Такой прогноз озвучили предприниматели на пресс-конференции в Казахстанском пресс-клубе. Компании из торговли, логистики, услуг, строительства, креативных индустрий и МСБ выступили против предлагаемых поправок в B2B — ограничений на взаимозачет и фактического запрета работы с ИП на упрощенке. По словам бизнеса, предлагаемые поправки могут привести к массовым закрытиям ИП, уходу людей в неформальную занятость и росту безработицы уже в 2026 году. Об этом сообщает корреспондент inbusiness.kz.
Государство требует равного доступа, но само его закрывает
Зампред правления Союза торговых сетей РК Эльбеги Абдиев отметил, что сегодняшняя модель допуска поставщиков в ретейл держится именно на упрощенной системе налогообложения. По закону торговые сети обязаны обеспечивать равный доступ поставщикам вне зависимости от масштаба их бизнеса, а за нарушение предусмотрена административная ответственность.
Абдиев Эльбеги отметил, что предлагаемые ограничения создают серьезный барьер для развития малых предприятий в Казахстане. По его словам, торговые сети выживут, ассортимент, возможно, сократится, но критичных последствий для крупных игроков не будет. Однако это не означает, подчеркнул он, что малому бизнесу можно закрывать доступ к работе с крупными компаниями и торговыми сетями, поскольку именно эта прослойка пострадает сильнее всего.
Пойдет массовый отток в Кыргызстан и Узбекистан
Директор инкубатора Born Nomad и председатель Альянса креативных индустрий Казахстана Айка Алеми отметила, что сферы кино, музыка, дизайн, архитектура, реклама, искусство и другие креативные отрасли практически полностью состоят из ИП и самозанятых. Их вклад в ВВП составляет 2-3%, а в развитых странах достигает 10%.
"И мы знаем, что сегодня микро-, малый и средний бизнес – где-то его вклад в ВВП около 40%, и около 2 млн 300 тыс. субъектов микро-, малого и среднего бизнеса, зарегистрированных в Казахстане, активны из них 2 млн и 1 млн. И это сопоставимо с показателями, которые сейчас есть в продвинутых развитых и продвинутых развивающихся странах. Это стало возможным именно потому, что был введен упрощенный режим налогообложения. Именно это позволило малому, среднему и микробизнесу не вести учет, не вести упрощенные книги и сфокусироваться на бизнесе. Потому что иногда в этом ИП работают один-два человека, то есть держать штат, который ведет весь этот налоговый учет, нереалистично", – сказала спикер.
Айка Алеми отметила, что упрощенный режим налогообложения стал основой развития креативных индустрий, где большинство специалистов — мобилографы, дизайнеры, кинематографисты, рекламщики — работают как ИП или самозанятые. По ее словам, предлагаемые ограничения фактически лишают их возможности вести бизнес: часть уже переносит свою деятельность в Кыргызстан и Узбекистан, другие готовятся закрывать ИП и уходить в неформальную занятость.
Она подчеркнула, что представители креативных профессий могут работать из любой точки мира, поэтому риск утечки кадров особенно высок. В условиях низких доходов населения и высокой закредитованности рост налоговой нагрузки только ускорит отток предпринимателей.
"Поэтому сотни тысяч предпринимателей против этого, и рекламная индустрия, и индустрия дизайнеров, и кинодеятелей, и театральных деятелей – все субъекты, 144 тыс., кто работает в кредитной индустрии, никто не согласен с этой мерой", – сказала Айка Алеми.
Безработица начнется к лету 2026 года
Председатель межотраслевого совета деловых женщин Палаты предпринимателей Алматы Жанара Жакупова заявила, что последствия реформы могут проявиться уже через полгода после ее запуска.
"Запомните мои слова: безработица начнется к лету 2026 года, если ничего не поменяется. Еще где-то полгода бизнес будет пытаться выжить, массовые закрытия начнутся в июне-июле следующего года. Налоги в 5 трлн тенге по итогам 2026 года соберут. В 2009 году мы уже проживали такой кризис. Все прелести сегодняшней реформы мы вкусим в 2027 году. Для меня не понятно, как потом разруливать уже сложившуюся безработицу, ушедшие компании. Будут социальные последствия. Вы сейчас, к примеру, зарабатываете 500 тыс. тенге, а со следующего года будете получать 300 тыс. тенге. При этом вы не просто упадете в деньгах, а еще и цены поднимутся. Представьте, насколько уменьшится ваш уровень жизни", – отметила она.
CEO "Экстремальная Атлетика" Тимур Артюхин отметил, что предлагаемые поправки напрямую ударят по проектным бизнесам, таким как ивент-индустрия. По его словам, компаниям, которые работают на стыке крупного, среднего и микробизнеса, жизненно важно привлекать специалистов на разовые проекты — ведущих, фотографов, дизайнеров, маркетологов. В новых условиях работать с такими ИП станет невозможно, что автоматически вырезает микробизнес из цепочек поставок.

Он подчеркнул, что это приведет к монополизации: крупные игроки, работающие с НДС, сохранят доступ к рынку, а малым ИП просто некуда будет войти. Он добавил, что уже получает обращения от подрядчиков, которые не понимают, смогут ли сотрудничать с компанией дальше, ведь их расходы теперь нельзя будет отнести на вычеты.
"Весь микробизнес, который теперь, если хочет работать с крупным бизнесом, должен перейти на общеустановленный режим. Это означает, что они должны себе в штат взять бухгалтеров. Первый вопрос: где мы в стране столько бухгалтеров найдем? Появятся недостаточно квалифицированные бухгалтера, что приведет к ошибкам в сдаче отчетности. Все знают, что по упрощенному режиму два раза нажал на экране, от прибыли тебе во всех почтовых банковских приложениях налоги высчитал – все, вопрос закрылся. А когда ты на общеустановленном режиме, такое невозможно сделать, тебе нужен бухгалтер", – заметил он.
Тимур Артюхин подчеркнул, что подобной ограничительной нормы нет ни в одной развитой стране. В Казахстане же это приведет к фактическому запрету на работу с упрощенкой: компании будут платить до 36% дополнительных налогов сверху, а упрощенец — еще свои 2-3%. Это, по его словам, создает двойное налогообложение и полностью ломает конкурентные условия для мелкого бизнеса.
Читайте по теме:
Бизнесу Алматы сохранили ставку налога: какую цену заплатит за это бюджет