В казахстанском сегменте социальных сетей набирает обороты необычный тренд. Пользователи массово публикуют призывы к подписчикам перечислить им на карту символические суммы – 100 или 200 тенге. Цель "народного сбора" варьируется от покупки квартиры до простого социального эксперимента. Редакция inbusiness.kz выяснила у эксперта, может ли такая активность привлечь внимание фискальных органов и грозит ли участникам "акции" блокировка счетов.
20 тысяч по 100 тенге
Ленты соцсетей заполнились видео и постами с похожим содержанием: "Нас здесь 20 тысяч человек. Если каждый скинет по 100 тенге (это меньше, чем стоит жвачка), я соберу на первоначальный взнос". Авторы подобных публикаций апеллируют к "коллективному разуму" и магии маленьких цифр, утверждая, что для отправителя сумма незаметна, а для получателя может стать судьбоносной.

Однако за внешней безобидностью "игры в краудфандинг" скрываются вполне реальные юридические и налоговые риски. С 2025 года в Казахстане действует тотальный контроль за мобильными переводами, и резкий всплеск транзакций на личную карту не останется незамеченным.
Мы обратились к налоговому эксперту Айдару Масатбаеву, чтобы разобраться: сочтет ли налоговая эти поступления доходом и как доказать, что это всего лишь подарки от подписчиков.
Когда налоговая постучит в дверь?
Главный вопрос, который волнует участников тренда: при каком объеме переводов стоит ждать уведомления от комитета государственных доходов?
По словам Айдара Масатбаева, критерии мониторинга четко определены. Фискальные органы заинтересуются получателем, если его активность подпадет под определенные параметры.
"В соответствии с действующей политикой и критериями, утвержденными уполномоченным органом, налоговые органы будут интересоваться случаями, когда в течение трех последовательных месяцев физическое лицо получает переводы от 100 и более людей на сумму более 1 млн тенге", – поясняет эксперт.
Таким образом, если деньги поступают активно на протяжении квартала, система автоматически отметит такого пользователя.
"Если по такому объявлению наш герой получил от более 100 людей сумму, превышающую 1 млн тенге, то эта сумма автоматически будет отмечена налоговым органом. Такому инициатору объявления будет выставлено уведомление, где он обязан будет отчитаться и подтвердить, что это не доход, что он за эти 100 тенге на самом деле услуги не оказывал и ничего не продавал", – отмечает Масатбаев.
Подарок или скрытый доход?
Законодательство Казахстана не запрещает физическим лицам дарить друг другу деньги. Согласно Налоговому кодексу, имущество, полученное безвозмездно от другого физлица, не рассматривается как доход и не облагается налогом. Но есть нюанс: бремя доказывания ложится на плечи получателя.
"Формально если он докажет, что ничего не оказывает и это действительно было дарение, то действующий Налоговый кодекс сохранил норму, где безвозмездно полученное имущество от другого физического лица не подлежит налогообложению. Однако для этого налоговые органы нужно будет, конечно, убедить в том, что это было дарение", – предупреждает эксперт.
В качестве доказательной базы он рекомендует сохранять скриншоты объявлений, статистику просмотров и дату публикации, чтобы продемонстрировать причинно-следственную связь между постом в соцсетях и поступлением средств.
При этом Айдар Масатбаев подчеркивает, что налоговики в таких вопросах "крайне консервативны".
"Если такой получатель имущества не хочет, чтобы в отношении него инициировалась налоговая проверка, то в его интересах самому доказать, что это было действительно объявление и деньги были просто дарением", – говорит спикер.
Если дело дойдет до проверки
В случае если камерального контроля окажется недостаточно и будет назначена полноценная налоговая проверка, ситуация может сыграть на руку гражданину. Согласно Административному процедурно-процессуальному кодексу (АППК), действует презумпция достоверности, и доказывать нарушение должен госорган.
"Роли налогоплательщика и налоговых органов резко поменяются, и налоговому органу нужно будет доказывать, что это была предпринимательская деятельность. Это гораздо сложнее, чем налогоплательщику доказать, что это дарение. Налоговым органам нужно будет четко указать, что это была за предпринимательская деятельность, что это была за услуга, как он ее оказывал, по какой стоимости и как проводились другие бизнес-процессы", – разъясняет Масатбаев.
Эксперт добавил, что доказать факт предпринимательства, когда сотни незнакомых людей шлют по 100 тенге без встречных обязательств, фискалам будет непросто:
"Налоговым органам придется реально "попотеть", чтобы доказать, что вот эти 100 тенге, которые не сопровождаются какими-то обратными действиями, это на самом деле оплата каких-то услуг или товаров".
Риск блокировки карты
Помимо интереса со стороны налоговиков, существует и более оперативная угроза – реакция службы безопасности банка. Массовые поступления мелких сумм от разных лиц могут быть расценены как подозрительная активность в рамках законодательства о противодействии отмыванию доходов (ПОД/ФТ).
"Вполне возможно, подобная активность будет квалифицирована банками второго уровня как подозрительная. И вполне реально приостановление и блокирование карты до выяснения обстоятельств. Действующее законодательство о банках второго уровня это позволяет", – резюмирует Айдар Масатбаев.
Таким образом, прежде чем участвовать в погоне за легкими деньгами через социальные сети, казахстанцам стоит взвесить риски: от объяснительных в налоговой до полной заморозки счетов до выяснения источника происхождения средств.
Читайте по теме:
Казахстанцы массово отдают свои данные за "Тайного Санту"