Министерство сельского хозяйства планирует создать государственный фонд гарантирования страховых выплат
Министерство сельского хозяйства предлагает реформировать сложившуюся систему страхования в аграрном секторе. Речь идет, как минимум, об обязательном страховании в растениеводстве. Предполагается создать на базе АО "КазАгроГарант" некоммерческую организацию, которая будет выполнять функции перестрахования рисков в растениеводстве, а также в последствии заниматься добровольным страхованием в других секторах сельского хозяйства в частности в животноводстве.
"Мы сейчас очень активно работаем над совершенствованием механизмов страхования в сельском хозяйстве. Как совершенствованием страхования в области растениеводства, так и внедрением страхования в области животноводства. Мы понимаем, что для частных банков, для частных финансовых институтов очень важно, чтобы был закрыт этот риск. Остальное все можно просчитать – будущие доходы, будущие залоги, можно просчитать другие затраты, но очень сложно просчитать риски, связанные с объективными условиями, погодными условиями. И в этом случае мы должны активно задействовать такой инструмент как страхование" - заявил, выступая на заседании "круглого стола" по продовольственной безопасности министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков.
Напомним, что, учитывая значимость аграрного сектора в экономике страны и его высокую зависимость от природно-климатических условий, страхование в растениеводстве было отнесено к разряду обязательных видов. Несмотря на то, что существующая модель агрострахования с момента принятия в 2004 году закона "Об обязательном страховании в растениеводстве" постоянно менялась и дополнялась, в ней по-прежнему остается целый ряд нерешенных проблем. Они касаются как страховщиков, все менее активно работающих в данном сегменте рынка, так и сельхозпроизводителей, постоянно снижающих спрос на услуги страховых компаний.
"У нас сейчас страхование в растениеводстве носит обязательный характер. И вот эта обязательность играет двойную роль. С одной стороны – это благо, с другой стороны – это вред рынку. Потому что, когда у людей не остается право выбора, они начинают искать лазейки во имя исполнения закона. Так появились общества взаимного страхования. Которые вроде бы формально страхуют риски, но при этом при наступлении страхового случая никакого покрытия не предоставляют. То есть сложилось положение, при котором все фермеры вроде бы застрахованы, но, когда случается неурожай, все они идут к государству с просьбой – помогите. Система в результате не работает" – рассказал корреспонденту atameken.info на условиях анонимности один из менеджеров АО "КазАгро".
Фактически в настоящий момент в системе обязательного страхования в растениеводстве сложилась ситуация, когда де-юре закон выполняется, но де-факто механизм не работает. Это собственно и подтолкнуло Минсельхоз к проведению реформ.
"Мы понимаем, что если этот инструмент (страхование) будет работать классическим образом, то есть через частные страховые компании, то это будет очень дорого для сельского хозяйства и по сути это будет неподъемно" - заявил Асылжан Мамытбеков.
Той же точки зрения придерживается и в "КазАгро". "Почему страховые компании не идут на страхование отрасли? Потому что есть риски. Первое – это ценовая волатильность, второе – погода. Эти риски надо страховать. У нас во время среднего пятилетнего цикла динамика волатильности достаточно большая. Следовательно, стоимость может составлять 20-25% годовых. Если это суммировать со стоимостью кредита, то для сельхозпроизводителя получается неподъемная ноша" - пояснил собеседник atameken.info.
Решение проблемы в министерстве сельского хозяйства и "КазАгро" видят в создании государственного фонда, который будет выполнять функции перестраховщика для частных страховых компаний.
"Мы в настоящий момент рассматриваем возможность создания государственного перестраховочного фонда. По сути – фонда гарантирования страховых выплат, Который будет работать таким образом, чтобы частные страховые компании большую часть своих рисков могли перестраховывать в государственной некоммерческой организации, которая не преследует цель извлечения прибыли, а по сути работает как "черная касса", чтобы одни выплаты замещать другими", - сообщил глава минсельхоза.
По мнению Асылжана Мамытбекова, это позволит привлечь в сектор частные страховые компании. При этом министр убежден в необходимости присутствия на рынке частных страховых компаний, прежде всего с целью исключения возможности сговора и коррупции.
"Если оставить только государственную страховую компанию и частных фермеров, то конечно пойдет сговор и появятся риски коррупции. Один раз почувствуют, что что-то с государственной страховой компании можно получить и будет как в известном анекдоте: "И тогда-то мне масть и покатила". Чтобы такого не происходило, будет прослойка в виде частных страховых компаний, которые часть рисков будут брать на себя и не позволят состояться сговору", - полагает Асылжан Мамытбеков.
В Минсельхозе не предполагают создание фонда в виде новой структуры, а планируют перепрофилировать дочернюю компанию "КазАгро" "КазАгроГарант". Напомним, что АО "КазАгроГарант" (ранее - АО "Фонд гарантирования исполнения обязательств по зерновым распискам") было создано 23 июня 2003 года в форме некоммерческой организации с целью обеспечения защиты интересов держателей зерновых расписок от неисполнения хлебоприемными предприятиями обязательств по выданным ими зерновым распискам.
"Сегодня "КазАгро" активно работает над развитием системы страхования в АПК. Внедрение этого инструмента планируется после внесения поправок в Закон "Об обязательном страховании в растениеводстве", в соответствии с которыми АО "КазАгроГарант" станет институтом гарантирования безубыточной деятельности страховых компаний при наступлении катастрофических случаев, что повысит инвестиционную привлекательность отрасли", - заявил, выступая в декабре в СЦК, председатель правления АО "Холдинг "КазАгро" Нурлыбек Малелов.
"Мы будем переориентировать компанию "КазАгроГарант" на перестрахование рисков. Это позволит снизить размеры страховых выплат из-за чего частные страховые компании могут снизить величину страховой премии. Потому что будут перестраховываться, и эта перестраховка будет производиться без целей получения прибыли. Так как мы предполагаем, что "КазАгроГарант" будет некоммерческой организацией", - подтвердил эту информацию Асылжан Мамытбеков.
Более подробно логику предстоящих новаций atameken.info описал один из авторов проекта, просивший его не называть. "Почему мы говорим о необходимости перестраховочного фонда. В целом в пятилетнем цикле производства у нас ситуация следующая – 4 года волатильность относительно небольшая, но один год обязательно уходит или вверх, или вниз. Вот этого года и боятся частные страховые компании. Они его перезакладывают. Если же мы выстраиваем такую конструкцию как государственный фонд страховых выплат, который дает своего рода определенную линию поддержки… Потому что какой-то уровень убытков страховая компания готова на себя брать, но выше как правило не готова, а это случается минимум раз в пять лет, так вот эту разницу в уровнях и будет перекрывать фонд", - считает собеседник atameken.info.
Что касается деятельности самого фонда, то, по его словам, необходима будет "во-первых, первичная капитализация государства, далее страховые компании будут перечислять в него часть страховой премии. Поскольку у этого фонда не предполагается наличие ни филиальной сети, ни какого-то большого офиса, то накладные расходы будут минимальные. А активы будут вкладываться в различные финансовые инструменты, доходность по которым так же будет наращивать капитализацию фонда, это позволит создать устойчивую систему".
Между тем, и минсельхоз, и "КазАгро" в части реформирования системы агрострахования не собираются ограничиваться только созданием фонда, а предлагают кардинально поменять принципы.
"Сейчас мы с Национальным банком эту проблему обсуждаем. Есть различные мнения. Одно из них — это переход от обязательной системы страхования к добровольной. Это рекомендация Всемирного банка. Мы сейчас предлагаем следующую концепцию. Первый шаг – это переход от зарегулированного тарифообразования по страхованию к рыночному. У нас сейчас все зарегулировано и сложилась ситуация, когда это не интересно никому. Ни фермерам, ни страховщикам. Страховщикам, потому что размер премий не покрывает их расходов в случае неурожая. Фермерам, поскольку компенсация составляет 3 тысячи тенге на гектар, когда минимум вложений только в посевную 8-9 тысяч тенге. Понятно, что в случае перехода к рыночному принципу размер страховых премий резко подскочит и какую-то их часть необходимо будет фермерам субсидировать, но со временем размер субсидий будет уменьшаться. Второй шаг — это переход от обязательного принципа страхования к добровольному. Когда фермеры поймут выгоду в смысле возмещения убытков при наступлении страхового случая, можно будет отпускать вожжи. Когда мы уберем требования обязательности или сделаем его условно обязательным, то есть тот фермер имеет право на получение субсидий от государства у кого есть страховой полис, то тогда мы сможем привлечь больше игроков, а именно страховых компаний. В результате из-за конкуренции тарифы тоже будут снижаться. То есть мы предлагаем двухэтапный переходный период, который рекомендован, в том числе Всемирным банком" - cчитает топ-менеджер "КазАгро".
При этом он, отвечая на вопрос о том, будет ли деятельность фонда ограничиваться только перестрахованием в системе обязательного страхования в растениеводстве или же он будет страховать кредиты в целом во всей отрасли, пояснил, что "фонд будет заниматься перестрахованием в растениеводстве".
"Что касается кредитов, то фонд страховать их не будет. Поскольку это отдельный класс рисков. И пока здесь единственным инструментом является субсидирование процентной ставки. Но я вам скажу следующее: с развитием агрострахования в растениеводстве, когда у фермера есть полис страховой компании не ниже В -, а у нас практически все страховые компании такие, можно только в строке выгодоприобретатель написать, что это банк и этот полис фактически станет обеспечением для кредита. То есть с развитием системы проблема страхования кредитов отойдет на второй план. Пока мы говорим про растениеводство, поскольку зерновой рынок у нас наиболее зрелый, но есть такие же риски и в животноводстве, птицеводстве. Мы предполагаем, что этот фонд и там тоже будет работать. Но там изначально речь будет идти о добровольном страховании" - заявил наш собеседник.
"В последующем, аналогичными инструментами планируется охватить животноводство" - полагает и Нурлыбек Малелов.
Александр Константинов