Казахстан будет действовать по рецептам от ОЭСР

Жанболат Мамышев Жанболат Мамышев
12760

Представлена вторая фаза комплексного странового обзора Казахстана.

Казахстан будет действовать по рецептам от ОЭСР Фото: Мария Матвиенко

Казахстан посредством министерства национальной экономики (МНЭ) работает с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в рамках страновой программы, которая была подписана в январе 2015 года и рассчитана на два года. В рамках программы было проведено 13 обзоров по различным секторам и сферам на соответствие Казахстана передовым практикам ОЭСР.

"Одним из важных страновых обзоров мы рассматриваем страновой обзор Казахстана, который был проведен в две фазы. На первой фазе была проведена диагностика, определены основные барьеры, которые препятствуют реализации потенциала, дальнейшему экономическому развитию страны. Также на второй стадии уже были определены детальные рекомендации, углубленный анализ по преодолению данных барьеров", – сказала вице-министр национальной экономики Мадина Абылкасымова на Астанинском экономическом форуме.

Она напомнила, что для Казахстана сотрудничество с ОЭСР является стратегическим приоритетом и соответствует основной цели – войти в 30 наиболее развитых стран мира. В рамках такого сотрудничества Казахстан и приступил к проведению комплексного странового обзора (КСО). Первая фаза обзора была презентована в Казахстане в мае 2016 года.

Вторая фаза странового обзора направлена на проведение системного анализа и выработку рекомендаций по таким направлениям, как диверсификация экономики, мобилизация финансового сектора, эффективное экологическое регулирование и сокращение роли государства через механизм приватизации.

По мнению вице-министра, в условиях "новой нормальности и низких цен", которые сейчас наблюдаются, необходим поиск новых источников роста, основные направления которого заложены во второй фазе обзора.

За последние два года, отметила она, экономика Казахстана "приспосабливалась" к произошедшим внешним шокам.

Среднегодовой рост экономики Казахстана в период с 2000 по 2007 год составил 10%-10,2%, а с 2010 по 2014 год – около 6%. В 2015-2016 годы экономический рост замедлился до уровня 1%-1,2%, что связано с внешним экономическим шоком. Это самые низкие темпы роста по сравнению с показателями 2000 года. С начала 2017 года экономика Казахстана вступила в траекторию восстановительного роста. Промышленное производство растет опережающими темпами, в то время как другие сферы экономики демонстрируют постепенное восстановление. По итогам пяти месяцев текущего года рост ВВП составил 4,1%.

Казахстан, по ее словам, в настоящее время осуществляет ряд направлений и проектов, которые призваны достичь нового роста в экономике.

В частности, осуществляется технологическая модернизация отраслей экономики для повышения производительности труда, поддержка и финансирование малого и среднего бизнеса; снижение доли государства в экономике страны через программу приватизации; экологическое регулирование.

Заместитель директора центра развития ОЭСР Наоко Уэда отметила впечатляющий рост экономики за прошедшее время.

"Я имею в виду не только рост, но также повышение благосостояния большого количества людей. Между 2000 и 2014 годом пенсии и заработные платы выросли в пять раз и два миллиона рабочих мест было создано", – сказала она.

Руководитель подразделения комплексных страновых обзоров центра развития ОЭСР представил рекомендации по приватизации, экологическому регулированию и диверсификации.

"С 2000 по 2012 год Казахстан достиг очень хороших результатов, и он на правильном пути. Мы видим не только рост, но и что доходы драматически увеличились", – сказал он, отметив, что ОЭСР смотрит не только на рост доходов, но и на их качество.

"Теперь требуются шаги для увеличения качества. Мы все понимаем, что все ходят в школу, но нужно улучшать качество. Также система здравоохранения покрывает всех, но нужно повышать качество услуг", – привел г-н Риландер пример.

Казахстану потребуются дополнительные источники роста для улучшения ситуации, в то время как в прошлом все основывалось на ценах на сырье. Теперь необходимо изменить подход, полагает он.

"Сейчас очень критический момент для Казахстана – ему нужно раскрыть новые источники для роста и развития. Мы видим, что рост производительности труда, наоборот, испытал снижение. Рост производительности – это как раз то, что является драйвером развития", – сказал Йан Риландер.

Он отметил превалирование в экспорте сырьевых товаров, что говорит об отсутствии диверсификации и возможностях для изменения сложившейся ситуации.

"Меритократия и коррупция тоже являются большой задачей Казахстана", – также сказал он.

В свою очередь г-жа Абылкасымова сообщила, что в настоящее время МНЭ работает над проектом стратегического плана развития Казахстана до 2025 года, в рамках которого разрабатываются параметры новой модели экономического роста. По ее словам, основные замечания, которые даны центром ОЭСР, будут учтены проектом этого плана.

"Мы в целом совершенно согласны с тем, что нужны новые источники роста в условиях новой нормальности и низких цен на нефть", – сказала она.

"Можно в значительной степени согласиться с заключением о неэффективности ряда инструментов промышленной политики, а также о необходимости применения косвенных инструментов индустриальной политики и использования прямых мер поддержки. В целом мы согласны, что надо осуществлять постепенный выход из программ антикризисной поддержки экономики и переходить к мерам индустриальной политики в более широком смысле. В этой связи я хочу отметить, что вопросы диверсификации рассматриваются в более широком контексте в рамках разрабатываемого проекта стратегического плана", – сказала вице-министр.

Позднее Мадина Абылкасымова уточнила abctv.kz, из каких сфер государство постарается уйти.

"Допустим, применялись такие антикризисные меры, когда государство само осуществляло строительство жилья. В составе АО "Байтерек" было создано "Байтерек девелопмент". Ему выделялись деньги, строилось жилье. Это было необходимо, чтобы поддержать строительный сектор, поскольку это имеет мультипликативный эффект, но сейчас мы полностью из этого вышли. В рамках новой жилищной программы идет только субсидирование процентных ставок", – сказала она.

Кроме того, косвенные инструменты поддержки будут представлены финансированием экономики через коммерческие банки, а не напрямую, например АО "Даму".

Кроме этого, другие косвенные инструменты политики, когда мы должны создавать условия, среду, нежели выделять прямое финансирование.

Жанболат Мамышев

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться