Казахстан реформирует управление: больше прав для регионов

959

Местные власти получают новые полномочия, ресурсы и ответственность.

Казахстан реформирует управление: больше прав для регионов

Правительство Казахстана увеличивает самостоятельность регионов. Местные власти наделяются большими полномочиями в области бюджетного планирования, управления инфраструктурными проектами и реализации программ социальной поддержки, передает inbusiness.kz со ссылкой на пресс-службу правительства РК.

Расширение полномочий региональных органов позволит быстрее и эффективнее реагировать на запросы и потребности населения​. Местные власти смогут более гибко управлять ресурсами и принимать решения, касающиеся стратегического развития своих областей. В том числе по укреплению конкурентоспособности регионов и созданию рабочих мест, развитию инфраструктуры и повышению уровня образования и здравоохранения на местах.

По Концепции развития регионов

В рамках реализации действующей Концепции развития местного самоуправления в 2023 году исполнены следующие показатели:

  • Проведение прямых выборов акимов городов районного значения, сел, поселков и сельских округов, а также внедрение прямых выборов акимов районов в областях.

Выборы проходят поэтапно, согласно истечению сроков полномочий действующих акимов. За период с июля 2021 года по март 2024 года в сельских округах избраны 2069 акимов. В пилотном режиме выборы прошли для акимов 42 районов и 3 городов областного значения.

  • Расширение доходной базы IV уровня бюджета.

В рамках Концепции развития местного самоуправления для самостоятельности сельских округов на IV уровень бюджета передано 25 видов налогов и платежей, в том числе 8 налогов (ИПН, не облагаемый у источника выплаты, налог на имущество, землю, транспорт с физических и юридических лиц, плата за размещение наружной рекламы, ЕЗН, плата за пользование земельными участками) и 17 неналоговых платежей.

Из них в 2022 году на четвертый уровень бюджета осуществлена передача поступлений по 4 платежам (ЕЗН, плата за пользование земельными участками, поступления от продажи земельных участков и плата за продажу земельных участков), по которым по итогам 2022-2023 годов поступления составили 15,9 млрд тенге.

В настоящее время ведется работа по изменению законодательной базы, в том числе предлагаются следующие новеллы:

  • расширение полномочий сельского акима и его аппарата (мониторинг уличной торговли, организация работы по внешнему оформлению общественных мест, мониторинг за эксплуатацией оборудования для детских игровых площадок, оказание услуг на платной основе и др.);
  • передача на IV уровень бюджета дополнительных видов налогов и плат (налог на имущество ЮЛ и ИП, лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности, плата за пользование лицензиями на занятие отдельными видами деятельности; плата за пользование водными ресурсами);
  • расширение полномочий маслихата (мониторинг решения акиматами проблем, поднятых на встречах акимов с населением; участие депутатов в работе бюджетных комиссий акимата; инициирование уточнения бюджета по мере необходимости);
  • разграничение полномочий председателя маслихата (сессии маслихата, контроль депзапросов, координация деятельности постоянных комиссий и др.) и руководителя аппарата маслихата (кадровые вопросы, дисциплинарной и конкурсной комиссий и др.);
  • возможность сельскому акиму нанимать работников в рамках трудового договора согласно сдельной системе оплаты труда гражданских служащих (механизатор, сварщик, сантехник, электрик, кровельщик, юрист, бухгалтер и др.).

По децентрализации

Во исполнение послания главы государства перераспределена 21 функция правительства в центральные госорганы в соответствующих отраслях и 12 функций в сферах информатизации, защиты персональных данных, электронного документа и электронной цифровой подписи и связи – в акиматы регионов.

Также на сегодня на рассмотрении мажилиса парламента находится ряд поправок, направленных на дальнейшую децентрализацию госуправления путем передачи порядка 38 функций в акиматы регионов и 18 функций – местным исполнительным органам районного уровня.

В целом данные меры позволят повысить ответственность первых руководителей госорганов за формирование соответствующей политики и акимов всех уровней за ее реализацию на местах, а также дадут возможность для гибкого и оперативного реагирования на вопросы местного значения.

По бюджетной самостоятельности

В проекте нового Бюджетного кодекса предусмотрена передача налога на добычу полезных ископаемых на общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды из республиканского в местные бюджеты.

Дополнительно прорабатываются передача плат, сбор, пошлин, штрафов и др. платежей с республиканского на местный уровень.

Вместе с тем приоритетную задачу региональной политики по снижению дисбалансов в качестве уровня жизни регионов планируется решать через внедрение минимальных стандартов для использования при планировании бюджета.

Для этого в рамках нового Бюджетного кодекса внедряется понятие минимальных стандартов, заложена законодательная основа для планирования расходов бюджета с учетом минимальных стандартов (сетей) социальной, инженерно-коммуникационной, транспортной и иной инфраструктуры.

Соответствующие положения также включены в проект Строительного кодекса.

При этом в дальнейшем на республиканском уровне планируется финансирование только критически важных проектов общестранового значения, а вся базовая инфраструктура будет финансироваться за счет средств МБ.

Читайте по теме:

Какие регионы Казахстана страдают от дефицита питьевой воды?

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться