Ученые Юго-Западного научно-исследовательского института животноводства и растениеводства совершили настоящий прорыв и создали уникальный новый заводской тип верблюдов породы арвана, который устанавливает новый высокий стандарт молочной продуктивности для Казахстана, передает inbusiness.kz.
По данным НАНОЦ, казахстанской некоммерческой организации, которая служит единым оператором для связи аграрной науки, образования, государства и бизнеса, это стало результатом многолетнего труда отечественных исследователей.
Исследования в этой области начались в конце прошлого века. Историческая амбициозная миссия селекционеров состояла в том, чтобы выковать чисто молочную породу верблюдов путем сверхтщательного строгого отбора самых удойных маток и их скрещивания с элитными чистопородными лек-производителями.
Новый вид получил название отрарского заводского типа верблюдов породы арвана. Он является дромедаром, то есть одногорбым верблюдом.
"История выведения отрарского заводского типа верблюдов породы арвана берет начало в 2000 году. Основная цель заключалась в создании молочного типа верблюдов путем тщательного отбора в стадах высокомолочных верблюдоматок и целенаправленного подбора к ним чистопородных лек-производителей", – рассказали специалисты центра.
Выведение нового типа верблюдов, способных радикально увеличить надои, осуществлялось в основном на базе стада крестьянского хозяйства "Усенов Н" в легендарном Отрарском районе Туркестанской области. Результат кропотливой работы впечатляет: по сведениям ученых, новообразованный тип демонстрирует феноменальную молочную отдачу: дает гораздо больше, чем другие породы верблюдов: верблюжье молоко, сырье для производства саумала и шубата, которые в настоящее время высоко ценятся на рынке и экспортируются за рубеж.
Матки нового вида в течение первых 12 месяцев лактации выдают в среднем более 2 тонн ценного молока. А самые "звездные" особи с легкостью перешагивают отметку в 2,6 тонны. Для сравнения, по данным минсельхоза, годовой объем производства верблюжьего молока на 1 голову дойной верблюдицы в Казахстане обычно не превышает 1,5 тонны.
Жирность молока также значительно выше стандарта – от 3,8% до 4,1%. Выяснилось, что молодняк верблюдов – "тайлак" (старше 1 года) и "нарша" (3-летний верблюд) накапливают в своих горбах очень полезного жира в больших количествах. Новые казахстанские верблюды также стабильно "производят" шерсть и пух. Что тут скажешь, не скот, а настоящее "четвероногое" мини-предприятие!
Кстати, по данным специалистов, верблюжий пух – это ценный, легкий и очень теплый натуральный материал, обладающий уникальными свойствами: он гипоаллергенный, отлично отводит влагу, не электризуется (антистатик), содержит лечебный ланолин, стабилизирует кровообращение, помогает при болях в суставах и мышцах (ланолин, животный воск выделяется при контакте с кожей, улучшая кровообращение и снимая мышечные боли), поэтому используется для создания теплых одеял, одежды и аксессуаров.
Что касается внешности: верблюд арвана отрарского заводского типа – это крепкий, подтянутый атлет с грациозной конституцией, гармоничным средним корпусом, хорошо обмускуленной шеей и широкой грудной клеткой. Эти животные обладают однородной мастью и высокими показателями живой массы и продуктивности.

Успехи наших ученых воодушевили инвесторов, вкладывающих средства в сельское хозяйство, и побудили их инвестировать в развитие верблюдоводства. Бюро национальной статистики также поделилось вдохновляющей новостью: в настоящее время в Казахстане верблюды – единственные из домашнего скота, которые практически догоняют лошадей по темпам роста популяции.
Например, по данным статоргана, численность крупного рогатого скота (коров и быков), цена мяса которых растет с каждым днем, увеличилась всего на 1,1% с начала 2025 года: с 8 млн 395,7 тыс. в 2024 году до 8 млн 490,7 тыс.
Лидером отрасли являются лошади, численность которых увеличилась сразу на 6,4% с начала года и превысила 1,5 миллиона. А количество верблюдов выросло на 4,5%, достигнув 300 тысяч.
Согласно казахским легендам и сказаниям, Коркыт ата, который в поисках вечной жизни для казахов объездил много земель, передвигался верхом на верблюде. Его кобыз был сделан из верблюжьей шкуры, что подчеркивает его связь с этим животным как символом пути, поиска и разведки. Верблюд в его истории – это символ путешествия и связи с мистическими силами и таинственными мирами, а сам Коркыт иногда упоминается как "Акбура" (белый верблюд).
Поэтому идеологи советской эпохи утверждали, что верблюды и лошади "непосредственно связаны с национальной идентичностью казахского народа", и это ограничивало развитие этих хозяйств в советское время. Вследствие чего, по данным портала Qmonitor, численность верблюдов в Казахстане сократилась в 20 раз, с 1,3 миллиона в XIX веке до 63 000 к 1933 году.
Верблюд стоял на грани полного вымирания. Сами казахские дети видели его только на картинках в книгах. Лишь ближе к концу XX века, когда давление тоталитарного режима ослабло, численность верблюдов начала незначительно расти.
Когда казахстанский народ обрел независимость в 1991 году, поголовье верблюдов достигло 142,5 тысячи. Сейчас, в 34-ю годовщину независимости Казахстана, численность этого животного более чем удвоилась по сравнению с 90-ми годами.
По просьбе фракции "Ауыл" премьер-министр Олжас Бектенов лично проинформировал депутатов о ситуации с развитием верблюдоводства.
"Правительством ведется работа по развитию животноводческой отрасли, включая верблюдоводство, увеличению поголовья скота, предоставлению мер государственной поддержки и эффективному сбыту продукции. В целях стимулирования данной отрасли были предусмотрены меры господдержки в рамках Правил субсидирования развития племенного животноводства, повышения продуктивности и качества продукции животноводства. Они включают субсидирование закупки племенных верблюдов-производителей, получение субсидий на удешевление стоимости производства и переработки верблюжьего молока", – заявил глава правительства.
Премьер-министр также отметил, что в связи с ростом стоимости племенных животных размер субсидий на приобретение верблюжьего молодняка планируется почти удвоить – со 100 тысяч тенге до 175 тысяч тенге. С этой целью ведется работа по внесению изменений и дополнений в правила.
Кроме того, осуществляется субсидирование по направлению "Удешевление стоимости производства и переработки верблюжьего молока": норматив субсидирования в июне текущего года резко увеличен со 155 до 190 тенге за 1 килограмм. Это также способствовало привлечению инвесторов к разведению верблюдов.
"В рамках правил инвестиционного субсидирования были предусмотрены меры по развитию инфраструктуры обводнения пастбищ и обеспечению объектов животноводства источниками воды, в том числе стимулирование строительства колодцев и бурения скважин для жизнедеятельности людей и водопоя верблюдов на отгонных, отдаленных пастбищах. 50% инвестиционных затрат на эти работы будут возмещены из бюджета. Для Мангистауской области ставка возмещения установлена на уровне 80%", – сказал Бектенов.
Этим правительство пытается переориентировать мангистауцев, особенно жанаозенцев, с работы в нефтегазовом секторе на верблюдоводство и открытие собственного бизнеса в этой сфере. Похоже, есть определенные успехи.
В то же время премьер-министр объявил, что в рамках новой программы будет оказана поддержка проектам по переработке верблюжьего молока – саумала – в сухое молоко и таблетки, а также строительству заводов по сублимации. На эти проекты предоставляется самый дешевый бюджетный кредит в стране: через социально-предпринимательские корпорации (СПК) запущен механизм льготного финансирования со ставкой 2,5% годовых.
Но на этом поддержка и преференции, предлагаемые правительством, не заканчиваются.
"В засушливых регионах, где традиционно развито верблюдоводство, таких как Мангистауская, Атырауская, Кызылординская и Улытауская области, также действует механизм субсидирования для снижения затрат на корма. Сроки приема заявок на получение субсидий, критерии и нормативы утверждаются местными акиматами. Это обеспечит гибкость и оперативность в принятии решений с учетом природных, климатических и экономических особенностей регионов", – сказал Олжас Бектенов.
В то же время, конечно, следует учитывать, что верблюдоводство, как и любой бизнес, сопряжено со своими рисками. К примеру, в прошлом году только в одной Атырауской области от укусов каракуртов погибло много верблюдов. В Индерском, Исатайском и Курмангазинском районах летом каракурты покусали 397 верблюдов, из которых не менее 63 погибли.
В минсельхозе предупредили, что за павших верблюдов из бюджета компенсация выплачиваться не будет. Поэтому местные исполнительные органы настоятельно призвали не выпасать верблюдов, лошадей и коров на пастбищах, где распространены ядовитые насекомые.
Читайте по теме:
Поголовье скота в Казахстане сокращается: запреты на экспорт убивают отрасль