Казахстан – США: отношения достигли исторического максимума

297

Американские эксперты оценивают визит Касым-Жомарта Токаева в Вашингтон как новый этап стратегического партнерства.  

Казахстан – США: отношения достигли исторического максимума Фото: из личного архива Эндрю Кучинса

Визит президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в США и его участие в первом заседании Совета мира в Вашингтоне стали заметным событием в международной повестке и еще одним шагом к укреплению отношений между Астаной и Вашингтоном. По мнению известного американского эксперта по международным отношениям, старшего научного сотрудника Центра национальных интересов Эндрю Кучинса, сегодня казахстанско-американские отношения находятся на самом высоком уровне за всю историю. В интервью inbusiness.kz он объясняет, почему участие Казахстана в обсуждениях восстановления Газы важно не только с гуманитарной, но и с политической точки зрения. Эксперт отдельно обращает внимание на статью Токаева в американском издании The National Interest "Надежность — новая сила", отмечая, что в ней цели Совета мира сформулированы даже яснее, чем это сделал сам президент США Дональд Трамп.

– Господин Кучинс, первое заседание Совета мира было посвящено восстановлению Газы и гуманитарной поддержке. Почему для Казахстана важно участвовать в этих обсуждениях и какие возможности это может создать для страны?

– Участие президента Токаева в первом заседании недавно созданного Совета мира в Вашингтоне имеет значение как минимум на двух уровнях.

Во-первых, это отражает весьма прагматичный подход Токаева к урегулированию конфликтов, поддержанию мира и, что особенно важно, к роли экономического развития и связанной с ним стабильности в постконфликтных зонах, а также, в конечном счете, к роли трансграничного экономического сотрудничества в продвижении более мирных отношений с соседними государствами. Казахстан был одним из ведущих проводников такого подхода в своем регионе — Центральной Азии — и потому привносит полезный опыт в решение затяжной проблемы палестино-израильских отношений.

Во-вторых, это предоставляет Казахстану возможность укрепить свои связи с администрацией Трампа и вашингтонским политическим сообществом. На встрече формата C5+1 в ноябре произошел значимый прорыв во взаимодействии администрации Трампа с пятью государствами Центральной Азии, и нынешний визит в Вашингтон создает возможность развить этот результат через встречи с другими влиятельными представителями политического сообщества столицы США, включая ведущих представителей частного сектора.

– Президент Трамп публично поблагодарил Касым-Жомарта Токаева за участие в новом формате и назвал Казахстан "прекрасной и богатой страной". Насколько важны подобные публичные заявления в международной политике и что они означают для отношений США и Казахстана?

– Президент Токаев хорошо понимает, что личные отношения с президентом Трампом имеют особое значение. На заседании Совета мира Трамп, как это почти всегда бывает, весьма прямо заявил, что если ему лично нравится иностранный лидер, то его или ее страна, скорее всего, будет получать больше выгод в отношениях с Соединенными Штатами. У Трампа значительно более персоналистский стиль дипломатии и международных отношений.

Похвальная риторика Трампа в адрес Казахстана также посылает сигнал России и Китаю о том, что США вовлечены и готовы поддерживать страну. Разумеется, риторика должна подкрепляться конкретными действиями, и, судя по всему, этот процесс уже идет. Присутствие Токаева на этой неделе в Вашингтоне дает этому дополнительный импульс.

– Как Вы оцениваете практический подход президента Токаева к урегулированию конфликтов и готовность Казахстана поддержать стабилизацию и восстановление Газы?

– Выступление Токаева на заседании показывает, насколько он поддерживает этот инновационный подход Соединенных Штатов.

"Мир еще не видел подобных инициатив – по своей сути это беспрецедентный шаг, поскольку инновационная концепция или проект "Мир через созидание" имеет все шансы стать реальностью благодаря нашим совместным усилиям. Поэтому, г-н президент, я полностью разделяю Ваше убеждение в том, что прочный мир должен основываться на конкретных действиях".

В подтверждение этого Токаев перечислил направления, по которым Казахстан готов содействовать развитию Газы: строительство инфраструктуры, поставки продовольствия — в том числе пшеницы, образовательные стипендии для палестинских студентов в Казахстане, поддержку международных сил стабилизации, электронное государственное управление и т. д. Это свидетельствует о серьезности намерений Казахстана и акценте на практических шагах.

– В своей статье для The National Interest Токаев связал участие Казахстана в Совете мира с более широкой целью — продвижением диалога между мусульманским и еврейским мирами. Считаете ли Вы, что Казахстан может сыграть значимую роль в таком диалоге?

– Прежде всего хочу порекомендовать вашим читателям статью Токаева, опубликованную ранее на этой неделе в вашингтонском издании The National Interest под названием "Надежность — новая сила" (Reliability is the New Power), которая, вероятно, лучше формулирует цели Совета мира Трампа, чем это сделал сам президент США. Основной акцент в ней сделан на своевременных и конкретных действиях как для продвижения мирных процессов, так и для обеспечения их устойчивости.

Что касается вопроса о том, может ли Казахстан способствовать развитию диалога между еврейскими и мусульманскими общинами, я считаю, что да. Сам Казахстан является многонациональным, полиэтничным и многоконфессиональным обществом, в котором уже на протяжении 35 лет отношения между различными группами остаются очень мирными и стабильными.

– Президент Токаев заявил, что партнерство Казахстана с Соединенными Штатами "сильнее, чем когда-либо". Согласны ли Вы с этой оценкой и что подтверждает это на практике?

– Я полностью согласен, что сегодня казахстанско-американские отношения находятся на лучшем уровне за всю историю и демонстрируют весьма многообещающую динамику. За более чем 35 лет моих поездок в регион и его изучения все государства Центральной Азии стремились к более широким и глубоким связям с американскими частными компаниями.

В течение более чем двадцати лет войны в Афганистане Вашингтон в основном был сосредоточен на том, какую поддержку государства Центральной Азии могут оказать в военных и антитеррористических усилиях. Лишь сейчас в Вашингтоне появилась администрация, которая стремится делать ставку на экономическое сотрудничество и взаимодействие с частным сектором в регионе.

Думаю, Казахстан и его соседи также ценят уменьшение давления со стороны Вашингтона в вопросе разрыва связей с Россией.

– Касым-Жомарт Токаев делает акцент на практической стороне сотрудничества – инвестициях, технологиях и укреплении экономических связей с Соединенными Штатами. О чем это говорит с точки зрения его внешнеполитических приоритетов?

– Я рассматриваю его как прагматичного лидера, который понимает, что важнейший вклад, который он может внести в настоящее и будущее Казахстана, – это содействие процветанию его граждан и миру с соседями, а также вклад различными способами в глобальный мир и безопасность.

В этом отношении президент Токаев рассматривает новый Совет мира как площадку, продвигающую цели и методы, которые он поддерживает. Насколько эффективным и устойчивым окажется этот новый институт, еще предстоит увидеть, однако меня впечатляет искренняя и энергичная поддержка президента Токаева в продвижении этих целей.

Читайте по теме:

Надежность как новая сила: Токаев обозначил стратегию партнерства с США

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться