Эта инициатива стала логическим продолжением предложений из его послания, где речь шла о формировании отдельного министерства ИИ и цифрового развития. О значении таких решений и перспективах превращения страны в ИИ-хаб региона рассказывает Евгений Питолин, советник генерального директора Docrobot Центральная Азия, сопредседатель управляющего комитета по информационной безопасности Альянса технологических компаний QAZTECH.
— Евгений, президент предложил создать специализированный исследовательский университет в области ИИ. Насколько эта инициатива может реально изменить подготовку кадров и развитие науки?
— Идея президента очень важная, но ключевой вызов здесь кадры. Где взять преподавателей и экспертов, если их уже сейчас не хватает? Создать университет можно быстро, а вот наполнять его компетенциями и практиками куда сложнее.
Главная цель — сформировать центры компетенций и подготовить специалистов, которые смогут внедрять ИИ во все отрасли экономики. Для этого необходимо активно привлекать международных партнеров, строить коллаборации с ведущими вузами и создавать условия, чтобы талантливая молодежь могла получать образование мирового уровня у себя в стране.
— Заседание совета было посвящено возможностям и вызовам, которые несtт искусственный интеллект для Казахстана и мира. Что бы Вы отметили в этой связи?
— Искусственный интеллект — это уже не будущее, а наша реальность, с которой нужно активно работать. Сегодня во многих сферах мы сталкиваемся с огромным количеством рутинных процессов и многозадачностью, которые мешают реализовать настоящий потенциал отраслей. Искусственный интеллект может существенно помочь здесь, освобождая ресурсы для развития и инноваций.
Но при этом очень важно понимать: все зависит от того, в чьих руках будет этот инструмент. Искусственный интеллект может служить прогрессу, но он же может использоваться и злоумышленниками для мошенничества, манипуляций или кибератак.
Поэтому вместе с внедрением и развитием искусственного интеллекта в стране обязательно должна развиваться и кибербезопасность. Безопасность искусственного интеллекта — ключевой вопрос, который нельзя оставлять без внимания. Только в этом случае его возможности смогут действительно работать на благо государства, экономики и общества.
Во-вторых, это социальные и этические риски: потеря критического мышления, дискриминация через алгоритмы, апатия в самостоятельных решениях.
Есть и вызовы нормативного регулирования. К счастью, в Казахстане уже сокращается правовой вакуум благодаря усилиям парламента, но предстоит большая работа. Здесь государство и бизнес должны действовать вместе: развивать законодательство, строить системы мониторинга и активно информировать общество.
— На заседании уделили особое внимание возможностям ИИ в сфере образования. Каким образом, на Ваш взгляд, широкое внедрение искусственного интеллекта в систему поможет ее модернизации?
— Возможности искусственного интеллекта в образовании действительно очень широкие. Во-первых, он помогает автоматизировать рутинные процессы — проверки тестов, ведение документации, составление отчетов. Это освобождает педагогам время для творчества и индивидуальной работы со студентами.
Во-вторых, ИИ способен персонализировать обучение: подстраивать материалы под уровень и потребности конкретного ученика, давать обратную связь и рекомендации в режиме реального времени.
И в-третьих, искусственный интеллект открывает доступ к современным образовательным ресурсам, к цифровым платформам, которые позволяют студентам учиться не только в классе, но и самостоятельно.
Таким образом, широкое внедрение ИИ в систему образования делает обучение более эффективным, гибким и современным, а значит, помогает готовить студентов к будущему, где цифровые навыки станут ключевыми.
— Как сказал президент, главная цель сейчас — превратить Казахстан в передовое цивилизованное государство. В этой связи большое значение возлагается на недавно созданное профильное министерство. Как Вы считаете, насколько было оправданным это решение и какую роль отдельное ведомство может сыграть для ускорения цифровой трансформации Казахстана?
— Я считаю это решение абсолютно оправданным и стратегически верным. До сих пор многие аспекты развития искусственного интеллекта в Казахстане обрабатывались фрагментарно: отрасли и бизнес по-разному подходили к внедрению технологий. Создание отдельного министерства позволит сконцентрировать ресурсы, снять межведомственные барьеры и сформировать единую политику в сфере ИИ и цифрового суверенитета.
Важно, что новый орган подчеркнет: искусственный интеллект — это не побочный проект, а ключевое направление национального развития. Повышение статуса руководителя до уровня вице-премьера даст министерству политический вес, необходимый для взаимодействия и с госструктурами, и с бизнесом, и с международными партнерами. Это критически важно для интеграции ИИ во все сферы экономики.
— Может ли создание министерства ИИ ускорить интеграцию Казахстана в глобальные технологические процессы и привлечь международных партнеров и инвесторов?
— Да, несомненно. Это мощный сигнал мировому сообществу, демонстрация серьезности намерений Казахстана. Создание министерства показывает, что у страны есть четкая точка контакта для международных компаний и инвесторов.
Это создает основу для привлечения партнеров по государственно-частным проектам, поддержки стартапов и прямых инвестиций. Международный бизнес получает уверенность, что в Казахстане есть институция, готовая выстраивать долгосрочную стратегию и поддерживать инновации.
— Президент Токаев подчеркнул, что ставит задачу превратить Казахстан в цифровую страну в ближайшие три года. Какие шаги для этого важнее всего?
— Задача амбициозная, но выполнимая. Первое — максимальная цифровизация госуправления. Мы прошли этап eGov, теперь важно, чтобы ИИ помог автоматизировать внутренние процессы и принятие решений. Второе — ликвидация цифрового неравенства: доступ к Интернету, инфраструктура, ресурсы суперкомпьютеров для исследователей. Третье — подготовка кадров: без специалистов никакие стратегии не заработают.
— Как Вы оцениваете текущий уровень ИТ-отрасли в Казахстане? Какие направления имеют наибольший потенциал?
— Казахстан сегодня входит в число лидеров по цифровизации госуслуг. Их оцифровано более 90%. Финтех тоже близок к отметке 90% по безналичным платежам. Это показатели мирового уровня, и мы можем экспортировать такие решения.
Сейчас активно развивается кибербезопасность, растет спрос на защиту персональных данных. Перспективно направление стартапов: площадки вроде Astana Hub уже показывают успешные кейсы экспорта. Эти проекты формируют экосистему молодых предпринимателей и подтверждают, что у страны есть потенциал стать цифровым хабом региона.
— Итогом этих действий, как отметил президент, станет превращение Казахстана в ИИ-хаб Евразии. Насколько это реально?
— У Казахстана есть все предпосылки: политическая воля главы государства, административный ресурс, экосистема стартапов и поддержка государства. Уже создаются механизмы ГЧП, разрабатывается нормативная база, формируются компетенции. Если продолжать эту работу последовательно, от кибербезопасности до подготовки кадров, Казахстан может стать региональным центром развития ИИ.
Читайте по теме:
CEO Presight AI: Политическая воля президента – главное преимущество Казахстана в AI-гонке