Медная группа Kaz Minerals определится по наиболее оптимальному решению по развитию медеплавильной металлургии в Казахстане после разработки технико-экономического обоснования проекта. Варианта два: строительство собственных медеплавильных мощностей и участие в модернизации "сестринского" производства ТОО "Корпорация "Казахмыс". При этом китайская сторона, которая ранее выступала и кредитором, и поставщиком оборудования, и покупателем конечной продукции группы, также может принять участие в развитии металлургических мощностей Kaz Minerals.
"Казахстан в ближайшее время, возможно, будет нуждаться в обновлении медеплавильной металлургии. Возможно, это модернизация старого. Это нужно считать. Как один из вариантов мы рассматриваем в том числе и то, что сказал Бахтияр Крыкпышев. Будем считать, смотреть. Сейчас мы на стадии концепции, ТЭО. Не исключено, что это будет китайский партнер, потому что основной потребитель все-таки они", – сказал abctv.kz председатель правления ТОО Kaz Minerals Management Эльдар Мамедов.
Окончательное решение Kaz Minerals примет после подготовки ТЭО, когда и выяснится, что дешевле – модернизировать существующие медеплавильные мощности с "Казахмысом" или строить новые.
Напомним, генеральный директор управляющего совета ТОО "Корпорация "Казахмыс" Бахтияр Крыкпышев предложил остановиться на модернизации действующего производства.
"По металлургическому переделу также мы планируем увеличение до 450 тысяч тонн. Наши коллеги Kaz Minerals сейчас сказали, что они планируют строительство завода. Конечно, это было бы нежелательно для нас, снизило бы нашу мощность – Балхашского медеплавильного завода, потому что основным поставщиком медной продукции и концентрата является Kaz Мinerals, но эти вопросы, я думаю, мы будем обсуждать. Какие варианты – строительство или модернизация металлургического передела. Если модернизация – это, соответственно, снижение себестоимости, увеличение извлечения и получения увеличенной основной нашей продукции – меди", – сказал он.
Что касается волатильности цен на медь, то Эльдар Мамедов отметил, что текущие цены на медь, колеблющиеся между 4500 и 4700 долларов за тонну, позволяют группе "генерировать прибыль".
"Пока все по планам, надеемся, будем придерживаться этих планов, и в 2018 году мы достигнем целевой отметки 300 тысяч тонн в катодном эквиваленте, как перед нами поставили задачу. Себестоимость позволяет генерировать прибыль. Так скажу", – сказал он.
Завершение двух крупных проектов группы – Актогай и Бозшаколь – выпало на 2016-2017 год.
"Реализация проектов осуществлялась в достаточно сложные периоды как для отечественной индустрии, так и в целом для мировой экономики. Период низких цен на металлы, на сырье, время, когда многие предприятия останавливались. Но, несмотря ни на какие сложности, приходилось смотреть вперед, пытаться прогнозировать будущее, и, собственно говоря, два этих проекта – это результат этого прогноза, результат этой мечты", – сказал Эльдар Мамедов.
Совокупные инвестиции в оба проекта составили свыше четырех миллиардов долларов. На Актогае производится как медный концентрат, так и катодная медь, на Бозшаколе – концентрат. В состав группы с учетом кыргызских активов входят 13 тысяч человек.
Расположенное в Павлодарской области месторождение Бозшаколь является одним из крупнейших в мире. Группа начала строительство на месторождении в 2012 году. Осенью 2015 года на Бозшаколе была начата добыча руды. Его планируется эксплуатировать на протяжении 40 лет. На месторождении работают 1500 человек, в том числе порядка 50 иностранцев. Продукцией является медь в концентрате и золото. Плановая производительность составляет 100 тысяч тонн меди в катодном эквиваленте.
Актогай также одно из крупнейших в мире месторождений, где производятся медный концентрат и катодная медь. На предприятии работает оксидный завод и сульфидная фабрика, где конечным продуктом является медный концентрат. Рудник планируется эксплуатировать 50 лет. Плановая производительность составляет 115 тысяч тонн меди в катодном эквиваленте.
Эта производительность приблизительно в 15 раз выше, чем на существующих в Казахстане медедобывающих предприятиях. Это связано с тем, что на комплексе были использованы современные технологии и оборудование.
"Сегодня мы можем спрогнозировать, что Kaz Minerals может обеспечить рост продукции более чем в три раза по сравнению с 2014 годом. Так, в 2014-2015 году произведено порядка 80 тысяч тонн в катодном эквиваленте, к 2018 году у нас есть целевой показатель, который мы планируем достигнуть. Это порядка 300 тысяч тонн в катодном эквиваленте", – сказал Эльдар Мамедов.
При таком росте производства меди логичным кажется развитие медеплавильного производства.
"Хорошо, есть Актогай, есть Бозшаколь, есть гора, есть концентрат – дальше что? Мы останавливаемся на этом или ищем какие-то иные выходы, ищем какие-то иные товарные продукты? Я бы хотел сказать, что сегодня мы активно прорабатываем вопрос, связанный со строительством на территории Казахстана новых мощностей в контексте металлургического передела. Сегодня мы находимся на стадии разработки технико-экономического обоснования. Основная идея направлена на то, чтобы в Казахстане появился современный завод, отвечающий всем высоким мировым стандартам и требованиям", – сказал он.
В связи с этим для группы очень важно иметь достаточно большие мощности по переработке, что связано с запуском Актогая и Бозшаколя.
"Кроме того, есть планы по разработке иных крупных месторождений, и, конечно, в этом контексте было бы правильно и актуально задуматься над увеличением металлургических мощностей в Казахстане. Кроме того, в пользу этой идеи сказывается уникальное месторасположение Казахстана с точки зрения логистики, близости к потребителям этой продукции", – сказал Эльдар Мамедов.
При этом в группе имеют свои прогнозы относительно спроса и предложения, которые основываются на консультациях с аналитиками и собственном понимании рынка.
"Глобально мы прогнозируем, что будет рост цены на медь. На чем основывается наше предположение? В первую очередь оно основывается на тех событиях, которые происходят у крупнейших потребителей, это Китай и Индия. Несмотря на значительный спад в мировой экономике, эти драйверы достаточно активны. Они показывают серьезные симптомы для дальнейшей активизации. Это различные государственные программы как в Китае, так и в Индии, связанные, во-первых, с перемещением части мощностей с юга на север, если говорить о Китае, с модернизацией – это государственные программы, связанные с активным производством электромобилей. Все мы знаем, что ключевое потребление меди – это в первую очередь энергетика и строительство. Если резюмировать, то мы видим неплохое будущее в среднесрочной, долгосрочной перспективе в контексте потребления медесодержащей продукции", – сказал Эльдар Мамедов.
К примеру, если взять производство электромобилей, то по сравнению с обычным автомобилем на электромобиль уходит в четыре раза больше меди. При этом автоконцерны постепенно будут переориентировать свои производства на электромобили.
Другим крупным месторождением, сопоставимым с Актогаем, является Коксай в Алматинской области. "Сегодня мы активно занимаемся над ТЭО данного проекта. Возвращаясь к своему выступлению, именно идея развивать Коксай нас натолкнула на мысль все-таки о необходимости дополнительных металлургических мощностей в Казахстане. В целом мы планируем закончить ТЭО, наверно, к концу этого года, первой половине следующего года", – резюмировал Эльдар Мамедов.
Жанболат Мамышев