/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 23 438,35 РТС 1 145,30
Hang Seng 24 275,22 KASE 2 243,54
FTSE 100 5 718,37 Brent 34,26
«Казахстан должен стать одним из крупнейших центров туризма»

«Казахстан должен стать одним из крупнейших центров туризма»

Однако сможет ли отечественный эко- и этнотуризм развиваться без нормальных общественных туалетов – большой вопрос.

27 Август 2019 10:01 14768

«Казахстан должен стать одним из крупнейших центров туризма»

Автор:

Кульпаш Конырова

Фото: Кульпаш Конырова

В минувшие выходные в самом сердце Казахстана, в урочище Улытау (Карагандинская область), где некогда ханы трех казахских жузов приняли историческое решение забыть все распри и объединиться, чтобы противостоять внешним врагам, обсудили вопрос развития отечественного туризма.

Сюда для участия в международном форуме «Улытау-2019» слетелись со всего мира уважаемые эксперты, чтобы еще раз подтвердить, что намерения казахстанских властей развивать эту сферу верны и очень многообещающи.

В память о Чингисхане и Джучи-хане

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, также принявший участие в работе мероприятия, поставил перед Правительством задачу превратить Улытау в центр этнографического туризма международного уровня.

«Сегодня многие наши соотечественники и зарубежная общественность не знают о том, что в нашей стране находится мавзолей Джучи-хана. Наш долг – быть верным заветам предков. Поэтому мы обязаны отдать дань памяти основателю Золотой Орды Джучи-хану», – сказал Токаев, выступая на форуме.

Он считает, что Улытау должен стать центром этнографического туризма международного уровня. И дал еще одно поручение – создать Университет туризма, где будут готовить квалифицированные кадры для отрасли.

Идея о развитии туризма в Казахстане не нова. Ради этого два года назад Правительством была создана национальная компания «Казахтуризм» с немалым бюджетом.

Однако особых успехов мы не видим. Большого потока туристов, а с ними и иностранной валюты как не было, так и нет. Не секрет, что имели место случаи, когда алчность столичных таксистов сводила на нет все финансовые и физические усилия, предпринятые властями по привлечению иностранных туристов (об этом СМИ писали не раз. – Прим. автора).

Тем временем в соседнем Узбекистане новое руководство этой республики уже заметно преуспело в этом направлении. Судя по последним поручениям узбекского лидера Шавката Мирзиёева, Ташкент намерен активно использовать эту «золотоносную жилу» для создания новых рабочих мест, а также для притока инвестиций в экономику. Даже Монголия, где аналогичный Казахстану суровый климат и мало дорог, сумела стать очень привлекательным местом для иностранных туристов.

По информации и. о. постоянного координатора ООН, постоянного представителя ПРООН Якупа Бериша, эти солидные международные структуры совместно с фондом «Даму» запустили первый этап программы по микрофинансированию проектов на сумму 75 миллионов тенге для сельских жителей по продвижению эко- и этнотуризма. Почему же в Казахстане, несмотря на немалые финансовые вливания, нет ожидаемого результата?

Зачем нужен туризм?

Прежде чем ответить на предыдущий вопрос, попытаемся понять, зачем нефтедобывающему Казахстану, недра которого полны полезными ископаемыми, нужен туризм? Весомые доводы на этот счет предоставила на форуме эксперт по развитию Шелкового пути Всемирной туристической организации (ЮНВТО) Алла Пересолова.

По данным исследований ЮНВТО, туризм – это самая наиболее динамичная деятельность в мире, где годовой оборот составляет 1,7 триллиона долларов.

«Туризм сегодня – это единственный сектор мировой экономики, который развивается поступательно последовательно и активно, несмотря на мировые экономические кризисы. Туризм приносит любой стране хорошую прибыль», – сказала г-жа Пересолова.

По ее информации, сегодня туризм активно развивается по всему миру. Около 1,4 миллиарда пересечений туристами границ разных стран было зафиксировано по итогам прошлого года. Это на 6% выше, чем в 2017 году.

«Туризм сегодня развивается быстрее, чем мы ожидаем. В ближайшие два года количество пересечений границ туристами превысит отметку в два миллиарда человек», – добавила г-жа Пересолова.

При этом, по ее информации, сегодня заметно поменялись приоритеты туристов. Они не желают проводить много времени в автобусах, чтобы увидеть исторические места, а предпочитают общаться с местным населением, знакомиться с национальным колоритом, иным укладом жизни, попробовать местную кухню. Современные путешественники ищут эмоции, человеческие ценности.

Великий Шелковый путь – золотая жила для Казахстана

Сегодня большие перспективы открывает для стран Центральной Азии, Ирана и Афганистана такой межстрановой проект, как возрождение Великого Шелкового пути. Согласно исследованиям Всемирной туристической организации, проанализировавшим около 300 тысяч блогеров, дискуссии об этом проекте в социальных сетях занимают около 30%.

Великий Шелковый путь в последние годы стал серьезной мотивацией для потенциальных путешественников. Так, согласно анализу ЮНВТО, 61% людей хотят увидеть древние города вдоль Шелкового пути; 58% туристов хотят посетить места, вошедшие в список Глобального наследия ЮНЕСКО; 44% людей хотят попробовать местную кухню стран, расположенных вдоль Шелкового пути; 39% – принять участие в национальных праздниках.

Словом, гастрономический туризм стал еще одним важным трендом современного туризма. Что касается национальных праздников и фестивалей, то необходимо, чтобы они вошли в перечень Всемирной туристической организации. Очень важно, чтобы они проводились в одну и ту же дату и каждый год. Это поможет туроператорам заранее включить в предлагаемый туристам пакет эту информацию.

«Казахстану повезло – вы сидите на золотой жиле, которая называется Великим Шелковым путем. Этот важный для истории человечества маршрут сегодня может стать мировым брендом, который сможет в ближайшее время конкурировать с ведущими мировыми брендами», – резюмировала представитель ЮНВТО.

Эх, дороги… пыль да туман…

Тем временем, несмотря на сложившиеся тенденции и выгоду от туризма, в Казахстане, по мнению отечественных специалистов, еще многое предстоит сделать, чтобы эта отрасль стала приносить реальную весомую прибыль.

О проблемах организации этнотуров в тот же Улытау, на которую намерен сделать ставку глава государства, рассказал на форуме руководитель историко-географического общества «Авалон» Виталий Шуптар.

«Какие барьеры стоят на пути развития туризма в Улытау и делают его дорогим либо очень неудобным в плане логистики? Первое – это инфраструктура, а именно нехватка небольших отелей и точек питания», – сказал г- н Шуптар.

Он считает, что местные власти должны вложить средства в строительство гостевых домов, юрт, небольших гостиниц в селах в районе Улытау. Пока же туристов, изъявивших посетить мавзолей того же Джучи-хана, приходится размещать в гостиницах в Жезгазгане, и оттуда им добираться до Улытау, где увидеть памятники старины можно, ночуя в палатках. Но не все туристы к этому готовы.

«Вторая проблема – качество наших дорог. Единственный путь, чтобы доехать до Жезгазгана – это дорога с Караганды. Со стороны Аркалыка или Кызылорды дорожные покрытия не выдерживают никакой критики. Тут можно разбить машину… Вдобавок нет регулярного транспортного сообщения между селами в самом Улытау», – констатировал г-н Шуптар.

По его словам, еще одна проблема – это отсутствие у местного населения интереса к постоянной работе с туристами. В степи испокон веков особое отношение к гостю, но отсутствует коммерческий подход.

«Нам нужно менять мышление у местного населения. С туристами надо работать на регулярной основе. Это работа местных органов власти. На отдаленных зимовках нам удалось организовать для туристов, желающих живого общения с местным населением, туры. Однако зимовки расположены далеко, нет сотовой связи, и заранее забронировать проживание и питание нам не удавалось. В межсезонье к тому же невозможно добраться до сел», – перечислил остальные проблемы глава «Авалона».

Он привел в пример опыт соседнего Узбекистана, где возле полуразрушенных памятников старины или мавзолеев установили масштабные копии этих объектов или старинных городов. Это помогает туристам лучше понять и воспринимать нашу историю.

«Мы пытаемся увязать туры в Улытау с мировой историей. Например, когда рассказываем о великом казахском батыре, то для туриста из США и Великобритании это ничего не значит. В Улытау на нашу удачу есть места, связанные с хромым Тимуром, с Чингисханом. Эти бренды известны и хорошо продаются», – рассказал Шуптар.  

Однако никакие бренды не помогут, если местные власти не решат еще одну важную и элементарную проблему, как отсутствие чистых общественных туалетов.

Ни возле одного из мавзолеев в Улытау, а расстояние между ними немалое, в десятки километров, нет даже деревянных туалетов. Вряд ли невысокие кустарники и полынь в бескрайней степи могут стать для туристов хорошей альтернативой нормальным туалетам.

Берем с Монголии пример

В то же время в Монголии, где, как и в Казахстане, широкая степь и не так развита инфраструктура, туризм развивается очень даже успешно. Рост потоков туристов здесь составляет 10% в год. Это самый высокий показатель в мире.

«В год к нам приезжает свыше 530 тысяч иностранных туристов. По сравнению с другими странами показатель, казалось бы, не большой, но интерес к нашей стране растет год от года», – сказал в интервью inbusiness.kz председатель Центра устойчивого развития туризма Монголии Гансух Дамба.

По его словам, успех развития туризма в его стране, где нет теплого моря и суровый климат, в синхронной работе участников этой сферы.

«Секрет кроется в грамотном сотрудничестве государства, местных властей, туристических организаций с местным населением – коечниками. Государство занимается созданием нужной инфраструктуры, туристические организации – промоакцией, местные власти – работой с населением по организации питания», – рассказал г-н Дамба.

Кстати, выступая на международном форуме «Улытау-2019», Касым-Жомарт Токаев сказал, что в Казахстане число въездных посетителей должно вырасти до девяти миллионов, а внутренних туристов – до восьми миллионов человек, число занятых в этой сфере людей следует довести до 650 тысяч человек

«Нами принята отраслевая госпрограмма. Ее полная реализация позволит увеличить долю туризма в ВВП до 8%», – резюмировал Президент.

Кульпаш Конырова

https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/FqJrAGOq.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/U1Tloy4U.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/OIeUUmXK.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/GyeqqNWw.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/3oYar0Ie.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/WtXrLCBp.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/40mntVqX.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/MH7BpXjA.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/jLYAIzgj.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/AvovO1ZR.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/8noME3KK.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/EWxp6JAd.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/3ZLnpwUC.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/wWddrjSd.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/QiPYxHQf.jpg

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Из карантина выйдут не все компании

Порядка 80% объектов сферы турбизнеса не имеют запаса прочности.

05 Апрель 2020 08:12 548

Из карантина выйдут не все компании

Туристская отрасль Казахстана, которая насчитывает более 10 тыс. субъектов предпринимательства, это как малый, средний бизнес, так и крупные участники рынка, оказались в очень непростой ситуации. Все они в ожидании пакета мер по поддержке отрасли, которые президент страны поручил разработать правительству еще в середине марта. Такова была реакция Касым-Жомарта Токаева на открытое письмо от туристской ассоциации в связи с распространением коронавируса и введением режима ЧП в стране.

Вектор – на внутренний туризм

Даже если карантин завершится в апреле, отрасль заработает не ранее июня, считают представители павлодарских компаний. Это по оптимистическим прогнозам. В Павлодарской области только зарегистрированных в реестре турорганизаций, более 90 компаний. На сегодня остались без работы уже более 200 человек, и это только половина поданных заявок на соцпомощь.

По мнению руководителя ОЮЛ «Туристическая ассоциация Павлодарской области» Гульмиры Отаргалиевой, срочно поменять сферу деятельности достаточно сложно.

«У каждого из работников, конечно, есть дипломы учителей, инженеров, переводчиков и прочее. Но в этом бизнесе работают не по году или два, есть компании, которые 20 лет на рынке. И вспомнить свою первоначальную специальность, наверное, сложно, но возможно. Если прижмет. Но мы надеемся на то, что сможем выжить, сместив акцент на внутренний туризм. И здесь необходима поддержка государства», – сообщила inbusiness.kz предпринимательница.

В качестве примера может стать Алтайский край, где 7% ВВП дает именно внутренний туризм. И правительством края сделано много для его развития. В чем состоит эта поддержка. Например, есть рекомендация министерства образования края для проведения трех экскурсий для школьников в течение учебного года. Тематика их направлена как на патриотическое воспитание, так и на профподготовку. Причем экскурсия проводятся не за счет бюджета, ее оплачивают родители.

«Если бы наше областное управление образования давало бы такие рекомендации, то можно было бы развивать данное направление. Навскидку в регионе стоит посмотреть Баянаул, Экибастуз и экскурсию по Павлодару. Если мы хотим, чтобы наше подрастающее поколение было воспитано в патриотическом духе, то надо делать так, как было в советское время. Экскурсия по областному центру раз в год была обязательная, чтобы дети знали о месте, где они живут. Тот же угольный разрез «Богатырь» входит в десятку туристических объектов по Казахстану, а мы его не показываем. Для нашего бизнеса это было бы подспорьем», – уверена Гульмира Отаргалиева.

И тут, по ее мнению, важно, чтобы каждый занимался своим делом. Если это экскурсия, то делать это должны профессиональные гиды, а не водители автобуса или преподаватели. По мнению руководителя ассоциации, настал момент, когда турбизнесу нужна помощь, и данная форма работы может реально удержать на плаву тех, кто готов меняться.

Верните наши денежки

Остро стоит вопрос о средствах, которые были взяты с туристов на раннее бронирование отдыха. На сегодня их нет ни у турагентов, работающих в регионах, ни у туроператоров, которые отправили их авиакомпаниям и на бронирование мест в отелях.

«Вернуть одномоментно такие деньги – это невозможно. Сейчас, в принципе, решены вопросы о заморозке этих средств по курсу валюты на момент их поступления, ряд операторов, вышедших на связь, дают почти полтора года гарантии на продление уже оплаченных отпусков. Но есть категория туристов, которая будет настаивать на аннулировании договора. Не могу пока назвать общую цифру по региону, только на примере моей компании могу сказать, что речь идет о сумме порядка 10 млн тенге, и это притом, что у меня не самое большое количество броней. Надеемся на поддержку государства, главное, чтобы не было банкротств. Если предприятия будут работать, значит, мы сохраним деньги туристов. Они смогут ими воспользоваться, пусть и не сейчас», – отметила Гульмира Отаргалиева.

По оптимистическому сценарию, за время карантина уйдут с рынка 60% бизнеса в туристической отрасли, в худшем случае – до 80%. Туризм – на 90% женский бизнес. Многие в одиночку поднимают детей. Даже при открытии границ, беря во внимание низкую покупательскую способность основой части казахстанцев, данная сфера еще долго не сможет восстановиться, считают опрошенные inbusiness.kz турагентства.

В ВКО на внутренний туризм особо не рассчитывают

Тридцать туристических компаний Восточно-Казахстанской области обратились с письмом местный акимат, региональную Палату предпринимателей и в адрес президента, заявив о крайне сложной ситуации в сфере туризма, как по всей стране в целом, так и на территории ВКО. По их мнению, туристический рынок терпит значительные убытки, его деятельность практически остановилась. В качестве мер поддержки предлагается перечень послаблений.

«Освободить участников туристского рынка на 12 месяцев от выплаты КПН за 2019 год и других обязательных налогов и платежей в бюджет без начислений пени и штрафов. Освободить на тот же срок от уплаты пенсионных отчислений, подоходного налога и взносов на обязательное медицинское страхование. Отсрочить платежи по кредитам без начислений пени и штрафов на 12 месяцев для юридических лиц, основным видом деятельности которых является туризм, а также физических лиц, занятых в сфере туризма», – и это далеко не полный список предлагаемых к принятию мер.

Пока в правительстве не дошли руки до данной сферы бизнеса, руководитель туристической фирмы Limpopo Travel Мария Русина из Усть-Каменогорска сообщила inbusiness.kz, что с 1 апреля вынуждена была отправить в отпуск без содержания восемь сотрудников.

«Буду подавать заявку, чтобы им выплачивали минимальную зарплату. Уже месяц работы никакой нет. При этом я должна заплатить людям за отработанный период, налоги, аренду помещения. Эта нагрузка ложится на бизнес. Прогнозы не радуют, т. к. сфера туризма на сегодняшний день пострадала, наверное, больше всех. Она первой почувствовала на себе мощный экономический удар», – отмечает предпринимательница.

К слову, все предложения областных ассоциаций туризма, поступившие в региональные палаты предпринимателей, отправлены в головной офис «Атамекена», и уже там они будут предлагаться для рассмотрения депутатам мажилиса парламента.

«На сегодня мы помогаем в решении насущных вопросов, не терпящих отлагательства. Например, выплата минимальной заработной платы сотрудникам турфирм, отправленным в отпуск без содержания. На сегодня уже 36 заявок одобрено», – сообщил inbusiness.kz представитель региональной ПП Павлодарской области Амир Баисов.

Кроме того, бизнес получил кредитные каникулы на 90 дней. Индивидуальным предпринимателям и субъектам малого и среднего бизнеса предоставят отсрочки платежей по кредитам, включая основной долг и вознаграждение. Данный процесс запущен. Получили турфирмы и освобождение от налога на имущество до конца года. К сожалению, в большинстве случаев помещения в аренде.

Марина Попова

Как авиаперевозчики справляются с тем, что натворил коронавирус

Из-за коронавируса авиарынок «рухнул». Самолеты не летают, билеты не продаются, пассажиры грозят исками.

02 Апрель 2020 11:44 2494

Как авиаперевозчики справляются с тем, что натворил коронавирус

Фото: rbc.ru

16 марта границы Казахстана оказались закрытыми и авиасообщение остановилось – только спецрейсы эвакуировали казахстанцев из разных стран мира, чтобы защитить людей от заражения коронавирусом. К такому развитию событий никто готов не был. Пандемия COVID-19 обернулась туррынку многомиллионными потерями. Индустрия турбизнеса готовится к череде банкротств.

«Клиенты обоснованно отменяют свои поездки и требуют возврата своих денег. Авиакомпании не могут вернуть деньги туроператорам, потому что внесли предоплату за авиатопливо и за техническое обслуживание воздушных судов», – написала на своей странице в Facebook председатель фонда «Туристік Қамқор» Инна Рей.

Беспрецедентный объем запросов

В авиакомпаниях говорят, что можно поменять дату вылета или вернуть деньги за билет.

«Мы понимаем, что в настоящее время вы испытываете сложности с изменением или отменой своих поездок, – говорится в опубликованном на сайте Air Astana обращении президента авиакомпании Питера Фостера. – Мы рассчитывали перевезти 500 000 пассажиров только в марте этого года».

На фоне режима ЧП Air Astana ежедневно получает сотни тысяч обращений. Как уверяет Питер Фостер, сотрудники колл-центра и офисов по продаже билетов стараются максимально оперативно все обработать, но объемы запросов беспрецедентны. И с этим столкнулись все авиакомпании мира.

«Время обработки запросов отнимает дольше времени, чем обычно. Поэтому мы понимаем ваше разочарование, но просим всех клиентов отнестись с терпением и пониманием. За все 18 лет не было случая, чтобы Air Astana не выполнила свои обязательства перед клиентами. И это останется неизменным», – уверяет президент авиакомпании.

Но правда в том, что пассажирам, которым не повезло купить билет в самый пик пандемии, вернуть назад деньги, может, и не получится.

Худшее время: возвраты, убытки, иски

Убытки из-за режима ЧП авиаперевозчики несут, конечно, огромные. И вернуть деньги всем требующим возврата пассажирам они не могут.

«Air Astana вернет полную сумму за билеты, включая и невозвратные, за рейсы, которые пришлось отменить до 15 апреля», – сообщил менеджер по корпоративным коммуникациям авиакомпании Тлек Абдрахимов.

Но здесь есть один нюанс. На сайте авиакомпании SCAT, в частности, сообщается следующее:

«Авиакомпания будет готова начать выплату возвратов после возобновления авиасообщения по РК и за ее пределы, а по возможности и раньше».

Если власти продлят ограничительные меры, то несостоявшиеся пассажиры в лучшем случае смогут очень нескоро получить назад деньги, уплаченные за билет. При худшем развитии событий возврата может не быть вообще. Это, в общем-то, подтвердили и в объединенных онлайн-сервисах по бронированию билетов Aviata и Chocotravel.

«В обычное некризисное время возвраты осуществляются за счет средств от продажи билетов. Например, в один день от определенной компании продается сто авиабилетов, делается три возврата, мы вычитаем эти возвраты из суммы выручки и оставшуюся сумму перечисляем в авиакомпанию», – рассказал корреспонденту inbusiness.kz Николай Мазенцев, СЕО компаний Aviata и Chocotravel.

Как рассказал Мазенцев, в нынешней ситуации, когда все рейсы по Казахстану отменены, возвратов гораздо больше. Перевозчики сейчас столкнулись с непростой ситуацией: у них нет продаж на будущие рейсы, плюс теперь им нужно осуществлять возвраты по всем направлениям всем клиентам. Изначально у ряда авиакомпаний была политика – они делали возвраты не деньгами, а ваучерами. Ваучер – это аналог стоимости билета, на который в будущем можно приобрести билет или получить скидку у компании. Это вызвало большую волну негатива от клиентов, поэтому авиакомпании решили возвращать стоимость билетов деньгами.

«Теперь уже не мы перечисляем деньги в компании, а они нам. Такая же схема работает и с билетами на ж/д направление. Мы работаем с КТЖ через компанию-посредника Instant Payment, которая помогает нам проводить все возвраты, – говорит СЕО Aviata и Chocotravel. – На данный момент многие авиакомпании должны перечислить нам большие суммы, чтобы мы в свою очередь вернули их клиентам. Мы согласовываем с компаниями график передачи средств, сейчас у нас уже есть внутренние отчеты по каждому перевозчику, чтобы понимать, какая компания уже осуществила возврат средств, а какая нет».

Процесс возврата непростой

Стоимость возврата – считается сумма возврата по правилам авиакомпании. В случае отмены рейса клиент, как правило, должен получить 100% возврат, несмотря на то, что все игроки туррынка несут расходы, связанные с оформлением, бронированием и прочим.

«Как проходит процесс возврата: клиенты обращаются к нам через личный кабинет с запросом на возврат, мы делаем расчет в зависимости от того, отменен рейс или клиенты просто хотят сдать билет на рейс, который пока не отменен. Тогда мы считаем возврат по правилам авиакомпании, потому что возможны какие-то штрафы. После того как клиент подтверждает сумму, мы осуществляем технический возврат и проверяем по реестру, поступили ли деньги от авиакомпании для возврата. Если нет, то заявка клиента отправляется в очередь по возврату», – продолжает Мазенцев.

Судя по комментариям в соцсетях, подавляющему большинству несостоявшихся пассажиров вернуть деньги за авиабилеты пока не получается. Некоторые клиенты уже даже отправляли свои досудебные претензии к Chocotravel и Aviata.

«Мы стараемся делать возвраты по расписанию, и они забирали претензии, поэтому в суд никто на нас не подавал. Сейчас многие клиенты обращаются по поводу возвратов, мы просим их проявить терпение – мир столкнулся с беспрецедентной ситуацией, когда все рейсы попросту отменены, а авиакомпании не могут осуществить возвраты всем сразу», – говорят в онлайн-сервисах по бронированию билетов.

Между тем глава группы компаний Chocofamily Рамиль Мухоряпов во время онлайн-конференции с блогером Алишером Еликбаевым в Instagram, заявил, что, по его ожиданиям, авиакомпаниям понадобится около двух-трех месяцев, чтобы восстановиться после режима ЧП.

Катерина Клеменкова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: