/img/tv1.svg
RU KZ
Казахстан ждет результаты ТЭО проекта Евразийской ВСМ

Казахстан ждет результаты ТЭО проекта Евразийской ВСМ

Расчеты со стороны КНР отражают нерентабельность его строительства в текущих параметрах, а бремя расходов придется повесить на налогоплательщиков.

09:48 09 Июль 2018 3988

Казахстан ждет результаты ТЭО проекта Евразийской ВСМ

Автор:

Майра Медеубаева

Сроки реализации проекта, источники финансирования и экономическая эффективность строительства Евразийской высокоскоростной железнодорожной магистрали (Евразийской ВСМ) по маршруту Пекин – Астана – Москва – Берлин пока не определены. Более предметные расчеты появятся после завершения разработки технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта, которую осуществляет российская сторона, сообщили abctv.kz в Министерстве по инвестициям и развитию.

Напомним, идея проекта Евразийской ВСМ как прообраз железнодорожного «Шелкового пути» принадлежит президенту Казахстана, она была озвучена 10 июня на XVIII заседании Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Циндао (Китай).

В конце июня этого года крупнейший строитель железных дорог в КНР, China Railway Eryuan Engineering Group (CREEC), проанализировал финансовые и технические условия и пришел к неутешительному выводу – проект нерентабельный. Соответствующую оценку китайская компания представила российско-китайской рабочей группе, которой предстоит определиться с дальнейшими шагами, передает со ссылкой на источник в правительстве РФ rbc.ru.

Общая стоимость в китайских расчетах оказалась на 40% больше российской, а именно 9,8 трлн рублей (около 53,2 трлн тенге). При этом по расчетам CREEC, российский участок самый дорогой и будет стоить половину от заявленного бюджета.

Текущие параметры проекта, по данным российского издания, предполагают, что 60% средств будет привлечено в виде долга по ставке 5,75% годовых, что уже вдвое ниже рыночных внутрироссийских ставок. И даже в таком виде проект не окупаемый, уверены китайцы.

Рентабельности проекту могут придать обнуление ставок по кредитам. В таком случае окупаемость наступит через 27 лет, а внутренняя норма доходности составит 2,88%. Другими словами, без субсидий и господдержки, экономика проекта под вопросом, а с ними речь идет о финансировании стройки за счет бюджета на средства налогоплательщиков.

В феврале 2018 года подписан меморандум по взаимодействию в области развития магистрали «Евразия» между ОАО «Российские железные дороги» и АО «НК «Қазақстан темір жолы». В рамках указанного меморандума сформирован План мероприятий по реализации проекта на уровне железнодорожных администраций, согласно которому казахстанской стороной разработан проект технического задания на ТЭО проекта строительства скоростной магистрали.

Ранее, в ноябре 2017 года в рамках Казахстанско-российской межправительственной комиссии по сотрудничеству Казахстан и Россия договорились взять за основу маршрут Москва – Казань – Екатеринбург – Челябинск – Горбуново – Петропавловск – Кокшетау – Астана – Караганда – Балхаш – Алматы (Капшагай) – Алтынколь, сообщили в министерстве. Целью проекта является формирование грузопассажирского скоростного железнодорожного коридора между Китаем и Европой.

Предварительная оценка российской стороны гласит, что в течение первых пяти лет ожидается увеличение транзита в направлении Китай – Европа и обратно в 3,3 раза или на 5,9 млн, до 8,5 млн тонн в год. Далее транзит в указанных направлениях планируется довести до 16,6 млн тонн в год.

Объем пассажирских перевозок по территории Казахстана в течение первых пяти лет составит порядка 6 млн человек с последующим увеличением до 8-9 млн человек в год. В целом, по проекту пассажирооборот ориентировочно составит 41,4 млн человек в год с перспективой роста до 58 млн человек в год. Общая протяженность Евразийской ВСМ составит 9,5 тыс. км, из которых 1,73 тыс. пройдет по территории Казахстана.

Майра Медеубаева

Как запрет авиасообщений отразился на логистике Казахстана

Грузооборот для воздушного транспорта за время карантина в РК снизился на 46,1%.

03 Сентябрь 2020 09:07 2212

Фото: Максим Морозов

Запрет на авиасообщение с ОАЭ, Белоруссией, Германией, Нидерландами, Египтом, Украиной и Россией сильно повлиял как на пассажирские, так и на грузовые перевозки. Грузооборот для воздушного транспорта за время карантина в РК снизился на 46,1% в сравнении с прошлогодним. Об этом директор филиала группы компаний AsstrA в Алматы Рамиля Ахметова сообщила корреспонденту Inbusiness.kz.

«С этими странами у нас был постоянный товарообмен электроникой и фармацевтикой, которые часто доставляют авиатранспортом. Когда число рейсов сократилось, грузы с пометкой «срочно» стали отправлять другими видами транспорта. Автомобильные грузоперевозки, конечно, в этот период также реализовывались с трудом в связи с большими задержками на границе. В итоге всех «выручили» перевозки железнодорожным транспортом. Помимо этого, количество рейсов из Юго-Восточной Азии (Корея, Гонконг, Малайзия) сократилось в пять раз», – говорит Рамиля Ахметова.

По словам директора филиала, из-за введенных ограничений в следствии пандемии колоссальные убытки понесли авиакомпании, доставляющие только гуманитарные грузы. Так, авиакомпании Казахстана за первое полугодие заработали на 40% меньше, чем за тот же период 2019 года. Пандемия сильно ударила по отрасли. Большая часть коммерческих грузов находилась в ожидании чартерных рейсов, либо же их перенаправляли на другие виды транспорта.

Вместе со снижением товарооборота изменилась номенклатура товаров. На первое место вышли фармацевтическая продукция, продукты питания, медицинское оборудование и средства индивидуальной защиты.

Согласно статистике, за январь-февраль текущего года товарооборот между Казахстаном и Китаем составил $2,2 млрд, в том числе экспорт – $1,4 млрд, импорт – $789,7 млрд. По сравнению с аналогичным периодом 2019 года объем взаимной торговли вырос на 7,9%, или $159,6 млн. Рост торговли между странами был зафиксирован в январе 2020 года. Однако в феврале из-за ограничительных мер по борьбе с COVID-19 товарооборот между Казахстаном и КНР упал на 9%.

«Известно, что все-таки Казахстан больше импортирует готовую продукцию, оборудование, товары народного потребления. Именно в феврале идет разрыв в показателях, что демонстрирует, что было больше экспорта из Казахстана, нежели импорта из Китая. Парадоксально, но факт – поскольку закрыли приграничную торговлю на МЦПС «Хоргос». На границах были заторы. Поэтому в феврале, из-за ограничительных мер по борьбе с COVID-19, товарооборот между Казахстаном и КНР упал на 9%», – добавила спикер.

Товарооборот в феврале снизился в основном за счет сокращения импорта, поясняет Рамиля Ахметова. За этот период импорт Казахстана из Китая упал сразу на 23,5% за год и составил $238,6 млн. Экспорт казахстанских товаров в КНР снизился на 0,9%, до $565 млн. Казахстан экспортирует рафинированную медь, природный газ, ферроспалы, злаки и масличные семена, руды металлов, в основном первичное сырье.

Введенные ограничения отразились и на сроках доставки, спросе и тарифах авиаотправок.

«Выросла стоимость фрахта (плата за перевозку груза) – в первую очередь из-за сокращения рейсов, что негативно отразилось на сроках доставки. Например, авиапоставка из Китая до Алматы за 1 кг до карантина стоила 4,6 USD за 1 кг. В период пандемии ставка выросла в 1,5 раза, до 7,8 USD. Затем, когда ситуация стала стабилизироваться, ставка немного снизилась. Но к прежним показателям она уже не вернется», – поделилась собеседница.

По словам спикера, за время ограничений показатели изменились практически у каждой компании. Многие останавливали или сокращали производство.

«Карантин отразился и на логистике, но не критично. Грузопоток, так или иначе, движется. Приходится оперативно подстраиваться под новые обстоятельства, клиентские запросы и потребности: прорабатываем и предлагаем альтернативные варианты маршрутов, подбираем оптимальное соотношение сроков доставки и цены», – сообщает она.

Выросший за время пандемии спрос на интернет-продажи повлек за собой рост спроса на расчет и доставку сборных грузов. Некоторые компании стали демпинговать по ставкам или предоставлять привлекательные условия платежей с отсрочкой, чтобы выиграть конкуренцию. Малые компании, не всегда готовые к таким условиям игры, были вынуждены покинуть рынок. Таким образом, по словам Рамили Ахметовой, в кризис происходит своеобразный естественный отбор.

«Количество игроков рынка авиаперевозок уменьшилось: кто-то, к сожалению, не пережил кризис. Значительно выросли цены по рынку, – добавляет она. – Чтобы не было сбоев в логистике, наша команда оставалась в прежнем рабочем режиме удаленно. Все грузы были под контролем, мы – постоянно на связи с клиентами, агентами и поставщиками по каждому заказу. Стали предлагать альтернативные маршруты, учитывая перебои с автотранспортом, и сделали ставку на ж/д маршруты».

По мнению директора филиала, рынок постепенно оживает. И, если не будет резкого ухудшения эпидемиологической ситуации, грузопотоки вернутся на допандемический уровень примерно во II квартале 2021 года. Объем товарооборота станет прежним, что будет связано с отложенным спросом.

«По мнению экспертов, вирус никуда не уйдет. Невозможно, да и бессмысленно продолжать держать авиаотрасль под стеклянным колпаком. Решение логично и ожидаемо. Постепенно правительства многих государств договариваются о взаимном открытии границ и возобновлении авиасообщения, – рассуждает она. – Чтобы преодолеть текущий кризис, необходима поддержка малого и среднего бизнеса со стороны государства. Например, налоговые послабления на определенный восстановительный период, льготное кредитование. Дорогу преодолеет идущий: рынок медленно оживает».

Мария Галушко


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Перевозчикам выплатят субсидии за период ЧП с учетом фактических затрат

Мининдустрии опубликовало соответствующий приказ.

27 Август 2020 09:08 2897

Перевозчикам выплатят субсидии за период ЧП с учетом фактических затрат. Вчера, 26 августа, на площадке нормативно-правовых актов опубликован приказ министерства индустрии, касающийся правил субсидирования за счет бюджетных средств убытков перевозчиков, связанных с осуществлением социально значимых перевозок пассажиров.

В период чрезвычайных ситуаций и действия режима карантинных ограничений субсидирование убытков перевозчиков, связанных с осуществлением социально значимых перевозок пассажиров, осуществляется без пересмотра существующего тарифа на осуществление перевозок пассажиров и багажа с учетом фактических затрат перевозчиков, указывается в приказе.

В пояснительной записке уточняется, что в связи с режимом ЧП запрещается или ограничивается передвижение людей без соответствующего разрешения и ограничивается количество пассажиров в салоне автобусов, что приводит к резкому снижению пассажиропотока на регулярных автобусных маршрутах. Снижение пассажиропотока повлекло за собой потерю доходов от перевозки пассажиров по сравнению с обычным днем до режима ЧП.

Отметим, объем средств на субсидирование социально значимого автомобильного сообщения определяется как разница между тарифом на перевозку пассажиров, определенным в соответствии с методикой и тарифом, установленным местным исполнительным органом, умноженная на ежегодное количество планируемых к перевозке пассажиров. В случае определения стоимости маршрута для осуществления регулярных автобусных перевозок, исходя из общего годового пробега автобусов по маршруту (км), объем средств на субсидирование убытков перевозчиков определяется как разница между доходами к получению от количества планируемых перевозок пассажиров и багажа и стоимостью маршрута.

В 2020 году в бюджете Нур-Султана на субсидии автопаркам заложено 4 млрд тенге.

Майра Медеубаева


Подпишитесь на наш канал Telegram!