Во вторник, 4 июля, в Астане стартовал очередной, пятый раунд Астанинского процесса. Для участия в переговорах прибыли все стороны, и министерство иностранных дел Казахстана рассчитывает, что переговоры завершатся конкретным результатом.
"Все итоговые документы, если они будут согласованы странами гарантами, их содержание будет в основном связано с реализацией меморандума о создании четырех зон деэскалации", - заявил журналистам министр иностранных дел РК Кайрат Абдрахманов.
В первый день переговоры идут в двустороннем формате, на второй день планируется пленарное заседание. По информации главы внешнеполитического ведомства Казахстана, в столицу уже прибыли 9 представителей вооруженной сирийской оппозиции, и они также находятся на переговорах. Немаловажно и участие спецпосланника ООН по урегулированию сирийского конфликта Стаффана де Мистура, который также находится в Астане.
Впрочем, основное ожидание связано, разумеется, с итоговым результатом переговоров. "Прежде всего речь идет о том, как реализовать тот меморандум о создании четырех зон деэскалации, который был подписан странами-гарантами (Российской Федерацией, Турецкой Республикой, Исламской Республикой Иран) во время предыдущей майской встречи, - отметил господин Абдрахманов. - Безусловно, в плане реализации этого меморандума ключевое значение имеют такие вопросы, как определение самих границ этих зон, а также (это прежде всего конечно же касается стран-гарантов), определение и обсуждение между ними вопроса о контроле над функционированием этих зон деэскалации. В меморандуме упомянуто о том, что вдоль границ зон деэскалации должны быть установлены контрольно-пропускные пункты и наблюдательные пункты. Планируется также, как это было заявлено странами гарантами обсудить вопросы разминирования тех культурных объектов на территории Сирии, которые находятся под гарантией ЮНЕСКО, входят в список всемирного наследия этой международной организации".
Он также напомнил, что переговоры в рамках Астанинского процесса, прежде всего, идут между странами-гарантами - Россией, Турцией, Ираном. Заметив, что у каждой из этих стран есть "свои национальные интересы", министр подчеркнул важность именно астанинской инициативы, где вместе удается собрать на переговоры все заинтересованные стороны.
"Поэтому, когда та или иная сторона, когда речь идет о правительстве Сирийской Арабской Республики, вооруженной оппозиции, которая здесь представлена на площадке Астаны, когда они выражают свое мнение, несогласие с позицией той или иной стороны, это говорит о том, что идет активный переговорный процесс и создана площадка, на которой каждая из заинтересованных сторон имеет возможность открыто обсудить со странами гарантами все вопросы, представляющие для них жизненно важные интересы. (...) Астанинский процесс - это единственная на данный момент переговорная площадка, которая предоставляет всем заинтересованным сторонам равные условия при переговорах", - подчеркнул господин Абдрахманов.
Ранее сообщалось, что международная встреча высокого уровня по Сирии в рамках Астанинского процесса состоится 4-5 июля в Астане.
"Участники планируют обсудить ситуацию в Сирии, ход исполнения договоренностей, достигнутых по итогам предыдущих раундов переговоров в Астане, включая создание зон деэскалации на территории Сирии", – сообщила пресс-служба МИД РК 20 июня.
Ожидается, что страны – гаранты режима прекращения боевых действий – Иран, Россия и Турция в ходе очередной встречи рассмотрят документы, регламентирующие параметры зон деэскалации в Сирии для их последующего утверждения, а также обсудят вопросы обеспечения беспрепятственного гуманитарного доступа, восстановления объектов инфраструктуры в рамках меморандума о создании зон деэскалации в Сирии.
Как известно, предыдущая встреча высокого уровня по Сирии в рамках Астанинского процесса прошла 3-4 мая 2017 года в столице Казахстана. В переговорах наряду со странами-гарантами приняли участие делегации правительства Сирии и сирийской вооруженной оппозиции, а также высокие представители ООН, Иордании и США. Главным итогом встречи стало подписание странами-гарантами меморандума о создании зон деэскалации в Сирии, направленного на прекращение насилия, сохранение единства и территориальной целостности этой страны, а также политическое урегулирование конфликта.
Астанинский процесс является дополнительным каналом для урегулирования ситуации в Сирии. Как известно, основной площадкой, на которой собираются заинтересованные стороны, являются женевские переговоры под эгидой ООН.
Ирина Севостьянова