По данным Нацбанка РК, в апреле общий объем переведенных через системы денежных переводов (СДП) средств составил ₸103,6 млрд. Это максимальное значение по крайней мере с начала 2017 г.
По сравнению с мартом объем отправленных средств вырос на 27,7%, или ₸22,4 млрд; по сравнению с апрелем 2021 г. – на 21,9%, или ₸18,6 млрд, сообщает inbusiness.kz со ссылкой на @DataHub_FCBK.
Впрочем, объем отправленных переводов за границу стабильно растет, так что нет ничего удивительного в том, что рекорд был обновлен.
А вот резкий рост объема полученных из-за рубежа средств удивляет. В апреле через СДП в Казахстан пришло около ₸52,5 млрд, что также является рекордным показателем.
За месяц объем отправленных в Казахстан переводов вырос более чем в 2 раза.
Для сравнения: за весь I квартал показатель составил ₸57,2 млрд.
Давайте разбираться
Отправленные средства за рубеж
Увеличение объемов переводов в апреле отмечается практически по всем основным направлениям. Исключение – Кыргызстан, куда в апреле ушло ₸9,9 млрд, тогда как в марте – ₸16,1 млрд.
Наибольший объем переводов ушел в Турцию – ₸25,7 млрд, что является новым рекордом (месяц назад – ₸24,2 млрд).
На втором месте – Узбекистан: рост с мартовских ₸15,7 млрд до ₸24,1 млрд (рост переводов имеет сезонный характер).
На третьем – Россия: рост с ₸12,6 млрд до ₸16,9 млрд.
Резкий рост переводов отмечается и в страны Кавказа.
В Грузию объем отправленных средств вырос за месяц в 2,5 раза (до ₸9,6 млрд – новый рекорд).
В Армению – в 6,6 разf (до ₸4,2 млрд – также новый максимум, но здесь нужно помнить о низких показателях марта).
И в Азербайджан – на 23,4% (до ₸1,6 млрд).
Переводы выросли и количественно: в апреле было осуществлено 256,3 тыс. транзакций, в то время как в марте – 167,7 тыс.
Однако средняя сумма одного перевода упала за месяц с ₸483,7 тыс. до ₸404 тыс. Следует учесть, что эти данные ориентировочные, так как Нацбанк публикует показатели с округлением до тысяч транзакций и миллионов тенге.
Самые большие переводы – в Грузию (около ₸2,3 млн), а самые маленькие – в Таджикистан – ₸118,8 тыс.
Что в этом всем самое "подозрительное"?
Пожалуй, сильный рост переводов в Грузию и Армению, ведь до февраля 2021 г. в статистике Нацбанка они даже не были выделены отдельной строкой.
Интерес вызывает именно в контексте масштабной релокации российских компаний в эти страны...
Переводы, отправленные в Казахстан
Их тоже рассмотрим в указанном выше контексте.
В первую очередь обращает на себя четырехкратный рост переводов из России – с ₸4,6 млрд в марте до ₸18,3 млрд в апреле. Это максимальный объем с июля 2018 года!
За предыдущие полгода (с октября 2021 г. по март 2022 г.) из России через СДП пришло ₸18,8 млрд. А тут практически столько же за один месяц.
Немногим менее бурный рост переводов отмечается и из США: ₸8,3 млрд в апреле против ₸3,7 млрд в марте. Нынешний показатель – абсолютный рекорд.
Как и в случае с переводами из еще одной страны – Германии: ₸3,3 млрд, что на 76% больше, чем в марте, и в 2 раза больше, чем в апреле 2021 г.
Как никогда много средств пришло из Турции (₸1,9 млрд), ОАЭ (₸475,1 млн) и Франции (₸478,3 млн).
Объем переводов из Кореи (₸5,9 млрд) оказался на максимуме с августа 2019 г.
Рекордным оказался и объем средств, отправленных в Казахстан из Кыргызстана (почти ₸5 млрд).
Как-то многовато рекордов…
С чем это может быть связано?
Если посмотреть исторически, то объемы переводов из России стали падать весной 2019 года, после того как Центробанк РФ, введя лимиты, усилил контроль за ними.
После этого показатели переводов через СДП стабильно падали: видимо, выбор пал в пользу альтернативных вариантов. И вот эти альтернативы и могли накрыться медным тазом весной после введения санкций (например, на банковские денежные переводы могли повлиять проблемы "дочек" российских банков).
Но тут есть один момент. Сумма переводов из России выросла в 4 раза! А количество транзакций – в 2.
Соответственно, средний денежный перевод вдруг вырос вдвое: с мартовских ₸127 тыс. (это обычный показатель за последние 2 года) до апрельских ₸255 тыс.
Возросшие показатели Кореи могут объясняться простым снятием визовых ограничений: казахстанцы могли вновь поехать в эту страну на заработки. Объем переводов как раз увеличился до уровня 2018-2019 годов, когда это направление было особенно актуальным.
Но все остальные?
Почему количество транзакций из Германии за месяц выросло с 11 тыс. до 21,3 тыс. единиц, а из США – с 12 тыс. до 27,9 тыс.?
Почему количество переводов в Армению за месяц растет в 4 раза, а в Грузию – вдвое?
Вопросы интересные, но не праздные.
Алихан Казбаев