Сегодня, в четверг, президент Касым-Жомарт Токаев, прибывший накануне в киргизский город Чолпон-Ату, примет участие в IV Консультативной встрече глав государств Центральной Азии.
Ожидается, что лидеры Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана рассмотрят перспективы региональной интеграции в контексте текущей геополитической и экономической ситуации в мире. По итогам саммита намечено подписание нескольких документов.
Для Казахстана Центрально-Азиатский регион по определению должен иметь приоритетное значение. Это исходит из логики географического расположения и, наконец, прагматизма, цель которого в росте экономик всех центральноазиатских республик, отмечает политолог Замир Каражанов, с которым побеседовал корреспондент inbusiness.kz.
– Г-н Каражанов, насколько важна предстоящая встреча глав государств Центральной Азии?
– Это уже четвертая встреча в таком формате, первая из которых состоялась в 2018 году в Казахстане. Повестка дня подобных мероприятий с участием глав государств, как правило, соответствовала текущей обстановке. В разное время в нее включали пандемию, вывод контингента США из Афганистана и так далее.
В этот раз встреча пришлась на пик эскалации напряженности в отношениях между Россией и западными странами, войну в Украине и санкции. Прежде всего, конфликт в Восточной Европе показал уязвимость центральноазиатских республик в транспортной сфере. Казахстан устами нашего президента Касым-Жомарта Токаева неоднократно говорил о необходимости диверсифицировать свои экспортные маршруты. Подобные заявления в предыдущие месяцы он делал в Иране, в Катаре, Турции. Поэтому Казахстан интуитивно должен будет поддержать любые инфраструктурные проекты соседей. Даже если они идут в обход нашей республики. Главное, чтобы в Центральной Азии появилась развитая транспортная сеть, которая обеспечит Казахстану стабильный выход в третьи страны. Тем самым она снизит геополитические и прочие риски.
– О каких проектах в обход Казахстана идет речь?
– В настоящий момент такие проекты есть и они обсуждаются. Например, строительство дороги из Китая до Узбекистана через территорию Кыргызстана. Ташкент также рассматривает вариант строительства железной дороги через Афганистан до пакистанских портов. Транспортные проекты не связаны с Казахстаном, но наша страна может воспользоваться имеющейся инфраструктурой соседей в случае форс-мажорных обстоятельств. Кроме того, сотрудничество со странами Центральной Азии в определенной мере укрепляет многовекторность Казахстана. Особенно в условиях роста геополитической напряженности в мире. Не надо делать выбор между традиционными партнерами, которые не могут найти между собой общий язык. Достаточно взять "санитарный час" и сосредоточить внимание на наращивании сотрудничества с ближайшими соседями по Центральной Азии.
– Казахстан считается лидером в регионе, а в чем преимущества усиления сотрудничества с соседями?
– В самом регионе проживает около 50 млн человек, это рабочая сила, причем относительно дешевая, рынок сбыта, инвестиционные возможности. Подобное сочетание позволяет наращивать взаимную торговлю, поддерживать экономическую активность. Кстати, похожую позицию Казахстан демонстрирует и по Каспийскому региону. На прошедшем в Туркменистане саммите глава государства Касым-Жомарт Токаев предложил соседям по морю создать продовольственный хаб. Продукты питания востребованы на рынках наших стран, но часть их завозится из внекаспийских государств. Зачем поддерживать сторонних производителей, если можно наращивать взаимную торговлю и укреплять сотрудничество в регионе?
– В свое время в Центральной Азии обсуждалось создание союза. Это актуально сейчас?
– Вряд ли сегодня есть смысл в таком проекте. Для Центрально-Азиатского региона сегодня важнее решить текущие вопросы, связанные с обеспечением водой и энергией, укреплением безопасности, особенно когда речь заходит о государственных границах. Несмотря на то, что между странами Центральной Азии подписаны договоры о делимитации границ, процесс их демаркации пока еще не доведен до конца. Наиболее сложная ситуация на киргизско-таджикской границе, где время от времени происходит столкновение с использованием оружия и летальными последствиями. Протяженность границы между двумя странами составляет 984 км. Это не самый длинный участок, но именно здесь около 46,5% границы не демаркировано. Это самый высокий показатель "неопределенной" границы среди стран Центральной Азии. Между другими республиками региона этот показатель составляет 15 и менее процентов. Очевидно, чем выше индикатор, тем толще брешь в системе региональной безопасности.
Следует также отметить, что текущий год стал сложным для Центральной Азии. В Казахстане и Узбекистане наблюдалась дестабилизация, имели место массовые протесты населения. Причем в двух государствах инициировали конституционные реформы. Если в Казахстане они уже прошли, то в Узбекистане только предстоят. Но очевидно, что в обоих случаях речь идет не только о будущем страны, но и укреплении власти, правящего истеблишмента. Схожая тенденция наблюдалась в Туркменистане, где в марте прошли президентские выборы. Конечно, можно рассуждать о том, что со сменой власти или ее трансформации вопрос стабильности закрыт. Однако последнее обстоятельство во многом зависит от работоспособности и эффективности существующих политических и рыночных институтов.
– Массовые протесты, по мнению некоторых экспертов, могут повториться в регионе…
– В предыдущие годы ответственность за беспорядки возлагали на происки внешних сил. Поэтому будет интересно услышать политическую оценку бурным событиям в этот раз. Если их будут мерить по старым лекалам, то говорить о переменах в регионе не придется. Если же лидеры стран признают имеющиеся внутренние проблемы, которые сдетонировали волнения, то, возможно, в Центральной Азии назревают преобразования.
В целом для Казахстана регион по определению должен иметь приоритетное значение, так как имеющиеся здесь проблемы оказывают прямое влияние на нашу страну. Например, обеспечение поливной водой аграриев республики, борьба с трансграничной преступностью, профилактика нелегальной миграции и многое другое. Все эти проблемы Казахстан, как и его соседи по Центральной Азии, не может самостоятельно решать. Поскольку требуется координация и согласованность действий.
Кульпаш Конырова