/img/tv1.svg
RU KZ
Казахстан занял второе место в мире по количеству улучшений для бизнеса

Казахстан занял второе место в мире по количеству улучшений для бизнеса

Всемирный банк опубликовал свой ежегодный доклад "Ведение бизнеса 2017" (Doing Business). Казахстану есть чем гордиться - из 190 стран, включенных в доклад, республика заняла 35-е место, поднявшись за год сразу на 16 пунктов (в 2016 году - 51 место), и вышел на второе место в мире по количеству улучшений за последний год.

08:06 28 Октябрь 2016 3639

Казахстан занял второе место в мире по количеству улучшений для бизнеса

Автор:

Ирина Севостьянова

По данным исследования, Казахстан реализовал семь регуляторных реформ, – наибольшее количество в странах Центральной Азии – тем самым создав более благоприятные условия ведения бизнеса для местных предпринимателей. Соседи Казахстана по центрально-азиатскому региону существенно отстают: Узбекистан внедрил три ключевых реформы, в то время как Кыргызская Республика и Таджикистан провели по одной реформе.
За прошедший год Казахстан провел реформы в семи из десяти сфер, анализируемых исследованием "Ведение бизнеса". Это такие показатели, как "Регистрация предприятий" - рост на 9 пунктов (с 54-го на 45-е место); "Получение разрешений на строительство" - рывок сразу на 56 пунктов (с 78-го на 22-е место рейтинга); "Подключение к системе электроснабжения" - рост на 27 пунктов: в рейтинге 2016 года по этому показателю Казахстан находился на 102 месте, в рейтинге 2017 - на 75-м.
По показателю "Защита миноритарных инвесторов" Казахстан вышел в тройку лидеров, поднявшись в сравнении с прошлогодней оценкой, с 25 места сразу на третье. По индикатору "Международная торговля" подъем на 9 пунктов -119 место (год назад - 128-е). По показателю "Разрешение неплатежеспособности" также подъем на 9 пунктов - с 46 места на 37-е.
По двум показателям место Казахстана в рейтинге осталось неизменным: "Обеспечение исполнения контрактов" - 9 место, "Регистрация собственности" - 18 место.
По такому показателю как "Получение кредитов", напротив, отмечено снижение на 5 пунктов - с 70 места Казахстан опустился на 75-е. И на 3 пункта снизились позиции страны по показателю "Налогообложение" - с 57 места Казахстан опустился на 60-е.
Если сравнивать с соседями по региону, условия ведения бизнеса в Казахстане, бесспорно, выигрывают с большим преимуществом. Так, в Кыргызстане, занявшем 75-е место в мировом рейтинге, отмечена одна положительная реформа в сфере международной торговли. Страна сократила время и затраты на экспорт за счет вступления в Евразийский экономический союз.
Таджикистан повысил свой прошлогодний рейтинг, поднявшись со 130-е на 128-е место. За прошедший год эта страна упростил процедуры уплаты налогов за счет внедрения электронных счетов-фактур и включения дорожного налога в электронную систему оформления и уплаты налогов. Более того, вследствие сокращения ставок дорожного налога и налога на прибыль, сокращены затраты на уплату налогов. В то же время, создание предприятий в Таджикистане стало более сложным из-за требования регистрации в качестве плательщика НДС для предприятий с годовым доходом более 500 000 таджикских сомони.
Узбекистан занял 87-е место в рейтинге этого года, реализовав три реформы в таких сферах, как «Регистрация собственности», «Защита миноритарных инвесторов» и «Налогообложение». Страна упростила передачу прав на собственность за счет повышения прозрачности информации, усилила защиту миноритарных инвесторов путем разъяснения структуры собственности и контроля, и, наконец, сократила затраты, связанные с уплатой налогов за счет снижения единой ставки социальных платежей для работодателей, а также ставки налога на прибыль предприятий.
Всего в рейтинг "Ведение бизнеса 2017" вошло 190 стран, включая Сомали. Возглавила рейтинг Новая Зеландия, лидер прошлых десяти лет - Сингапур - спустился на вторую строчку. На третьем месте - Дания. В десятку лидеров также вошли Гонконг, Южная Корея, Великобритания, Норвегия, США, Швеция и Македония. Казахстан в рейтинге между Японией и Румынией, опередив такие государства, как Россия, Бельгия, Италия, Греция и Люксембург.
Ирина Севостьянова

Бакытжан Сагинтаев: «Казахстан опустился в Doing Business из-за нерадивых госслужащих»

Сотрудники госорганов пытались спрятать барьеры в строительном секторе от Всемирного банка.

29 Ноябрь 2017 22:11 41128

Фото: Мария Матвиенко

Казахстан опустился в рейтинге Doing Business Всемирного банка с 35 на 36 место из-за «нерадивых» госслужащих. Таким откровением поделился на расширенном заседании президиума национальной палаты предпринимателей «Атамекен» премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев.

Глава правительства отметил, что по повышению показателя Казахстана в рейтинге Doing Business в последние три года была проведена определенная работа, однако Казахстан опустился в этом году в данном рейтинге из-за «нерадивых госслужащих».

«Мы по рейтингу в прошлом году заняли 35 место, в этом году 36. Честно, говоря, мы ожидали, что мы вообще будем в двадцатке, потому что с поддержкой депутатов зашли с шестым пакетом поправок по Doing Business. За три года - это огромная работа. Мы в этом году зашли по тысячам статей. И откатились на одно место – 36. По одному пункту заняли вообще первое место. И тут оказалось, что по итогам, когда мы по строительной части показывали в прошлом году, что мы поднялись на 100 пунктов вперед. И наши доблестные сотрудники кое-какие вещи скрыли, спрятали от всех. И как право применение пошло – это все вскрылось. И то, что вскрылось – нас оттянуло на одно место назад. Было просто обидно, что такая огромная работа была сделана и нерадивые наши коллеги таким образом, это по строительной части, хотели то, что схвачено не отпускать. Они думали, что никто не заметит, но бизнес приходит, просит бумагу и тут же выявляется. Мы сейчас это все исправляем и на следующий год это будет по другому выглядеть», - сказал премьер.

В начале ноября сообщалось, что в очередном рейтинге комфортности ведения бизнеса Doing Business 2018 Всемирного банка Казахстан занял 36-е место по сравнению с 35-м местом годом ранее. Ключевой для снижения рейтинга стала сдача позиций по параметру «получение разрешений на строительство», где Казахстан скатился сразу на 30 пунктов – с 22-го на 52-е место

«В части таможенного оформления. У нас три проблемы – это подключение к сетям, строительство и международная торговля. Международная торговля – это граница. Мы по строительству привели в порядок. По подключению тоже на хорошую позицию вышли, а вот не двигаемся по международной торговле. Это в первую очередь, граница. Чтобы мы ни говорили, как бы ни говорили, что у нас в первую очередь нет выхода к морю, а у тех страны, которые впереди нас стоят, тоже нет выхода к морю. Просто вся процедура на таможне вручную, все непрозрачно. Из-за этого мы не можем двигаться. Здесь работу начали, Ерболат Аскарбекович (вице-премьер Досаев – прим. автора) занимается. Я думаю, что с участием «Атамекена», ребята активно принимают участие и в рамках шестого пакета изменений в законодательство многие вещи будут изменены и мы это заложили также в программу, которую на следующей неделе будем принимать, «Цифровой Казахстан», - продолжил Бакытжан Сагинтаев.

Глава правительства также поддержал предложение НПП об ограничении демпинга при строительстве.

«По закупкам полностью поддерживаю, потому что мы видим, что большие деньги на строительную часть мы выделяем и депутаты выступают, и регионы выступают, что необходимо строить больницы, школы, детские сады. Много-много социальных объектов, но в итоге качество очень хромает, вовремя не заканчивают работу, потом идет удорожание. Давайте, в принципе мы готовы в правительстве рассмотреть: пять процентов - давайте договоримся, что будет пять процентов. Сядем и вместе отработаем и, если ниже пойдет понятно, что ты хочешь в итоге получить», - сказал он.

В ходе заседания заместитель председателя правления национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Тулемис Шотанов предложил механизм совершенствования антидемпинговых мер. Дело в том, что ежегодно объем госзакупок составляет около 3,5 трлн тенге. Из них на строительство приходится порядка одного триллиона человек. В настоящее время, полагает г-н Шотанов, наблюдается искусственное снижение стоимости недобросовестными поставщиками. Сумма, выделенная для закупа строительно-монтажных работ, снижается на 72%. Сумма, выделенная на проектно-сметную документацию, снижается на 34%. Сумма, выделенная на технический надзор, снижается на 99%. Неэффективное применение антидемпинговых мер приводит к: отсутствию добросовестной конкуренции; использованию некачественного материала; некачественному строительству; срыву сроков исполнения госзаказа; снижению цен на услуги технадзора до 0,1 тенге; коррупционным рискам и уклонению от уплаты налогов. В качестве примера на слайдах был приведен объем закупок АО «НК «КазАвтоЖол» на 2017 год на строительство дорог – 343 млрд тенге при отсутствии минимальных порогов.

В связи с этим Тулемис Шотанов озвучил предложение НПП установить минимальные пороги демпинговых цен: для проведения строительно-монтажных работ – 5%; для разработки ПСД – 5% и для проведения технадзора – 10%.

Что касается сроков возможного внесения изменений в действующие правила игры по госзакупкам при параллельной возможности поддержки местных производителей, то Бакытжан Сагинтаев сообщил, что представители бизнеса и госорганов могут обговорить это уже в декабре этого года.

«Со следующего года пока мы еще не начали закупки, давайте в декабре определимся, уже с января тогда на местах уже не смогут по отдельности покупать то, что можно централизованно покупать и поддерживать наших отечественных производителей», - сказал он.

Что касается государственно-частного партнерства, то Бакытжан Сагинтаев готов также рассмотреть возможность облегчения действующего механизма ГЧП для малого и среднего бизнеса.

«Есть такие моменты, о которых необходимо сказать. Касательно ГЧП. Нам и наши зарубежные инвесторы говорят: вы покажите, что у вас в стране ГЧП работает, чтобы мы к вам пришли. Какой-то большой проект покажите, что на самом деле сработало в Казахстане, чтобы потом можно было всем говорить, что ГЧП работает. Сколько лет мы говорим про БАКАД. Да, после того как мы провели конкурс, завершили, отработали – мы до сих пор не подписали. Мы ожидаем буквально на следующей неделе завершить и подписать все соответствующие документы по БАКАД. Сам процесс от начальной даты конкурса, проведения конкурса до подписания у нас два года прошло. Есть много вопросов, но тем не менее, это не есть хорошо. Что касается того, что это в одно касание будет там, где работает малый и средний бизнес, пожалуйста, я не возражаю. Дайте нам как правильно. Типовые договора или что-либо еще. Мы каждый год меняем законодательство по ГЧП. Все равно стоит на месте», - сказал он.

Бакытжан Сагинтаев отметил, что в разных странах ГЧП развивается по-разному и в разных отраслях. При этом возможность закладывать договор ГЧП для получения банковского финансирования, полагает он, зависит от скорее от позиции Национального банка и банков второго уровня, в то время как само правительство готово поддержать предложение НПП.

«Каждая страна имеет свою специализацию. Великобритания все силы бросила на здравоохранение по ГЧП, а остальное – как получится. Мы же сейчас кидаемся по всем направлениям. Но здесь вопрос, который сейчас говорили по залогам…. Мы всегда поддерживаем, но с их стороны есть вопрос: почему ГЧП договора в залог не берутся? Национальный банк ссылается на банки, банки – на кого-то. Мы-то готовы, мяч не на нашей стороне. Мы все предложения, которые были озвучены еще летом по этой части, в правительстве приняли. Остался один только вопрос касательно финансового блока. Здесь, если Национальный банк вместе с банками второго уровня поддержит вас, пожалуйста, мы абсолютно не возражаем», - сказал он.

Бакытжан Сагинтаев также сообщил, что в результате оптимизации субсидий будут высвобождаться деньги.

«По субсидированию естественно это большой вопрос. Мы на каждой встрече в регионах об этом говорим. Понимание правильное в принципе есть и Иван Адамович (глава хозяйства «Родина» Сауэр – прим. автора) может с нами где-то соглашаться, где-то не соглашаться, так как он крепкий хозяйственник в сельском хозяйстве, но многие молодые предприниматели, которые хотели бы работать в сельском хозяйстве, всегда говорили: мы не можем дождаться ваших субсидий, нам лучше дать в виде удешевленного кредита - мы что-то купим, а так мы ничего не покупаем и нечего субсидировать даже. И остаемся на том же уровне. В этом направлении Минсельхоз свою работу проводит и идет большая оптимизация. 11 ненужный субсидий в этом году мы уже оптимизировали, 24 млрд тенге свободных денег получили. На следующий год, Аскар Исабекович (министр сельского хозяйства Мырзахметов – прим. автора) докладывал, также запланирована отмена еще 11 субсидий и плюсом придет еще 24 млрд. То есть в рамках тех денег, которые у нас имеются, мы готовы их перераспределять и далее проводить», - сказал он.

Жанболат Мамышев

«Шаг назад - это тоже успех»

Эксперты об «отступлении» Казахстана в рейтинге Doing Business 2018.

01 Ноябрь 2017 18:16 4687

Представители Всемирного банка считают нынешнее 36-е место Казахстана в рейтинге комфортности ведения бизнеса Doing Business 2018 подтверждением успешности реформ.

Напомним, что в прошлом году Казахстан совершил настоящий рывок в этом рейтинге, поднявшись с предыдущего 51-го на 35-е место, а в этом году опустился в обновленном рейтинге на 36-е место. Безусловно, это выглядит не слишком эффектно на фоне сменившей Казахстан на 35-й позиции России, которая за этот же год поднялась на пять позиций. Но представители Всемирного банка подчеркивают: делать на основании этого выводы о том, что реформы в Казахстане забуксовали, нельзя.

Более того, то, что Казахстан, проведя до этого большое количество реформ (республика в рейтинге делит второе-третье места с Македонией по количеству проведенных за последние 15 лет реформ – по 41-й, больше «реформировалась» только Грузия – 47 реформ), продолжает с таким «высоким стартом» оставаться в четвертом десятке, является, по их мнению, успехом.

Бег на месте не всегда прохиндиада
«В этом году Казахстан занял 36-е место, и если сравнивать с другими странами региона, то это все равно очень хорошее и высокое место», – заявил в среду в ходе презентации отчета ВБ специалист по развитию частного сектора Всемирного банка в Казахстане Ералы Бексултан. – Что касается изменения рейтинга по сравнению с прошлым годом, здесь надо понимать, что данный рейтинг является относительным. Каждый год несколько сотен стран занимаются реформированием, и предсказать движение той или иной страны в этом рейтинге очень сложно. Другими словами, чтобы даже оставаться на своем месте в этом рейтинге, нужно бежать изо всех сил. И если с этой точки зрения подходить, то Казахстан делает очень хорошую работу, если даже при таком уровне конкуренции он все равно проводит реформы и остается лидером по региону», – добавил он.

Самый впечатляющий рывок в этом году в рейтинге совершил Узбекистан – на 16 позиций, до 74-го места, и его пример подтверждает утверждение экспертов о том, что чем ниже старт у страны, тем выше ее позиции в результате реформирования.

«Возьмем Узбекистан – он далеко продвинулся в рейтинге потому, к примеру, что был однозначный прогресс по такому индикатору, как открытие компаний благодаря внедрению электронной платформы, облегчающей регистрацию бизнеса, и хороший прогресс был достигнут в получении разрешений на строительство за счет облегчения процедуры получения земельных участков», – говорит директор глобальной программы по развитию торговли и конкурентоспособности группы Всемирного банка Сесиль Фруман.

Но то, что для Узбекистана является реформой, для многих стран является уже обыденностью – именно поэтому Ташкент и опережает их в этом году по текущим показателям. А есть показатели абсолютные, главный из которых – удаленность от передовых рубежей по индикаторам, включенным в рейтинг ВБ. И эти показатели гораздо важнее динамичной и постоянно меняющейся «текучки».

Сингапур уже на горизонте
«Удаленность от передовых рубежей – это абсолютный показатель, который демонстрирует, насколько суммарно продвинулась страна, пытаясь приблизиться к самому лучшему положению дел», – говорит Сесиль Фруман.

«По этому индикатору Казахстан имеет рейтинг, равный 75,4% – это значит, что страна уже прошла три четверти пути, чтобы быть признанной лучшим реформатором», – подчеркивает она.

«В плане достижения передовых рубежей абсолютный рейтинг мне кажется важнее, потому что он показывает удаленность состояния дел бизнес-климата в стране от глобальных лучших практик, – соглашается с ней Ералы Бексултан. – То есть если глобальная лучшая практика по регистрации бизнеса – это Сингапур, где данная процедура занимает минимальное количество времени и затрат, то в процентном измерении на основании этого отчета можно показать, насколько та или иная страна продвинулась до того момента, чтобы достичь этого предела. Так вот, Казахстан в этом году, несмотря на то, что его относительный рейтинг уменьшился, абсолютный рейтинг свой улучшил. А это, на мой взгляд, более важный показатель, который показывает, что страна в абсолютном измерении улучшает свой бизнес-климат. И относительно лучших практик мира она движется вперед. Три четверти этого пути страна уже проделала, и нужно понимать, что оставшаяся четверть – самая сложная, потому что конкуренция увеличивается, мы теперь входим в зону конкуренции, сравнения со странами ОЭСР», – подчеркивает он.

Что касается дальнейшей работы, то, по мнению Ералы Бексултана, у Казахстана при всем многообразии уже проведенных реформ в силу «географических особенностей и стадии развития» есть еще некоторые области, где есть еще большой задел для улучшения.

«Трансграничная торговля – один из таких индикаторов, получение разрешений на строительство, подключение к электричеству – есть и другие индикаторы, где можно провести дальнейшие реформы, единственное, нужно понимать, что эти реформы непростые», – говорит он.

«Мы видим, что правительство Казахстана проводит эти реформы, постепенно они внедряются. Но здесь надо понимать, что, когда проводятся системные реформы, поскольку Doing Business опрашивает не только госорганы, а также в большинстве случаев учитывает мнение именно частного сектора, ему нужна не реформа, проведенная на бумаге, а результаты ее реализации. По сути дела, стоит вопрос: та или иная реформа работает в государстве или нет. И в данном случае перед госорганами стоит задача добиться качественной реализации тех реформ, которые они планируют», – добавляет он.

Один из примеров такой неработающей реформы в Казахстане – это отказ от требования наличия у компании печати при ее регистрации. По наблюдениям специалиста ВБ в Казахстане, центральные госорганы республики целенаправленно убирали это требование, но практика показывает, что компании продолжают заказывать эти печати и тратить на это деньги.

«Соответственно, нужно тут разбираться, зачем они это делают, значит, кто-то где-то с них эту печать по-прежнему требует», – заметил Ералы Бексултан.

«Это один из примеров, таких примеров намного больше. Там, где процесс разрешительный находится в ведении нескольких госорганов, необходима координация их деятельности со стороны государства, качественная координация. Мы часто видим: когда системные реформы касаются сразу нескольких госорганов, они буксуют именно по этой причине – до самих госорганов иногда бывает сложно донести и реализовать правильную практику. Это проблема не только Казахстана, это везде существует, в тех же самых сферах, где идет пересечение интересов разных госорганов», – добавил он.

Помимо этого, по его мнению, о нововведениях важно также правильно информировать сам частный сектор: никто не отменял требование читать законы, но многие компании могут просто не знать о нововведениях.

«Пока они обучатся, пока набьют шишки, пройдет время», – замечает Ералы Бексултан.

«Вот чтобы этот временной разрыв сократить, имеет смысл госорганам объяснять эти реформы тоже. Мы видим, что госорганы этим в Казахстане занимаются, мы видим, что они все больше и больше уделяют этому внимание, но вопрос комплексный, и много усилий нужно отдавать координации, тогда только можно увидеть быструю отдачу в рейтинге», – заключил он.

Три кита реформ: ИКТ, обратная связь и координация
Директор же глобальной программы по развитию торговли и конкурентоспособности группы Всемирного банка Сесиль Фруман, говоря о будущем, заявила, что видит определенные возможности по ликвидации разрывов, которые имеются в регулятивной деятельности в Казахстане, во внедрении информационных технологий, которые ускоряли бы все процессы.

«Также необходимо внедрение механизма улучшения реальной обратной связи с частным сектором и создание цикла получения подобных отзывов», – добавила Сесиль Фруман.

«И важно продолжать работу по оценке эффективности воздействия, вы должны иметь систему, позволяющую документировать проводимые реформы и получаемые результаты, то есть мы должны видеть, как реформы реально меняют ситуацию на местах. Соответственно, чиновники должны становиться более клиентоориентированными, обеспечивать большую прозрачность своей деятельности и в большей степени быть ориентированными на поддержку частного сектора», – подчеркнула она.

И согласилась с Ералы Бексултаном относительно необходимости четкой координации реформаторской деятельности госорганов, приведя в пример Индию, которая достигла в рейтинге «колоссальных результатов в этом году», поднявшись на 30 позиций.

«Это стало возможно благодаря эффективной внутренней координации: вы только представьте размеры Индии, и как непросто было в связи с этим решить данную задачу», – сказала представительница ВБ.

В принципе, в России расстояния еще больше, а инерция ее чиновничества уж точно не меньше, чем у индийской бюрократии. Так что продвижение России на пять строк вверх тоже можно считать успехом координации в продвижении реформ. Ну а раз так, то Казахстану с гораздо меньшей территорией и меньшим населением сам Бог велел «подтянуть» координацию реформаторской деятельности. Чтобы как минимум сохранить свое присутствие в числе первых 40 стран рейтинга на следующий год и побыстрее пройти оставшуюся четверть пути в абсолютной части рейтинга.

Игорь Воротной

Материалы по теме