Казахстанский фармацевтический бизнес оказался под ударом. Снижение покупательской способности населения, рост цен на лекарства и грядущие изменения в налоговой политике всерьез угрожают доступности жизненно необходимых препаратов. Об этом inbusiness.kz рассказал Самат Исабаев — представитель фармацевтического сектора и глава ТОО Medhouse.kz, специализирующегося на продаже медизделий.
Крен продаж в сторону рассрочек
По словам Исабаева, за последние полтора года наблюдается четкая тенденция: казахстанцы стали экономить на здоровье, предпочитая дешевые аналоги и покупая препараты в рассрочку. Все чаще они обращаются к онлайн-платформам вроде Kaspi и Wildberries, где есть удобные кредитные предложения, но зачастую — без гарантий качества или легальности товара.
"Люди все чаще берут лекарства в кредит, начиная с 5 тысяч тенге. До 60% покупок через Kaspi приходится на рассрочку", — говорит предприниматель.
Особенно тревожна ситуация с пациентами, страдающими хроническими заболеваниями. Например, диабетики начали реже покупать глюкометры и тест-полоски, что может привести к серьезным проблемам со здоровьем.
Сейчас цены на лекарства уже выросли минимум на 12–15%. Это связано, в том числе, с внедрением системы маркировки, которая потребовала дополнительных затрат от бизнеса. Но куда больше опасений вызывает предстоящее введение НДС на лекарства. Сегодня фармацевтический сектор освобожден от налога, но с 2026 года планируется ставка в 5%, а с 2027-го — уже 10%.
"Рост цен составит не 5%, а все 20–22% в 2026 году и до 40% к 2027 году. Более 80% продукции импортной — для уплаты входящего НДС бизнесу придется изымать живые деньги из оборота", — поясняет Исабаев.
Прибыль падает, рынок сжимается
Несмотря на формальный рост выручки, маржинальность бизнеса упала в разы. Рентабельность некоторых компаний снизилась с 18-20% до 3%. При этом предприниматели не могут позволить себе сокращение персонала, так как нагрузка по отчетности и взаимодействию с государством растет.
"Сейчас мы только покрываем расходы на зарплаты и налоги. Инвестировать в развитие уже нечем", — говорит глава Medhouse.kz.
Чтобы выжить, компаниям приходится внедрять автоматизацию, цифровые решения и ИИ, параллельно оптимизируя издержки. Предприниматели уверены: налоговая нагрузка и снижение спроса могут привести к вытеснению с рынка малого и среднего бизнеса. В выигрыше останутся крупные игроки, которые могут позволить себе адаптацию к новым реалиям.
По подсчетам фарм-бизнеса, только за последние два месяца их выручка сократилась на 60-70%, а в количественном выражении продажи также резко упали.
Это отражает общую тенденцию на потребительском рынке Казахстана, где рост цен, снижение доходов населения и усиление конкуренции со стороны онлайн-торговли формируют глубокий кризис в сегменте торговли.
В целом торговый сектор переживает глубокий кризис. Малый и средний бизнес сталкивается с давлением ряда критических факторов: снижением покупательской способности населения, усилением конкуренции со стороны онлайн-торговли, изменениями в налоговом законодательстве, а также ростом операционных расходов, включая аренду и фонд оплаты труда.