В минувшие выходные в самом сердце Казахстана, в урочище Улытау (Карагандинская область), где некогда ханы трех казахских жузов приняли историческое решение забыть все распри и объединиться, чтобы противостоять внешним врагам, обсудили вопрос развития отечественного туризма.
Сюда для участия в международном форуме "Улытау-2019" слетелись со всего мира уважаемые эксперты, чтобы еще раз подтвердить, что намерения казахстанских властей развивать эту сферу верны и очень многообещающи.
В память о Чингисхане и Джучи-хане
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, также принявший участие в работе мероприятия, поставил перед Правительством задачу превратить Улытау в центр этнографического туризма международного уровня.
"Сегодня многие наши соотечественники и зарубежная общественность не знают о том, что в нашей стране находится мавзолей Джучи-хана. Наш долг – быть верным заветам предков. Поэтому мы обязаны отдать дань памяти основателю Золотой Орды Джучи-хану", – сказал Токаев, выступая на форуме.
Он считает, что Улытау должен стать центром этнографического туризма международного уровня. И дал еще одно поручение – создать Университет туризма, где будут готовить квалифицированные кадры для отрасли.
Идея о развитии туризма в Казахстане не нова. Ради этого два года назад Правительством была создана национальная компания "Казахтуризм" с немалым бюджетом.
Однако особых успехов мы не видим. Большого потока туристов, а с ними и иностранной валюты как не было, так и нет. Не секрет, что имели место случаи, когда алчность столичных таксистов сводила на нет все финансовые и физические усилия, предпринятые властями по привлечению иностранных туристов (об этом СМИ писали не раз. – Прим. автора).
Тем временем в соседнем Узбекистане новое руководство этой республики уже заметно преуспело в этом направлении. Судя по последним поручениям узбекского лидера Шавката Мирзиёева, Ташкент намерен активно использовать эту "золотоносную жилу" для создания новых рабочих мест, а также для притока инвестиций в экономику. Даже Монголия, где аналогичный Казахстану суровый климат и мало дорог, сумела стать очень привлекательным местом для иностранных туристов.
По информации и. о. постоянного координатора ООН, постоянного представителя ПРООН Якупа Бериша, эти солидные международные структуры совместно с фондом "Даму" запустили первый этап программы по микрофинансированию проектов на сумму 75 миллионов тенге для сельских жителей по продвижению эко- и этнотуризма. Почему же в Казахстане, несмотря на немалые финансовые вливания, нет ожидаемого результата?
Зачем нужен туризм?
Прежде чем ответить на предыдущий вопрос, попытаемся понять, зачем нефтедобывающему Казахстану, недра которого полны полезными ископаемыми, нужен туризм? Весомые доводы на этот счет предоставила на форуме эксперт по развитию Шелкового пути Всемирной туристической организации (ЮНВТО) Алла Пересолова.
По данным исследований ЮНВТО, туризм – это самая наиболее динамичная деятельность в мире, где годовой оборот составляет 1,7 триллиона долларов.
"Туризм сегодня – это единственный сектор мировой экономики, который развивается поступательно последовательно и активно, несмотря на мировые экономические кризисы. Туризм приносит любой стране хорошую прибыль", – сказала г-жа Пересолова.
По ее информации, сегодня туризм активно развивается по всему миру. Около 1,4 миллиарда пересечений туристами границ разных стран было зафиксировано по итогам прошлого года. Это на 6% выше, чем в 2017 году.
"Туризм сегодня развивается быстрее, чем мы ожидаем. В ближайшие два года количество пересечений границ туристами превысит отметку в два миллиарда человек", – добавила г-жа Пересолова.
При этом, по ее информации, сегодня заметно поменялись приоритеты туристов. Они не желают проводить много времени в автобусах, чтобы увидеть исторические места, а предпочитают общаться с местным населением, знакомиться с национальным колоритом, иным укладом жизни, попробовать местную кухню. Современные путешественники ищут эмоции, человеческие ценности.
Великий Шелковый путь – золотая жила для Казахстана
Сегодня большие перспективы открывает для стран Центральной Азии, Ирана и Афганистана такой межстрановой проект, как возрождение Великого Шелкового пути. Согласно исследованиям Всемирной туристической организации, проанализировавшим около 300 тысяч блогеров, дискуссии об этом проекте в социальных сетях занимают около 30%.
Великий Шелковый путь в последние годы стал серьезной мотивацией для потенциальных путешественников. Так, согласно анализу ЮНВТО, 61% людей хотят увидеть древние города вдоль Шелкового пути; 58% туристов хотят посетить места, вошедшие в список Глобального наследия ЮНЕСКО; 44% людей хотят попробовать местную кухню стран, расположенных вдоль Шелкового пути; 39% – принять участие в национальных праздниках.
Словом, гастрономический туризм стал еще одним важным трендом современного туризма. Что касается национальных праздников и фестивалей, то необходимо, чтобы они вошли в перечень Всемирной туристической организации. Очень важно, чтобы они проводились в одну и ту же дату и каждый год. Это поможет туроператорам заранее включить в предлагаемый туристам пакет эту информацию.
"Казахстану повезло – вы сидите на золотой жиле, которая называется Великим Шелковым путем. Этот важный для истории человечества маршрут сегодня может стать мировым брендом, который сможет в ближайшее время конкурировать с ведущими мировыми брендами", – резюмировала представитель ЮНВТО.
Эх, дороги… пыль да туман…
Тем временем, несмотря на сложившиеся тенденции и выгоду от туризма, в Казахстане, по мнению отечественных специалистов, еще многое предстоит сделать, чтобы эта отрасль стала приносить реальную весомую прибыль.
О проблемах организации этнотуров в тот же Улытау, на которую намерен сделать ставку глава государства, рассказал на форуме руководитель историко-географического общества "Авалон" Виталий Шуптар.
"Какие барьеры стоят на пути развития туризма в Улытау и делают его дорогим либо очень неудобным в плане логистики? Первое – это инфраструктура, а именно нехватка небольших отелей и точек питания", – сказал г- н Шуптар.
Он считает, что местные власти должны вложить средства в строительство гостевых домов, юрт, небольших гостиниц в селах в районе Улытау. Пока же туристов, изъявивших посетить мавзолей того же Джучи-хана, приходится размещать в гостиницах в Жезгазгане, и оттуда им добираться до Улытау, где увидеть памятники старины можно, ночуя в палатках. Но не все туристы к этому готовы.
"Вторая проблема – качество наших дорог. Единственный путь, чтобы доехать до Жезгазгана – это дорога с Караганды. Со стороны Аркалыка или Кызылорды дорожные покрытия не выдерживают никакой критики. Тут можно разбить машину… Вдобавок нет регулярного транспортного сообщения между селами в самом Улытау", – констатировал г-н Шуптар.
По его словам, еще одна проблема – это отсутствие у местного населения интереса к постоянной работе с туристами. В степи испокон веков особое отношение к гостю, но отсутствует коммерческий подход.
"Нам нужно менять мышление у местного населения. С туристами надо работать на регулярной основе. Это работа местных органов власти. На отдаленных зимовках нам удалось организовать для туристов, желающих живого общения с местным населением, туры. Однако зимовки расположены далеко, нет сотовой связи, и заранее забронировать проживание и питание нам не удавалось. В межсезонье к тому же невозможно добраться до сел", – перечислил остальные проблемы глава "Авалона".
Он привел в пример опыт соседнего Узбекистана, где возле полуразрушенных памятников старины или мавзолеев установили масштабные копии этих объектов или старинных городов. Это помогает туристам лучше понять и воспринимать нашу историю.
"Мы пытаемся увязать туры в Улытау с мировой историей. Например, когда рассказываем о великом казахском батыре, то для туриста из США и Великобритании это ничего не значит. В Улытау на нашу удачу есть места, связанные с хромым Тимуром, с Чингисханом. Эти бренды известны и хорошо продаются", – рассказал Шуптар.
Однако никакие бренды не помогут, если местные власти не решат еще одну важную и элементарную проблему, как отсутствие чистых общественных туалетов.
Ни возле одного из мавзолеев в Улытау, а расстояние между ними немалое, в десятки километров, нет даже деревянных туалетов. Вряд ли невысокие кустарники и полынь в бескрайней степи могут стать для туристов хорошей альтернативой нормальным туалетам.
Берем с Монголии пример
В то же время в Монголии, где, как и в Казахстане, широкая степь и не так развита инфраструктура, туризм развивается очень даже успешно. Рост потоков туристов здесь составляет 10% в год. Это самый высокий показатель в мире.
"В год к нам приезжает свыше 530 тысяч иностранных туристов. По сравнению с другими странами показатель, казалось бы, не большой, но интерес к нашей стране растет год от года", – сказал в интервью inbusiness.kz председатель Центра устойчивого развития туризма Монголии Гансух Дамба.
По его словам, успех развития туризма в его стране, где нет теплого моря и суровый климат, в синхронной работе участников этой сферы.
"Секрет кроется в грамотном сотрудничестве государства, местных властей, туристических организаций с местным населением – коечниками. Государство занимается созданием нужной инфраструктуры, туристические организации – промоакцией, местные власти – работой с населением по организации питания", – рассказал г-н Дамба.
Кстати, выступая на международном форуме "Улытау-2019", Касым-Жомарт Токаев сказал, что в Казахстане число въездных посетителей должно вырасти до девяти миллионов, а внутренних туристов – до восьми миллионов человек, число занятых в этой сфере людей следует довести до 650 тысяч человек
"Нами принята отраслевая госпрограмма. Ее полная реализация позволит увеличить долю туризма в ВВП до 8%", – резюмировал Президент.
Кульпаш Конырова