Казахстан готовит крупную сделку в Бразилии

258

Евразийская группа на финишной прямой по выходу из своего бразильского проекта – определены два потенциальных покупателя.

Казахстан готовит крупную сделку в Бразилии Фото: parlam.kz

После многих лет стагнации вокруг крупного инфраструктурного проекта в Бразилии вновь активизировались переговоры. Контролируемая казахстанской Eurasian Resources Group (ERG) компания Bahia Mineração (Bamin) может сменить владельца: на актив претендуют сразу два потенциальных покупателя — консорциум во главе с Vale и Brazil Iron. Однако каждый из вариантов сопряжен с финансовыми и регуляторными рисками, а также требует значительной координации с государственными органами Бразилии, пишет бразильская Valor International, передает inbusiness.kz.

Две линии переговоров

Согласно источникам, близким к переговорам, федеральное правительство Бразилии и горнодобывающий гигант Vale прорабатывают схему совместного участия в проекте. Рассматривается консорциум с участием инвестиционного подразделения Бразильского банка развития (BNDESPar) и частных структур, включая Cedro Participações. Не исключается привлечение государственных средств для частичного финансирования сделки.

Параллельно Brazil Iron подписала с Bamin соглашение о конфиденциальности и, по данным источников, уже направила официальное предложение контролирующему акционеру — ERG.

Для ERG продажа Bamin рассматривается как ключевой шаг к разблокировке всего инфраструктурного комплекса в штате Баия, который оценивается в более чем 30 млрд реалов (около 5,3 млрд долларов США). В него входят рудник Pedra de Ferro в Каэтите, первый участок Западно-Восточной интеграционной железной дороги (Fiol 1) и порт Porto Sul в городе Ильеус.

Долгосрочный и капиталоемкий проект

Проект Bamin на протяжении многих лет остается одним из самых сложных в бразильском горнодобывающем секторе. Он требует масштабных инвестиций и отличается крайне длительным сроком окупаемости. Многие аналитики инфраструктурного рынка с момента появления Bamin выражали сомнения в его экономической реализуемости.

Предварительная оценка возможной сделки с консорциумом Vale составляет около 500 млн долларов. Однако до начала конкретных переговоров стороны пока не дошли. Основные усилия сейчас направлены на поиск источников финансирования и выработку приемлемой структуры сделки.

По сведениям источников, обсуждается возможность использования части средств, предусмотренных в соглашении между министерством транспорта Бразилии и Vale о ренеготиации железнодорожных концессий, для финансирования Fiol. Государственные инвестиции могут быть направлены как через BNDESPar, так и напрямую в инфраструктурную концессию.

Государственные и частные доли

Среди рассматриваемых сценариев — приобретение BNDESPar доли около 20%, при этом власти подчеркивают стремление минимизировать объем участия госкапитала. Компания Cedro Participações может получить до 30% акций и уже ведет переговоры с иностранными инвесторами. Не исключено, что к проекту присоединятся и другие частные структуры.

Несмотря на активные консультации, источники в отрасли отмечают, что решение по консорциуму в ближайшие месяцы ожидать не стоит. Компании проводят экономическую оценку проекта, а финальные выводы, по прогнозам, будут сделаны не ранее второй половины 2025 года.

На другом направлении переговоров Brazil Iron уже представила ERG свое предложение. По данным близких к ситуации источников, оценка компании соответствует ожиданиям ERG, однако официальный ответ от казахстанской группы пока не поступил.

ERG рассчитывает как минимум возвратить вложенные в Бразилию инвестиции — свыше 1 млрд долларов, не включая сумму, потраченную на первоначальную покупку активов в 2008-2010 годах.

Источники подтверждают, что Brazil Iron получила доступ к данным проекта и провела due diligence.

"Инвестиции колоссальные, но компания тщательно изучила проект и сочла, что он может органично вписаться в ее операционную модель", — говорит один из собеседников.

При этом главный вопрос к британской компании — ее финансовая устойчивость. По имеющимся сведениям, Brazil Iron не намерена реализовывать сделку в одиночку: модель предполагает создание партнерства с иностранными инвесторами, среди которых могут быть как финансовые, так и операционные игроки.

Инфраструктурные обязательства Bamin

Компания Bamin в 2021 году выиграла тендер на строительство и эксплуатацию первого участка железной дороги Fiol и взяла на себя обязательство завершить проект. Конкурс тогда не привлек других участников, что отражало масштаб и сложность задачи. Строительные работы фактически стартовали лишь в 2023 году и, по данным наблюдателей, продвигаются медленнее запланированного.

Не меньший вызов представляет и проект порта Porto Sul в Ильеусе, который, по сути, необходимо начинать "с нуля".
Если сделка по смене контроля над Bamin состоится, новому владельцу предстоит пересмотреть условия концессии Fiol с правительством, чтобы урегулировать существующие регуляторные обязательства компании. Представители бразильского минтранса отмечают, что обсуждение подобных изменений возможно, но только при участии нового стратегического инвестора.

Для федеральных властей Бразилии судьба Bamin имеет стратегическое значение. Продажа и последующее возобновление проекта позволят разблокировать запуск нового железнодорожного коридора, соединяющего Центрально-Западный регион с побережьем Баии.

Речь идет о планируемом конкурсе на концессию сразу двух направлений: участка Fico (Central-West Integration Railway) между городами Água Boa (штат Мату-Гросу) и Mara Rosa (Гояс), а также продолжения Fiol от Mara Rosa до Каэтите. Общий объем инвестиций оценивается примерно в 29 млрд реалов. Правительство намерено объявить тендер до сентября, однако без порта в Ильеусе и завершения участка Fiol дальнейшее развитие проекта теряет смысл.

Комментарии сторон

В официальном ответе Eurasian Resources Group подтвердила, что "продолжает поиск инвесторов для проекта Bamin", и подчеркнула, что нарушений действующих контрактов нет. При этом в компании отказались комментировать возможные переговоры или интерес со стороны других участников рынка.

Министерство транспорта и банк развития BNDES комментариев не предоставили. В Vale заявили, что "все решения о распределении капитала принимаются после тщательной оценки". Представители Cedro Participações и Brazil Iron также оставили запросы без ответа.

Читайте по теме:

Китайские и арабские инвесторы могут войти в бразильский "проект" ERG

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться