Казахстан укрепляет свои позиции в мировой экономике, демонстрируя устойчивый рост и последовательные реформы. Страна уверенно входит в число ведущих экономик мира, что отражает успешное сочетание макроэкономической стабильности и институциональных преобразований. По мнению экономиста Эмина Гарибли, доктора экономических наук и доцента кафедры "Международная экономика" Азербайджанского государственного экономического университета, эти достижения отражают значительные усилия государства по укреплению инвестиционного климата и развитию инновационной экономики под руководством президента Касым-Жомарта Токаева.
– Как Вы оцениваете нынешнюю макроэкономическую динамику Казахстана, учитывая его вхождение в топ-50 крупнейших экономик мира и устойчивость в условиях глобальной турбулентности?
– Если даже существует глобальная турбулентность, необходимо отметить еще один немаловажный фактор: все те страны, которые добились успеха, в основном достигли этого именно в периоды кризиса – правильно установили приоритеты и в результате остались в выигрыше. Они выработали верную экономическую политику, которая привела к устойчивому экономическому развитию.
Что касается сегодняшнего потенциала Казахстана, здесь есть множество вопросов, к которым стоит возвращаться, и по некоторым я хотел бы отметить. Я изучал экономику тюркских стран, у меня вышла книга, правда, я был не один, мы работали в соавторстве. Мы исследовали макроэкономические показатели Казахстана, и я считаю, что сегодня у страны есть все шансы обеспечить устойчивое экономическое развитие.
Более того, я уверен, что нынешняя политика Казахстана отвечает современным требованиям, вызовам и парадигмам мировой экономики. Думаю, поставленные цели абсолютно реалистичны.
Если говорить об устойчивом развитии, то я хотел бы особо подчеркнуть роль университетов Казахстана – они занимают высокие позиции в международных рейтингах. Это также является важным показателем, ведь образование и наука – базис устойчивого экономического роста. Я считаю, что Казахстан выбрал правильную политику, которая обязательно даст свои результаты.
– Насколько, на Ваш взгляд, реалистична стратегическая цель президента Токаева превратить Казахстан в главный логистический и инвестиционный хаб Евразии?
– Относительно хаба – если обратиться к нашей общей, тюркской истории, то можно заметить, что тюркские страны на протяжении веков связывали Великая Шелковая дорога и международные транспортные узлы. Думаю, сегодня мы также должны воспользоваться этим преимуществом, нашим уникальным географическим положением.
Через территорию Казахстана исторически проходила северная линия, а сейчас развивается Срединный коридор. У Казахстана есть, во-первых, естественные географические преимущества и огромная территория, а во-вторых, существуют финансовые ресурсы для инвестиций и продуманная экономическая политика. Поэтому я считаю, что все предпосылки для превращения страны в важный евразийский хаб уже есть.
При этом думаю, что региональные страны не должны рассматривать друг друга как конкурентов. Возьмем, например, Азербайджан и Казахстан напротив, консолидируя усилия и развивая сотрудничество, мы сможем достичь общей цели.
Я вижу транспортный хаб не просто как средство увеличения объема международных перевозок через наши страны, а как основу для развития промышленной кооперации между ними. Транспортный коридор должен стать базовым элементом для реализации совместных экономических идей на практике.
И, конечно, речь идет не только о тюркских странах. Здесь активно вовлечены Китай и многие другие государства. Я думаю, именно сейчас создается благодатная почва для формирования добавленной стоимости, и этот процесс действительно будет реализован.
– Какие ключевые факторы, по Вашему мнению, обеспечили Казахстану рост в рейтингах глобальной конкурентоспособности, включая IMD, и как это отражается на восприятии страны международными инвесторами?
– Прежде всего, Казахстан обладает значительными природными ресурсами – одними из крупнейших среди стран Центральной Азии. Кроме того, страна имеет существенные географические преимущества и масштабную территорию.
Я бы отметил также политику в сфере образования и либерализации экономики. Установление преференций в финансовом секторе является примером для подражания. Все проведенные реформы, на мой взгляд, принесут ощутимые результаты.
Я вижу, что сегодня в Казахстане активно внедряются новшества: цифровые технологии, современные модели либерализации финансовой системы и многое другое.
Хочу также отметить текущую макроэкономическую ситуацию. Я наблюдаю высокие темпы роста ВВП, что особенно примечательно в условиях глобальной турбулентности. Причем речь идет не только о количественных, но и о качественных показателях.
На основании этих данных можно с уверенностью сказать, что Казахстан имеет все необходимые предпосылки для достижения поставленных стратегических целей.
– Можно ли говорить, что Казахстан становится экономическим якорем Центральной Азии, формируя новую модель устойчивого роста для всего региона?
– Мы внимательно отслеживаем все процессы, происходящие в Казахстане. Инновации, реализуемые Казахстаном, несомненно, дадут результат. Я лично тесно связан с вопросами образования и экономики, поэтому могу отметить: Казахстан оперативно реагирует на вызовы мировой экономики, а развитие науки и образования способствует этому.
Сегодня уже можно сказать с уверенностью: у Казахстана получится реализовать намеченные цели.
Кроме того, я анализировал опыт восточноевропейских стран и пришел к выводу, что географическая близость к Европейскому союзу способствовала их успеху. Сегодня важнейшую роль в мировой экономике играет Китай, и Казахстан выстраивает с ним тесное сотрудничество.
Также Казахстан активно взаимодействует с европейскими странами, интегрируется в их экономические процессы и внедряет инновации, что, безусловно, принесет результаты в ближайшем будущем.
Транспортные хабы, о которых я уже говорил, сыграют важную роль в применении новых технологий и развитии инновационной экономики Казахстана.
– Как Вы оцениваете роль реформ в сфере государственного управления и цифровизации, в какой мере они создают предпосылки для перехода от сырьевой к инновационной экономике?
– Когда наш президент посещал Казахстан, мы видели, как активно внедряются цифровые платформы и современные технологии управления. Эти инновации, безусловно, принесут свои результаты.
Роль Казахстана в мировой экономике заключается в его способности оперативно реагировать на вызовы и внедрять современные подходы. Развитие науки и образования также играет ключевую роль. Все это залог успешного перехода от сырьевой модели к инновационной экономике.
Сегодня это уже аксиома, и я уверен, что у Казахстана это обязательно получится.
В частности, период после президентства я изучал и анализировал процессы в стране и вижу, что была проделана значительная работа в рамках политики президента Токаева по улучшению инвестиционного климата Казахстана и повышению эмиссионной привлекательности государства. Социальная политика развивается, и ее можно оценивать положительно.
Особо стоит отметить правильный баланс между либеральностью для бизнеса и социальной политикой – это одна из отличительных черт нынешней экономической модели. Кроме того, активно внедряются инновации и современные технологии, направленные на привлечение инвестиций, что усиливает конкурентоспособность страны и создает предпосылки для устойчивого экономического развития.
– На Ваш взгляд, какие риски и вызовы могут повлиять на способность Казахстана удерживать достигнутые темпы роста и реализовать курс на диверсификацию экономики?
– Я думаю, что первый риск, пусть и не слишком значительный, связан с зависимостью от нефтяного сектора. У всех стран-экспортеров нефти существует такая зависимость, и Казахстан не исключение.
Второй важный риск – политический. Не буду называть соседей, но отмечу, что у Казахстана в этом плане ситуация гораздо стабильнее. Однако политические факторы по-прежнему оказывают влияние на экономику, и это нельзя игнорировать.
Кроме того, для развивающихся стран актуальны институциональные проблемы. Формирование эффективных институтов рыночной экономики идет относительно медленно, и этот процесс необходимо ускорять. Это станет залогом дальнейшего успеха Казахстана.
Казахстан прилагает значительные усилия для привлечения инвестиций. Сегодня существует острая конкурентная борьба между развивающимися странами за инвестиционные потоки, и от того, насколько эффективно страна выстраивает соответствующую политику, зависит результат. Это, в свою очередь, способствует диверсификации экономики.
Наконец, я считаю, что у нефтяных стран существует определенная инертность. Это тоже может представлять риск. Например, в Азербайджане наблюдается некая уверенность и даже пассивность по сравнению со странами, не обладающими крупными запасами нефти. Подобная тенденция может оказать влияние и на экономику Казахстана.
Я не говорю о так называемой голландской болезни, думаю, с этим Казахстан успешно справился. Но зависимость от нефтяной "иглы" все же сохраняется, и важно приложить усилия, чтобы постепенно избавиться от нее.
Читайте по теме:
Эпоха реформ и трансформаций — российский эксперт о курсе Токаева