Минсельхоз РК не видит оснований отказываться от поставок из Польши по просьбе партнера по ЕАЭС.
Астана не собирается присоединяться к запрету на ввоз рыбной продукции из Польши, введенный Российской Федерацией в конце сентября этого года, сообщила в субботу, 10 октября, вице-министр сельского хозяйства Казахстана Гульмира Исаева.
По словам вице-министра, с официальным запросом поддержать санкции против польских рыбоперерабатывающих предприятий к Казахстану обратился Россельхознадзор – российская федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Основания для введения временных ограничений на импорт рыбной продукции из Польши – отказ Варшавы от инспекции 14 польских рыбоперерабатывающих предприятий. Временные ограничения были введены Росссельхознадзором 30 сентября этого года и распространились, в том числе, на рыбные консервы. Проверка должна была пройти в период с 26 октября по 6 ноября текущего года. Однако 25 сентября от ветеринарной службы Польши в Россельхознадзор, который выступал инициатором данной инспекции, поступил ответ: польские предприятия отказываются от инспекции без указания обоснованных причин.
- В соответствии с действующим положением «О проведении инспекций», если инспекция не проведена, то, соответственно, нет результатов, – заявила Исаева журналистам в субботу, в ходе посещения Национального референтного центра по ветеринарии. – Результаты инспекции показывают, соответствует ли предприятие требованиям качества, безопасности, то есть производят ли они действительно безопасную продукцию. Продукция низкого качества, несоответствующая требованиям технических регламентов ЕАЭС, не обнаружена, так как не проведена сама инспекция. Поэтому Казахстан в данном случае не присоединяется к этим мерам.
При этом представительница аграрного ведомства республики особо подчеркнула, что в данном случае казахстанская сторона действует «в строгом соответствии с действующим законодательством». И уточнила, что в Россельхознадзор уже направлен наш отказ присоединиться к временным ограничениям, инициированным Россией.
Отметим, что не в первый раз казахстанский Минсельхоз отказывается поддержать российские санкции против пищевой продукции из Старого Света. В августе этого года Россельхознадзор пытался добиться взаимности по аналогичному поводу от казахстанского комитета ветеринарного контроля и надзора в отношении 14 норвежских рыбоперерабатывающих предприятий. И тогда ответ уполномоченного органа был аналогичным: нет результатов проверки, нет жалоб потребителей на низкое качество продукции – нет и повода для запретов.
Кроме того, в Министерстве сельского хозяйства Казахстана тогда напомнили российским коллегам, что, согласно договору о ЕАЭС, продукция казахстанских предприятий, использующих для переработки на территории своей страны рыбу и рыбопродукцию из Норвегии, при выполнении определенных технологических операций считается продукцией, произведенной в Республике Казахстан. И, соответственно, не может быть ограничена к свободному перемещению между территориями государств-членов ЕАЭС.
Грубо говоря, сельдь, попавшая в Казахстан из Норвегии в виде полуфабриката и прошедшая, условно говоря, какую-либо технологическую обработку на нашей территории, под санкции попасть не может. Значит, норвежцы теоретически могут рассчитывать на российский рынок, найдя казахстанского партнера, заинтересованного в проведении упомянутых операций с норвежской селедкой и – самое главное – выстроив логистическую цепочку, которая в идеале будет миновать территорию России.
«Шелковый» для рыбы путь изыскать крайне сложно, поскольку, во-первых, речь идет о логистических издержках, которые скажутся на конечной цене и, как следствие, на конкурентоспособности европейской продукции. А, во-вторых, речь идет все-таки о достаточно специфическом с точки зрения условий хранения товаре, для которого несколько лишних дней, не говоря уже о неделях, в пути могут оказаться критическими. И создать те самые условия «обнаружения продукции низкого качества», при которых Астана готова будет присоединиться к временным ограничениям. В Россельхознадзоре поэтому, надо полагать, не сильно расстроены отказом казахстанской стороны, понимая, что особой логистической альтернативы России для транспортировки скандинавской и польской рыбной продукции у Казахстана нет.
А опыт «заворачивания» норвежской рыбы, предназначенной для Казахстана, у россиян имеется еще с весны этого года, то есть до отказа норвежцев пустить российских инспекторов на свои рыбозаводы. Тогда в России задержали грузовик, который вез почти 18 тонн замороженного лосося из Норвегии в Казахстан. Товар сопровождался ветеринарными сертификатами двух стран Европейского союза. Однако, согласно указанию Россельхознадзора, на российских пунктах пропуска действуют нормы постановления правительства РФ о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности. Оно касается всех ветеринарных грузов, ввозимых в адрес получателей из Казахстана и других стран, и запрещает транзит подобной продукции. В итоге товар был отправлен на сопредельную территорию – отправителям.
Но если на отказ Казахстана поддерживать запреты на ввоз продукции из Европы у Москвы есть «логистическое оружие», то с Минском, который в августе этого года также отказался поддерживать запрет на импорт европейского продовольствия, Россельхознадзору совладать гораздо сложнее в силу географии.
«Нужны нам польские яблоки – мы покупаем, но не для России, а для внутреннего рынка, – цитировал в августе президента Беларуси Александра Лукашенко его официальный сайт. – Нужны какие немецкие деликатесы – также покупаем для внутреннего потребления. Надо нам что переделывать – мы покупаем и перерабатываем». При этом Лукашенко пообещал, что транзитом в Россию запрещенные импортные продукты через Беларусь пройти не смогут.
В чем, впрочем, эксперты сильно сомневаются ввиду отсутствия на российско-белорусской границе таможенных постов. Да и упомянутая казахстанским Минсельхозом норма о невозможности запрета европейских полуфабрикатов, прошедших на территории стран-членов ЕАЭС ряд технологических операций, на российско-белорусские взаимоотношения также распространяется.
Игорь Воротной