Не создаст ли энергетический кризис замена авто на электромобили?
Правительство делает все возможное, чтобы заменить автомобили с двигателем внутреннего сгорания на экологически чистый транспорт, сообщает inbusiness.kz.
Во-первых, с 2021 года электромобили освободили от утильсбора. Чтобы стимулировать рост количества экологически чистого транспорта.
Во-вторых, в прошлом году правительством утвержден десятилетний план развития национальной компании "КазАвтоЖол", согласно которому, в целях снижения выбросов и стимулирования экологически нейтрального транспорта получит развитие система станций зарядки электромобилей. Финансироваться это будет из государственной казны.
К тому же в целях выполнения международных обязательств Казахстана по декарбонизации экономики в республике разворачивается производство экологически чистого транспорта. С 2022 года на отечественных предприятиях ведется сборка электробусов и электромобилей. К примеру, акимат Алматы закупил 828 электрических и газовых автобусов. В результате общая доля экологически чистого общественного транспорта в мегаполисе составила 40%. В Астане тоже не отстают.
Также в стране рассматривается вопрос развития инфраструктуры для электрокаров. В крупных городах страны появятся бесплатные парковки.
Кстати, сейчас рассматривается законопроект о дополнениях к Кодексу об административных нарушениях. Если его примут, то водителей других автотранспортных средств будут штрафовать за оставление авто в местах, предназначенных для электромобилей.
В-пятых, завезенные из-за границы электромобили не облагаются таможенной пошлиной. В итоге состоятельные казахстанцы стремятся покупать роскошные модели Tesla, а со средним достатком – китайские Zeekr. Отметим, совет Евразийской экономической комиссии по настоянию Казахстана продлил тарифную льготу в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины в отношении электромобилей до 31 декабря 2025 года. В ЕАЭС пришли к выводу, что продление сроков поспобствует развитию рынка.
Индекс загрязнения снизится
По данным министерства экологии, благодаря снижению токсичных выбросов автотранспорта в атмосферу, замене общественного транспорта на экологически чистый вид, увеличению количества электромобилей к 2025 году индекс загрязненности воздуха в 10 городах страны удастся значительно уменьшить. С высокого уровня довести до среднего.
Кроме этого, от Казахстана этого требуют мировое сообщество, мировые организации. Таким образом, лет через 15 страна должна будет полностью отказаться от авто, работающих на бензине и дизеле. Поэтому государство готовится к этому.
На сегодня депутаты инициировали ряд законопроектов, которые направлены на популяризацию экологически чистого транспорта, развитие инфраструктуры. Пакет поправок в закон одобрен мажилисом.
"Китай планирует отказаться от бензиновых двигателей еще раньше, к 2030 году. К 2040 году отказаться от авто с двигателями внутреннего сгорания планируют Великобритания, Индия, Австрия, Польша, Канада, Турция, также мировые автопроизводители. Об этом они заявили на климатическом саммите в Глазго", – говорит мажилисмен Самат Мусабаев.
Казахстан не производит автомобильные двигатели. Поэтому если крупные мировые производители откажутся их выпускать и прекратят поставки, то страна попросту будет вынуждена перейти на электромобили, отмечает он.
Предприниматель, автоэксперт Андрей Логинов считает, что Казахстану массовый переход на электромобили может грозить энергетическим кризисом. Поэтому, продолжил он, не лишним будет рассмотреть вопрос строительства небольшого завода по производству двигателей внутреннего сгорания, используя зарубежные технологии. Потому что, по его мнению, военную технику точно не смогут в ближайшее время поменять на экологически чистый вид.
К слову, этот вопрос волнует и парламентариев.
"Количество электромобилей в нашей стране увеличивается. За последние годы выросло в 10 раз. Они требуют постоянной подзарядки. Уже сейчас на закрытых парковках, в частных домах активно устанавливаются зарядные станции. Достаточно ли будет мощи существующих электростанций, линий электропередачи, чтобы удовлетворить растущий спрос? Если все автомобилисты перейдут на электрокары, как это повлияет на энергосистему страны? Не возникнет ли энергетический кризис? Ни для кого не секрет, что электрические сети у нас и так изношены. Думаю, надо исходить из возможностей", – комментирует депутат мажилиса парламента РК Мархабат Жайымбетова.
Парк электромобилей растет
По данным национального бюро статистики, по состоянию на 1 декабря 2023 года количество зарегистрированных в Казахстане автомобилей составляет свыше 5,2 млн единиц. Из них 88% – легковые, 9,9% – грузовые, 2,1% – автобусы.
Из всех имеющихся автомобилей 8600 – электромобили.
По словам вице-министра энергетики Сунгата Есимханова, электромобили мало расходуют электроэнергию.
"В среднем их потребление по стране составило 20 млн киловатт-часов. В год Казахстан производит 112 млрд киловатт-часов электроэнергии. Так что даже если энергопотребление электромобилей вырастет в десять раз, то 200-300 млн киловатт-часов им будет достаточно", – сказал он.
По поводу станции быстрой зарядки вице-министр отметил, что в настоящее время установка зарядных подстанций на паркингах многоквартирных домов запрещена, и этот вопрос рассматривается вместе с министерством чрезвычайных ситуаций. Но без развития инфраструктуры на электромобили спрос не возрастет. На электрокаре, если не будет источников питания, дальний путь не преодолеешь.
Вице-министр заверил, что вопрос сети зарядных станций будет проработан. Развитие инфраструктуры предусмотрят в программах, инвестиционных проектах.
"Кладбище" автобусов
Тем временем, как сообщает tengrinews.kz, в южной столице готовятся заменить все автобусы с двигателем внутреннего сгорания.
Недавно в социальных сетях распространилось видео, на котором видно несколько десятков простаивающих автобусов. Мужчина за кадром говорит, что транспорт сравнительно новый, это видно по номерам, пишет издание. В ТОО "Алматыэлектротранс" агентству прокомментировали видео, сообщив, что в целях улучшения качества воздуха в Алматы принят план, в рамках которого предусмотрен переход от дизельного на электрические и газовые автобусы.
"В рамках проекта экологизации общественного транспорта в 2023 году в Алматы закуплено 600 новых автобусов на газовом топливе, а дизельные будут отправлены в регионы. Процесс не быстрый, понадобится время для этого. Поэтому эти автобусы и троллейбусы были перевезены на площадку временного хранения в селе Кайназар Алматинской области", – сказали в компании.
Всего там находится 75 троллейбусов 2012 года выпуска, 133 дизельных автобуса ЛиАЗ 2017-2018 годов выпуска, 60 "Газелей" 2016-2017 годов выпуска и 14 "ПАЗ" 2018 года выпуска.
Представители ТОО "Алматыэлектротранс" сообщили также, что автобусы перевозятся из села Жетыген на территорию склада временного хранения для подготовки к списанию и последующей продаже на аукционе.
Перевод Жанар Асылхановой
Читайте по теме:
Высокие цены и отсутствие инфраструктуры тормозят спрос на электромобили