Казахстан в лагере стран-аутсайдеров по открытости бюджета

3748

​Показатели страны в рейтинге прозрачности бюджетного процесса не меняются с 2021 года, констатируют в Центре исследований Sange.  

Казахстан в лагере стран-аутсайдеров по открытости бюджета Фото: freepik

За последние 15 лет Казахстан значительно улучшил свою позицию в рейтинге открытости бюджета, поднявшись с 38 до 63 баллов к 2021 году, и остановился на этой отметке. Однако последние три года страна стагнирует в вопросах большей прозрачности. На этом фоне страны-соседи продемонстрировали более высокие показатели в индексе открытости бюджета за 2023 год: Грузия – 87, Азербайджан – 67, Россия – 66, Турция – 64.

Такие данные озвучила Жанар Джандосова, член общественного совета по госфинансам и директор Центра исследований "Сандж", на пресс-конференции по мировому рейтингу открытости бюджета Международного бюджетного партнерства во вторник, передает корреспондент inbusiness.kz.

Анализ оценок, полученных Казахстаном, показывает, что основная проблема заключается в проекте бюджета, где большинство показателей оцениваются как нулевые. Одной из ключевых проблем является отсутствие исторических данных в бюджете по расходам и доходам. Это мешает сравнивать бюджеты разных лет, выявлять ошибки в планировании и исполнении бюджета. Также не предоставляются данные о росте государственного долга и процентах по нему.

Международное бюджетное партнерство, опираясь на методологию МВФ, требует включения исторических данных в проект бюджета. Другим недостатком является отсутствие экономической классификации расходов, которая предоставляет информацию о различных категориях расходов, таких как зарплаты, товары и услуги, трансферты и другие.

"Огромным упущением является в нашем законодательстве то, что глава Высшей аудиторской палаты может быть смещен без согласия парламента или судебной власти, что происходило как при прежнем, так и при новом президентах", – отметила Жанар Джандосова.

Кроме того, отмечается недостаток прозрачности в работе с внебюджетными социальными фондами, а также отсутствие данных по актуарным расчетам, налоговым вычетам и оценке целевых доходов.

Согласно заявлению главы "Сандж", работа по фондам, связанным с возвратом активов, является непрозрачной. В бюджете страны отсутствуют данные по актуарным расчетам, таким как прогноз влияния демографии на бюджетную нагрузку через 10-15 лет, налоговые вычеты и оценка целевых доходов, таких как экологические и другие штрафы. Утвержденный бюджет на год подвергается семи-восьми корректировкам, в результате чего уточненный бюджет на 2022 год отличается от утвержденного на 2 трлн по затратам и 3 трлн по доходам, что свидетельствует о неадекватности планирования бюджета.

Увеличение индекса открытости бюджета до 80 баллов и уровня участия общественности до 40 баллов может быть достигнуто путем улучшения доступности информации о бюджете для общественности, проведения консультаций с общественностью при формировании бюджета, а также учета мнения общественности при принятии решений по расходам и доходам. Это позволит обеспечить большую прозрачность и ответственность в управлении государственными финансами, полагает Джандосова.

Необходимым эксперт также считает улучшить вовлечение общественности в обсуждение бюджета на различных этапах, проводить общественные слушания и учитывать рекомендации гражданского общества. Важно проводить консультации с населением при принятии решений о доходах и расходах, а также учитывать альтернативные макроэкономические и фискальные прогнозы.

Изображение от freepik

Читайте по теме:

Что сегодня происходит с бюджетом Казахстана

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться