RU KZ
Казахстан может ввести квоты на экспорт бензина

Казахстан может ввести квоты на экспорт бензина

18:03 29 Июнь 2017 4861

Казахстан может ввести квоты на экспорт бензина

Автор:

Элина Гринштейн

При всем положительном эффекте модернизации НПЗ новые вызовы неизбежны.

Основными рынками сбыта для казахстанского топлива могут стать Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Афганистан, считает редактор издания «Argus Рынок Каспия» Рауф Гусейнов. Он также не исключает вероятности того, что долго Казахстану носить статус экспортера топлива не придется.

«Уже к 2020 году рост потребления бензина в Казахстане может превысить объемы производства на фоне увеличения автомобильных перевозок, что вновь потребует от властей введения ограничения на его экспорт. На этом фоне правительство может вновь вернуться к практике квотирования экспортных поставок, которая применялась в 2011 и 2013 годах, когда экспортные квоты на отгрузки излишков бензина АИ-80 и дизтоплива распределялись между несколькими крупными компаниями. В обоих случаях основные объемы продукта отгружались в Афганистан», – сказал эксперт в рамках проходящей в Алматы 28-29 июня международной конференции «Argus. Нефтегазовый рынок Казахстана и Центральной Азии – 2017».

О том, что минэнерго, скорее всего, разработает график поставок топлива по квотам, упомянул и генеральный директор ассоциации Kazenergy Болат Акчулаков. Он отметил, что модернизация заводов потребовала больших денежных вливаний, «отбить» которые поможет именно экспорт производимых нефтепродуктов.

Но пока, напомним, Казахстан крайне зависим от импортных поставок ГСМ, в частности из России. По словам г-на Гусейнова, уже в I квартале текущего года на долю импортных отгрузок всех видов бензина в Казахстане пришлось 23% от общего объема потребления. Напомним, ранее министр энергетики Канат Бозумбаев неоднократно говорил о том, что в среднем Казахстан зависит от импорта бензина на 30%.

Более критично, по мнению г-на Гусейнова, ситуация обстоит с авиационным керосином. Поскольку в настоящее время единственным его производителем является Шымкентский нефтеперерабатывающий завод, а Павлодарский завод не может производить авиатопливо, исходя из качества поступающей на него российской нефти, импорт керосина в Казахстан составляет 60% от объема потребления.

«Как ожидается, все изменится в лучшую сторону после завершения программы модернизации заводов в 2017-2018 годах», – уверен эксперт.

Напомним, по планам минэнерго, Атырауский нефтеперерабатывающий завод (АНПЗ) и Павлодарский нефтехимический завод (ПНХЗ) должны быть введены в эксплуатацию уже в этом году, а Шымкентский НПЗ – в 2018 году. Однако после этого может возникнуть еще одна серьезная проблема – вопрос загрузки заводов сырьем.

«Напомним, что акционеры крупных нефтедобывающих проектов не имеют обязательств по поставкам на местные НПЗ, а добыча на большинстве других месторождений снижается. Эти обстоятельства приведут к активному поиску альтернативных источников поставок и появлению новых схем замещения наподобие существующей программы поставок части транзитной российской нефти на Павлодарский НПЗ с последующим замещением этих объемов за счет кумкольского сорта», – поделился своим мнением г-н Гусейнов.

Еще один аспект, о котором говорили эксперты, заключается в том, что остро стоящая проблема перетоков топлива внутри стран Таможенного союза после модернизации заводов не исчезнет. Рауф Гусейнов ожидает, что, несмотря на прогнозируемое сокращение импортных поставок ГСМ из России ввиду достижения насыщения внутреннего рынка Казахстана, некоторым поставщикам, которые располагают заводами вблизи границы, все же удастся частично сохранить свои позиции на рынке РК за счет поставок в приграничные области.

Болат Акчулаков также разделил мнение коллеги по этому вопросу, добавив, что цены на топливо в России даже в случае прекращения импорта все равно продолжат влиять на ценообразование в Казахстане именно из-за отсутствия таможенных границ.

«Это свободный рынок, и перетоки будут. Поэтому в этом плане мое личное мнение – мы будем менять ценовую политику», – резюмировал гендиректор Kazenergy.

Напомним, из-за большой разницы между ценами на дизельное топливо (ДТ) в Казахстане и соседних странах в приграничных территориях регулярно происходят перетоки ДТ, приводящие к его дефициту. Для борьбы со сложившейся ситуацией с 1 июня текущего года правительство увеличило акциз на дизтопливо производства казахстанских НПЗ с 540 тенге до 9300 тенге за тонну. Ранее в августе 2016 года было также произведено дерегулирование цен на ДТ.

В 2015 году по причине перетоков ГСМ было отменено государственное регулирование цен на бензин АИ-92/93. В 2017 году планировалось принять решение и о дерегулировании цен на бензин марки АИ-80 – на сегодняшний день только он входит в перечень нефтепродуктов, на которые устанавливается государственное регулирование цен.

По прогнозам министерства энергетики после завершения модернизации трех НПЗ объем переработки нефти в стране вырастет с текущих 14,5 млн тонн до 17,5 млн тонн. При этом увеличится производство светлых нефтепродуктов, которые будут соответствовать четвертому и пятому экологическим классам, но снизится выпуск мазута, а производство бензина АИ-80 может полностью прекратиться.

Элина Гринштейн