможно исключительно в рамках политического процесса.
Третье, решимость вести совместную борьбу против террористических организаций.
В дипломатии не бывает чудодейственных средств, все основывается на мудрости, терпении, способности к компромиссу. Поэтому каждый из участников Астанинского процесса должен достойно пройти свою часть этой ухабистой дороги во имя спокойного будущего Сирии.
Басель Хадж Джасем, Арсен Дилим, Дубай