В настоящее время в Казахстане с помощью SMS-паролей уже оказываются 44 услуги. Агентство по делам госслужбы (АДГСПК) предлагает полностью отказаться от услуг электронно-цифровой печати в пользу SMS-паролей. Об этом рассказала руководитель Управления департамента госуслуг АДГСПК Амина Акылбекова на конференции по цифровизации госуслуг, которая прошла 21 ноября в Астане.
По её словам, опыт Китая показывает, что для авторизации на портале электронного правительства достаточно лишь пройти первичную регистрацию путём заполнения анкетных данных, где указывается доверенный номер телефона, куда в последующем при входе на портал будут приходить SMS-пароли.
В целом в настоящее время в Казахстане 62% (462 из 741) услуг доступны в электронном виде. Стоит задача по их доведению до 90% в 2020 году.
"Вместе с тем развитие электронных услуг сдерживается необходимостью получения электронной цифровой подписи и наличия специального программного обеспечения. Поэтому мы предлагаем отказаться от использования электронной подписи и перейти к SMS-паролям по доверенному номеру", – отметила представитель АДГСПК.
Также агентство предлагает осуществить переход от принципа одного окна к принципу одного заявления.
"Зачастую предпринимателям для открытия собственного бизнеса приходится пройти несколько этапов, что вынуждает посещать один и тот же госорган по несколько раз, получать ряд госуслуг, являющихся в отдельных случаях "услугами ради получения других услуг", при этом затрачиваются финансовые средства на подготовку необходимых документов. Одним из таких аспектов является множественность этапов при получении разрешений (строительство, земельные участки и другое), что не позволяет развиваться малому и среднему бизнесу", – продолжила Акылбекова.
К примеру, получение разрешения на строительство состоит из 67 этапов и занимает до трёх лет, из которых получение земельного участка – 31 этап. В Сингапуре получение разрешения на строительство состоит из 11 этапов, что в общей сложности составляет 26 дней, по сравнению с Казахстаном это в 46 раз быстрее.
В целом в результате анализа, проведённого Министерством информации и коммуникаций, 584 госуслуги рекомендованы к оптимизации.
Директор Департамента госуслуг АДГСПК Ильдар Уйсумбаев сообщил, что с начала года населению оказано более 100 млн услуг, из которых 63% – в электронном формате, 20% – через госкорпорацию "Правительство для граждан", то есть 83% – вне человеческого фактора. Он также напомнил, по развитию электронного правительства в рейтинге ООН UN Global E-Government Development Index Казахстан наряду с Австрией занял 25-е место, среди стран Азии – восьмое место.
Открытым остаётся вопрос пользования госслужащими смартфонами на работе. По словам Уйсумбаева, в настоящее время в пилотном режиме в Министерстве информации и коммуникаций установлена система, которая при входе в здание считывает штрих-код и блокирует фотовидеофиксацию смартфонов, при выходе из здания данная функция разблокируется.
"После апробации в МИК данный проект, скорее всего, будет распространён на все госорганы", – резюмировал Ильдар Уйсумбаев.
Также АДГСПК внесло предложение по упрощению оплаты налогов. В настоящее время для оплаты налогов в банке необходимо указать код налогового органа, но часто граждане путают цифры, что оборачивается поступлением средств не на тот счёт. В этой связи агентство предлагает ввести функцию с привязкой к ИНН, чтобы налоговый орган по ИНН самостоятельно определял, на какой счёт должен поступить платёж. В данное время предложение находится на рассмотрении у заместителя премьер-министра Аскара Жумагалиева.
Председатель правления НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан" Аблайхан Оспанов сообщил, что с декабря жители Астаны и Алматы в пилотном режиме смогут в ЦОНах сдавать биометрические данные и авторизовываться на портале электронного правительства. Отметим, в настоящее время услуги egov можно получить двумя способами – с использованием ЕЦП и одноразового пароля.
"Данную процедуру мы внедряем не только для госорганов, банки также ждут начала данного проекта. Сегодня активно внедряются коммерческие услуги, электронное кредитование, денежные переводы, и необходимо подтверждение личности человека, кроме удостоверяющих документов. Технически мы уже готовы к запуску сбора данных", – подтвердил Оспанов.
Отметим, процедура сдачи биометрических данных является добровольной. Данные будут защищены. Храниться собранная биометрия будет в АО "Национальные информационные технологии". Проект реализуется по принципу государственно-частного партнёрства, государство не потратит средств на его внедрение. В целом для полномасштабной реализации проекта подписания запросов с помощью отпечатков пальцев ведётся работа по внесению изменений в законодательство.
Майра Медеубаева