В исследовании участие примут также АО "НК "КазМунайГаз" и АО "КазТрансГаз".
Данным компаниям предстоит решить, будут ли Казахстан и инвесторы создавать завод по переработке карачаганакского сырья. Сегодня Минэнерго и компании подписали меморандум о сотрудничестве в данном направлении. Со стороны Shell Казахстан получит техническую поддержку для оценки будущих перспектив. Также стороны создадут координационный комитет, в который войдут министр энергетики Канат Бозумбаев, председатели правления КМГ и КТГ – Сауат Мынбаев и Рустам Сулейманов, а также директор по разведке и добыче нефти и газа Shell Эндрю Браун.
Как считает глава Минэнерго, нефте– и газохимия помогут Казахстану хеджировать свои риски от будущих колебаний на сырьевом рынке.
Судьба возможных проектов зависит от решения участников Карачаганака о расширении его мощностей.
"Временных рамок или ограничений по стоимости мы на сегодня не ставим. Наша задача решить, стоит ли строить на базе Карачаганакского месторождения какой-то крупный нефтехимический и газоперерабатывающий комплекс. Могут быть различные сценарии. Они зависят от того, сколько инвесторы вложат в разработку месторождения и от ее методов – больше или меньше закачать газа (в пласт – прим. Авт.). Плюс, зависит от судьбы Оренбургского ГПЗ (Россия – прим. Авт.), который тоже можно модернизировать, также и от нашего исследования", - пояснил господин Бозумбаев.
Проект расширения мощностей Карачаганака сегодня находится на стадии согласования – участники оптимизируют свои расходы. Как отметил министр, при цене не более 50 долларов за баррель компании "считают каждый тиын".
"Но мы сегодня с господином Брауном разговаривали и оба решили, что мы должны этот процесс сделать интенсивнее. Не хочу вас обманывать, я бы хотел, чтобы (решение о расширении – прим. Авт.) приняли в этом году. Ведь бюджеты на следующий год компании будут формировать уже в этом. Поэтому я бы хотел, чтобы конечное решение было принято", - сказал глава ведомства.
Согласно подписанному меморандуму, компании и Минэнерго также будут работать над повышением нефтеотдачи и развитием возобновляемых источников энергии. Министр с сожалением упомянул, что Казахстан отстает от других постсоветских республик по коэффициенту извлечения нефти.
Shell – международный концерн, объединяющий энергетические и нефтехимические компании, штаб-квартира которого расположена в Гааге, Нидерланды. Shell принимает участие в четырех проектах. Это соглашение о разделе продукции по Северному Каспию (доля участия 16.81%), СРП по разработке лицензионного участка "Жемчужина" в казахстанском секторе Каспийского моря (доля участия 55%), Окончательное соглашение о разделе продукции Карачаганакского месторождения (доля участия через "Би Джи Групп" - 29.25%), и Каспийский Трубопроводный Консорциум, доставляющий казахстанскую нефть на мировые рынки (доля участия 7.4%).
Запасы нефти на Карачаганакском месторождении достигают 1,2 млрд тонн, газа - 1,35 трлн кубометров. Согласно соглашению о разделе продукции, подписанном в 1997 году сроком на 40 лет, разработкой Карачаганака занимается международный консорциум в составе "Би Джи Груп" (29,25%), "Эни" (29,25%), "Шеврон" (18%), "ЛУКОЙЛ" (13,5%) и "КазМунайГаз" (10%). За первое полугодие 2016 года консорциум Karachaganak Petroleum Operating B.V. (KPO) добыл 78,8 млн баррелей (в нефтяном эквиваленте) стабилизированных и нестабилизированных жидких углеводородов, газа и топливного газа, увеличив показатель на 11,3%. Объем обратной закачки газа для поддержания пластового давления составил 4,34 млрд кубометров - 44% от общего объема добытого газа.
Куралай Абылгазина